Социализация как социокультурный процесс.

Личность не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек (личность) является творением общества.

Процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, верований, норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов в науке называется социализацией.

Формы социализации:

• направленная – дошкольное, школьное и специальное образование с соответствующим набором педагогических методик и технологий;

• ненаправленная – социализация в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег по работе, сотрудников, иными словами везде, где есть формальные или неформальные отношения, в рамках непосредственного контакта между людьми.

Факторы социализации:

• биологические (наследственные признаки, как положительные, так и отрицательные);

• психологические (черты характера, особенности темперамента, качества памяти, интеллектуальные задатки или их отсутствие, сказывающиеся на легком или затрудненном усвоении социальных норм);

• экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, в целом экономическое состояние общества);

• социальные (ближайшее социальное окружение индивида: семья, сверстники, приятели, коллеги, уставные и неуставные отношения в армии и т.д.);

• политические (господство того или иного политического режима; сильная или слабая государственная власть, подкрепленный экономикой или неподкрепленный экономикой демократизм, анархия или насильственный порядок и т.д.);

• культурологические (общее состояние культурной среды как в рамках ближайшего окружения, так и общества в целом, наличие или отсутствие у индивида культуры общения).

Этапы социализации:

• дошкольный (эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком);

• школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта);

• послешкольный (овладение рабочими профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности);

• период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия);

• период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения).

Основные институты социализации:

• семья, имеющая двойное социализирующее воздействие (не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляют их усваивать новые роли, превращают их из супругов в родителей с соответствующими обязанностями и функциями);

• система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки), в рамках которой осуществляется основной массив социализирующего воздействия, закладываются основы личности как гражданина;

• институты трудовой деятельности (включают сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д.), вливаясь в которые человек получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя;

• институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).

Выделяют первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию (ресоциализацию), занимающую более длительный временной промежуток и включающую также зрелый и преклонный возраст.

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.


Наши рекомендации