Соц-я в системе социально- гуманитарного знания
Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.
В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:
1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;
2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;
3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;
4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;
5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).
Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.
Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.
Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.
Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.
Вопрос 5
Соц идеи Древнего мира
Древний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.
В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии — империи Чола, а в Америке — начало европейской колонизации.
Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5 — 5,5 тыс. лет, начиная от появления Письменности у египтян. Термин «классическая древность» обычно относится к греческой истории и начинается от первой Олимпиады (776 г до н. э.). Эта эпоха почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г до н. э.), с которой начинается римская история. Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476 г н. э.), а иногда — дату смерти императора Юстиниана I (565 г.), появления ислама (622 г.) или начало правления императора Карла Великого.
Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
1) Азия
Наиболее известным памятником Древнего Востока является кодекс законов Вавилонии, принятый в 18 в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).
В Месопотамии возникла реальная угроза сохранению устоев государства. Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казну и ослаблением государственных структур, армии.
Закрепленные в кодексе Хаммурапи правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. За покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство или смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части "снижения" тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. Царские воины и другие граждане - вавилоняне по новым законам не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая за долги в рабство жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось законом, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были упорядочены так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды - 33%.
2) Китай
Основное учение этого периода - конфуцианство - созданное Конфуцием, жившем в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды Конфуция оказали большое влияние на экономическую мысль Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.
В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.
Конфуций создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало: оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему.
Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.
Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Таким образом, в условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.
С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники ( моисты).
Они проповедовали природное равенство людей, идею "всеобщей взаимной любви", отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей.
В целях укрепления экономического положения крестьян, авторы трактата "Гуань-цзы" (IV-III в.), предлагали ограничить обязательную трудовую повинность крестьян, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысить цены на хлеб.
Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.
Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой, борьба стоявших за ними классов, проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.
3) Индия
Основные экономические идеи содержатся в древнейших памятках - ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.
Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения.
К этому периоду относятся произведения древнеиндийского эпоса " Махабхарата " и " Рамаяна ". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая - о подвигах Рамы.
" Законы Ману "- характеризуют социально-экономические условияя Индии III тысячелетия до н.э. - это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем", т.е. свод правил регламентирующих поведение индийца в соответствии с религиозными догмами брахманизма. "Законы" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.
"Артхашастра"(буквально - наука о пользе, о практической жизни) - это собрание наставлений по вопросам управления государством создавалось как наставление для царя. Трактат характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты.
Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты:
1) брахманов (высшая каста жрецов),
2) кшатриев (высшая каста - военные),
3) вайшьев (состояло из полноправных общинников, в основном землевладельцев, скотоводов, а позже и торговцев, некоторых ремесленников),
4) шудр (низшее сословие - состояло из неполноправных зависимых землевладельцев, ремесленников).
Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.
В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения.
Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремёсла, торговля.
В "Артхашастре" проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений на царскую власть возлагались заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных (лат.искусственное орошение) систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.).
Экономические учения Древней Греции
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):
а) земледельческий класс;
б) класс ремесленников;
в) торговый класс;
г) наёмные рабочие;
д) военные.
Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду.
Вопрос 6