Культурология в системе гуманитарного знания.

Культура как научное понятие

Культура - это не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий. Оно характеризует сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве феноменов жизни человека.

На протяжении всей истории человеческая мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека - миром, природой, натурой и тем, что создано человеком.

В этой связи в древней Греции появились следующие термины:

"техне" - мастерство, создающее необходимый человеку предметный мир.

"мимесис" - идеальное воссоздание реальности, отсюда "мимика", "пантомима".

"пайдейя" - творение человеком самого себя, воспитание.

Таким образом, выделяются особая сфера деятельности и особый стиль поведения, отделенные или противопоставленные другим сферам как более высокие, достойные, престижные.

Римляне обобщили все формы человеческой активности и дали им название "культура" - те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования естественного бытия.

Постепенно значение слова "культура" расширялось. В эпоху Возрождения культуру понимают как "особую реальность", отличную от природы.

Первая попытка дать научное определение культуры была предпринята в 18 веке Гердером: "история человеческой культуры - это история того, как человеку удалось достичь господства в мире".

Интересно то, что в России до середины 19 века в многочисленных статьях на философские и исторические темы слова "культура" нет. Вместо него используются слова "образованность", "просвещение", "разум", "воспитанность".

Сегодня более 400 определений культуры.

В современной науке существуют разные подходы к определению культуры:

1. Описательный: просто перечисляют отдельные элементы культуры: обычаи, верования, виды деятельности и т.п.

2. Антропологический: культура, во-первых, понимается как выражение человеческой природы, выводится из особенностей самого человека как особого рода существа. Во-вторых, культура понимается как процесс и результат человеческой деятельности, совокупность продуктов, которые получаются в результате этой деятельности.

3. Ценностный: трактует культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. К культуре относится только то, что отражает достоинство человека и человечества в целом

4. Нормативный подход: культура - это нормы и правила, регулирующие жизнь людей

5. Семиотический подход: культура - это система знаков, через которые человек познает мир, поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром.

6. Идактический подход: культура - это чему человек научился, а не унаследовал.

Таким образом, культура понимается или предельно расширительно: как все способы и результаты человеческой деятельности; или как семиотическая, знаковая система, или как совокупность ценностей.

Подходы к пониманию культуры так или иначе пересекаются, не исключая друг друга полностью.

Структура и функции культуры

Структура культуры сложная и многоуровневая. М. Каган считал культуру сверхсложной фундаментальной системой.

Деление культуры по времени.

1. Культура прошлого. Накопленные обществом материальные, духовные, художественные ценности различных эпох, времени и народов, сплавленные воедино. В историческом времени выделяются отдельные культурные эпохи – Первобытность, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Современность. Заимствования, преемственность отмечаются повсеместно. Локальные культуры погибают, памятники уничтожают. Но ценности культуры не пропадают со своими носителями. Воланд у М. Булгакова: «Рукописи не горят». Бумага горит.

2. Культура настоящего. «Живая» сиюминутная сегодняшняя человеческая деятельность, опирающаяся на наследие 1200 поколений нашего рода.

Функции культуры.

- Основная (человекотворческая) - человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

- Информационная - обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

- познавательная функция - потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- коммуникативная функция - коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- знаковая - знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- ценностная (Аксиологическая) - культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- потребительская (релаксационная) - функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Культура и природа.

Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.

Отношения культура-природа имеют разные уровни:

*практический уровень: труд, в процессе которого происходит освоение и преобразование природы. Этот вид отношений ведет ко все более широкому превращению натуры в культуру, он начался с глубокой древности, когда человек приспосабливал природные условия под свои потребности. Природа под воздействием культуры приобретает новую жизнь, ранее ей неизвестную: одомашенные животные, семена, которые заготавливаются и высеваются, сосуды из дерева или камня и т.п. Все это вещи природные, но приобретшие какие-то новые качества.

Человек – существо природно-культурное. Его тело – часть природы и подвержено всем физическим законам. Но человек и свою природу окультуривал, как делал это с окружающей его природой. Медицина зародилась в древности: изобретение систем питания, применение медикаментов, гимнастика как средство совершенствования тела, протезирование (от зубов до конечностей и почек и сердца), искусственное расширение возможностей организма: очки, подзорные трубы, телескопы и микроскопы. Границы изменения самого человека с развитием науки постоянно расширяются.

*практически-духовный уровень: природа в сознании людей превращается в мир, населенный сказочными существами, т.е. природа как мир, отличный от культуры, осмысливается через мифологию, религию, искусство. В первобытной мифологической культуре имело место тотемистическое поклонение явлениям природы, животным и растениям. Имело место обожествление собственного естества: фаллический культ или культ матери-роженицы. В образах полулюдей-полуживотных (сфинксы, русалки) культура и природа в сознании людей соединялись (культурно-человеческий верх и животный низ).

Религии резко отделили природное от культурного (духовного). В эпоху средневековья в условиях культура духовной (божественной) сущности человека природное начало в человеке подавлялось.

*духовно-теоретический уровень: заключается, во-первых, в познании законов природы сначала в обыденном сознании, а потом в науках о природе (биология, физика). Во-вторых, это ценностное осмысление природы, которое разрабатывается в пределах идеологии и выражается в разном понимании взаимоотношений природы и культуры.

В эпоху Возрождения – восхищение природой как божественным творением.

В эпоху Нового времени (17-18 вв): природу надо изучать, так как ее законы – главное. Руссо: надо вернуться к природному бытию, так как цивилизация развращает человека.

В 19-20 вв человек утвердил свое господство над природой, стал пренебрегать законами природы, но стал и изучать эти законы.

В целом, изменение культурой натуры имеет два аспекта:

*утилитарный – удовлетворение практических потребностей человека

*эстетический – стремление «украшать природу», понять ее красоту

Экологическая культура

Улучшение качества жизни невозможно без экологической культуры.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Экологическая культура личности складывается из следующих основных компонентов:

*знания о взаимодействии в системе «природа-общество-человек»;

*интеллектуальные и практические умения, связанные с изучением и оценкой состояния окружающей среды, предвидением последствий вмешательства людей в природные процессы, принятием решений по их предотвращению, осуществлением этих решений в повседневном поведении и деятельности;

*эмоционально-ценностное отношение к природе, окружающей среде, здоровью, экологической деятельности.

Базисом высокой экологической культуры является прежде всего соответствующее экологическое сознание. Отсюда вытекает следующая формулировка понятия экологической культуры. Экологическая культура - это процесс и результат формирования экологического сознания личности.

Культура и цивилизация

Типология культур

Типология культуры решает задачи описания и объяснения множества объектов культуры. Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Тип культуры – это культурный комплекс, созданный на базе определенных представлений о мире, о человеке, о связях между ними.

Типология всегда имеет единое базовое основание – у признаков должен быть единый фундамент.

Например, Типология культуры Питирима Сорокина:

Критерий культуры: способ восприятия и освоения мира

Типы культуры:

ñ Идеациональный – это тип культуры, в котором господствующее положение занимает рациональный способ восприятия;

ñ Чувственный – господствует чувственность.

Промежуточные типы культуры:

ñ Смешанно-гармоничный (идеалистический), например, культура Золотого века Древней Греции.

ñ Смешанный, негармоничный (эклектический тип культуры), например, культура Iв. (христианство и язычество).

Типология культур строится на основании нескольких критериев:

- связь с религией (культуры религиозные и светские);

- региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

- регионально-этническая особенность (русская, французская);

- принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

- хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

- сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

- связь с территорией

Логика

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Философия природы

Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне и времени и пространства.

Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прерывая внешнюю кору материальности как чего- то низшего.

По мнению Гегеля, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота.

«Философия духа»

Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек часть природы. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом.

– труд посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.

-Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе» . Действительная свобода состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Понимание свободы Гегелем носило прогрессивный характер, т.к. было направлено против феодальных пережитков.

Раскрытие абсолютного духа в истории:

Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.

Раскрытие абсолютного духа в природе:

субъективный дух (антропология, феноменология, психология)

Антропология - это наука о душе, еще во многом зависимой от материи, и в своих действиях человек здесь остается «природным существом».

Феноменология - это наука о развитии сознания, т. с. души, которая теперь обрела способность самоотражаться. Сознание вступает в борьбу с телесностью, субъект воздействует на объект и через различные феномены познания стремится к истине.

Психология объединяет учения о душе и сознании, о субъективном и объективном в развитии самой субъективности. Здесь складывается учение о личности, начинаемое Гегелем снова с вопроса о созерцания, а завершаемое проблемами влечения и счастья.

объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность)

абсолютный дух (искусство, религия, философия)

Культура — общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

Он рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живет в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.

Как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной деградации.

Тайлор был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.

Все явления культуры Тайлор уподоблял "видам растений и животных, изучаемых натуралистами". По его мнению, "история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных".

Постижение смысла истории

Центральная тема культурологии Тойнби основана на постижении смысла истории. Тойнби настаивает на рассмотрении истории отдельных цивилизаций как части универсума, в котором оригинальное и самобытное существует наряду со всеобщим, а история предстаёт в единстве пространства и времени, длительности и непрерывности.

Главным деятелем истории выступает человек, его способность отвечать на вызов, делать свой выбор среди возможных альтернатив принятия решений, откликаться на возникающие обстоятельства, повседневной жизни. Тойнби опровергает европоцентризм, обвиняет в ложности концепцию "единства истории" на базе лишь западного общества, предписывающую всем цивилизациям повторение пути развития, пройденного Европой.

Архетип младенца

Архетип младенца представляет предсознательный младенческий аспект коллективной души .

«Младенец – это возможное будущее.»

Младенец-это символ, объединяющий противоположности.

Архетип матери

С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская забота и сочувствие; магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию.

Архетип персона

Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Персона - социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте.

Архетип тень

Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности.

Архетип анима и анимуса

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогенной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Архетип трикстера

Это явления, связанные с полтергейстом; они встречаются везде и во все времена в среде детей доюношеского возраста.

Архетипические структуры психики, - доказывал Юнг, - сформировались в глубокой древности - возможно, под влиянием повторяющихся типичных жизненных ситуаций. Философ делает вывод о том, что архетипы:

- закрепляются в психике человека на генетическом уровне;

- передаются биологически;

- наследуются многими поколениями людей, принадлежащих к одной этнической группе, нации, расе.

Динамика архетипов лежит:

- в основе мифов и фольклора;

- в символике искусства, религии и философии;

- в опыте сновидений, галлюцинаций и мистических видений.

Анализируя культуру, Юнг считал, что главным в ее развитии является взаимодействие бессознательно - архетипических и сознательных компонентов психики.( . Культура, по Юнгу, призвана не бороться с бессознательным, лежащим в ее основании, а вести «диалог» с ним, переводя психическую энергию коллективного бессознательного в формы духовного творчества) Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.

Философ указывал и на преодоление двух крайностей, сложившихся в культуре. Речь шла об:

- абсолютизации «коллективного бессознательного» и растворении в нем личностного начала, что наиболее характерно для мистических религиозных культов и политического идолопоклонства Востока;

- акцентировании человеческого «Я» и недооценке, игнорировании «коллективного бессознательного», что является приоритетом индивидуалистической западноевропейской культуры.

Культурология в системе гуманитарного знания.

Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением.

Культурологией можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин.

Именно культурология осмысливает культуру в целом — от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин.

Это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима.

Этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам — от отдельной личности до человечества в целом.

Культурология – это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология изучает:

- предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;

- культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей;

- культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно – исторических типов.

Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки – вопросы теории и истории мировой культуры.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом — все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, — культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.

Наши рекомендации