Человек как биосоциальная система

Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, основной из которых является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств. Все, что связано со строением человеческого тела и его функционированием (обменом веществ, продолжением рода, принципом самосохранения и борьбой за существование), является выражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмоции и т.д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки – все это есть выражение его биологической природы, определяемой генетическим материалом. Социальные же качества человека, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т.д., обусловливаются совместным коллективным существованием людей.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

Понятие «индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) и различных социальных условий жизнедеятельности. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного и общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Но и понятие личности нуждается в уточнении. Дело в том, что оно может быть применено как к определенному человеку, подчеркивая его индивидуальность (например, личность Бальзака, Пушкина, Толстого), так и для обозначения социального типа личности (личность руководителя, учителя, инженера, врача, преступника).

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом, обуславливающим все социальные отношения, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами.

Значительным влиянием в социологии пользуется и ролевая теория личности (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Р. Линтон и др.). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус – это положение, занимаемое личностью в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения. Так как каждый человек характеризуется не одним, а множеством статусов, то их совокупность называется статусным набором. В рамках статусного набора выделяется один особо значимый или ведущий статус. Как правило, он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с социальным престижем. Престиж определяется традицией и материальным обеспечением.

Каждый человек обладает множеством различных социальных признаков. Например, можно сказать, что Иванов является мужчиной, мужем, отцом, соседом, другом, токарем, работником тракторного завода, членом профсоюза, отличником производства, общественником, спортсменом, горожанином и т.д. В зависимости от того, является ли статусный набор выражением таких свойств, которые присущи человеку в силу его происхождения или же приобретены в результате его индивидуального развития, различают предписанный и достигаемый статусы.

Каждый статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил поведения, своего рода сценарий деятельности. Позаимствовав термин из театральной жизни, специалисты назвали эти правила «ролью».

Социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Эти понятия оказываются взаимодополняемыми. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, как если бы сказать, что он выполняет ту или иную роль.

Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором. Его элементы не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда и вовсе приводят к внутреннему ролевому конфликту (например, когда женщине приходится сочетать в себе роль жены, матери и работника).

Вопрос 10

Наши рекомендации