Человек как биосоциальная система.

Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств. Все, что связано со строением человеческого тела и его функционированием (обменом веществ, продолжением рода, принципом самосохранения и борьбой за существование), является выражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмоции и т.д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки – все это есть выражение его биологической природы, определяемой генетическим материалом. Социальные же качества человека, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т.д., обусловливаются совместным коллективным существованием людей.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

Понятие «индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) и различных социальных условий жизнедеятельности. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом, обуславливающим все социальные отношения, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами.

Социальный статус – это положение, занимаемое личностью в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения. Так как каждый человек характеризуется не одним, а множеством статусов, то их совокупность называется статусным набором. В рамках статусного набора выделяется один особо значимый или ведущий статус (статусный признак). Как правило, он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с социальным престижем. Престиж определяется традицией и материальным обеспечением.

Каждый статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил поведения, своего рода сценарий деятельности. Позаимствовав термин из театральной жизни, специалисты назвали эти правила «ролью».

Социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Эти понятия оказываются взаимодополняемыми. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, как если бы сказать, что он выполняет ту или иную роль.

Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором. Его элементы не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда и вовсе приводят к внутреннему ролевому конфликту (например, когда женщине приходится сочетать в себе роль жены, матери и работника).




16. Структура личности.

Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность, многоплановость структуры личности в начале ХХ века обратил внимание австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939). В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер.

Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то в психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологические и социальные начала личности.

З. Фрейд выделил в структуре личности три компонента: область подсознательного, сфера биологических процессов и инстинктивных импульсов – «Оно» (Ид); сфера сознания, мыслительной деятельности человека – «Я» (Эго); особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются элементы культуры – «Сверх-Я» (Супер-Эго).

Социальные типы личности.

Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются благородством. Тем не менее, они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиции социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами.

Важным вопросом социологического изучения личности является вопрос о ее типологических особенностях. При этом необходимо иметь в виду, что критериев для выделения типов личности существует бесконечное множество, поэтому имеется несколько вариантов типологизаций личности. Например, по психологическому критерию личности подразделяются по типам темпераментов – личность сангвиника, меланхолика, холерика, флегматика; по профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника; по отношению к социальным нормам – толерантный или конформистский типы личности; по отношению к власти – личность управленца и личность подчиненного; в зависимости от своеобразия проявления социальных качеств индивида – модальная и базисная личность; маргинальная личность. Различают также социальный и асоциальный типы личности.

Итак, социологический анализ выделяет в личности ее социально-типические качества, составляющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически развивающуюся систему. Только такая системность и целостность превращает личность в активно действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активная деятельность личности в качестве субъекта социальных процессов становится возможной только благодаря овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведения, которые наличествуют в обществе и определяют в решающей степени траекторию развития личности.


Наши рекомендации