Понятие и виды экономических систем.
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем:
1) традиционная; Традиционная экономическая система - самая древняя система.
2) рыночная (капитализм); Основу этой системы составляют: право частной собственности; частная хозяйственная инициатива;рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.
3) командная (социализм); Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И.В.Сталиным.
4) смешанная. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер хар-ка:
приоритетность рыночной организации экономики;
многосекторность экономики;
государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
социальная защита населения.
Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA
20. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.
Еще в 40е гг. XX в Ф. Кумбс ввел термин кризис образования, под которым понимал разрыв между образованием и условиями жизни [1]. Именно этот критерий на сегодняшний момент является характерным для образования во всем мире. Мировой кризис образования заключается в смене социальной роли образования, в трансформации культурного мировоззрения, в глобализации и информатизации всего общества. И это далеко не все аспекты нынешнего кризиса. Современный кризис образования оказывается не чем-то упадочным, а скорее новым устойчивым состоянием образования. Потихоньку от самых консервативных рамок образование переходит к реакционным рамкам. Поэтому актуально кратко обозначить трансформацию современного российского образования, а также рассмотреть проблемы образования в России с учетом мирового опыта в конкретных исторических условиях.Для нашей страны резко возросла роль образования в связи с меняющимися приоритетами мирового сообщества (смена классических образовательных парадигм, расширение понятия образование, появление непрерывного образования и образования для взрослых, информационный бум и т. д.). Для современного российского образования характерны особые тенденции и проблемы. Образование из категории национальных приоритетов превращается в категорию мировых.
Проблемы образования в России также специфическим образом отражают общемировые тенденции в образовательной сфере [2]. К наиболее актуальным проблемам современного российского образования относят:
- проблема качества образования;
- проблемы эффективности образовательного процесса;
- доступность образования;
- отсутствие четкой связи между образованием и рынком труда;
- трансформация ценности образования;
- проблемы информатизации в образовательной сфере и др.
Это связано, прежде всего, с историей развития образования и его менталитетом. Смысл образования менялся на протяжении трех столетий. В ХVIII веке под образованием понималось воспитание и обучение, в советский период образование характеризовалось устойчивой связью с производством, качество советского образования высоко ценилось за рубежом. В середине 90х был четко обрисован кризис образования в связи с распадом системы общества в целом, образование приобрело приспособленческий характер. Восстановление облика образования началось в конце XX века с введением реформ, а также с выходом России на мировую арену [3].
Вторая половина XX в. особенно характерна существенными изменениями в отношении образования. В этот период все большее внимание обращалось на философию образования (цели, ценности, миссия, идеалы образования), глобальные задачи (их согласование в региональных, государственных и мировых масштабах), на организационные структуры (состав, эффективность, качество образования), финансирование, вклад в экономику, связь с другими социальными институтами.
Быстрые социальные перемены (например, интеграция европейских государств, конкуренция на рынке образовательных услуг, глобализация экономики, безработица) постоянно ставят перед образованием новые проблемы, требуют решения иных задач. За последние десятилетия российское образование претерпело массу перемен, прежде всего, в законодательном поле, в плане демократизации в области управления, в содержании учебного процесса (новые специальности и дисциплины). Преобразование многих вузов (расширение поля деятельности, прибавление функций), снятие барьеров, сдерживающих развитие всего образовательного поля, введение двухступенчатой подготовки студентов — все это черты трансформаций самых последних лет. Институциональные изменения профессионального образования в рамках современных европейских реформ предполагают усиление ориентации образования на рынок труда как национальный, так и европейский. Системы профессионального образования движутся в направлении поиска баланса между образованием и экономикой для расширения перспектив трудоустройства молодежи. Проблема адаптации и трудоустройства молодых выпускников оказывается стратегическим направлением модернизации образования[2]. Обязательной стратегией также является объединение ведомственных усилий, изменение сферы административного управления. Качественная модернизация образования предполагает достижение мирового уровня подготовки, реализуемых в национальных стандартах и региональных социальных условиях. Это наличие правовой и законодательной базы, единство требований, сертификационных испытаний для всех субъектов образования.
Несмотря на активные преобразования образовательных систем, многие авторы указывают на неприспособленность условий «окружающей среды» для данных изменений. Институт образования настолько тесно связан со многими другими институтами, что его «отдельные» преобразования, не согласованные с проблемами и потребностями других областей деятельности, в конечном счете, оцениваются как малоэффективные. В целом, анализируя результаты реформ образования в мировых масштабах, М. В. Филиппов считает, что главными результатами трансформаций являются: децентрализация и демократизация управления; расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом; движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования с учетом требований XXIв. Однако существуют определенные плюсы в трансформации современного образования. Каждая эпоха определяет и диктует свои правила и нормы, значит необходимо вовремя мобилизовать ресурсы в сфере образования. Возможно, формирование единого образовательного пространства является отражением духа времени. Время покажет. Довольно длительный период в России образование считалось средством подготовки человека к труду и к профессии. На самом деле образование является той сферой, которая взаимосвязана со всеми подсистемами общества не только внутри страны, но и на международном уровне. Образование должно стать приоритетным направлением в политике всех государств мира. Именно от него зависит уровень жизни общества, наследие культуры, процветание всего человечества.