И юль правоохранительных органов в их разрешении
Между возникновением социальной проблемы с признаками «яблока раздора» и временем, когда она, обострившись, начнет активно генерировать в конфликтные ситуации, существует временной промежуток, когда грядущий конфликт можно еще успеть предотвратить. Западные социологи называют этот латентный период вызревания конфликта «таймированностью». Если лица, заинтересованные в превентивном погашении конфликтогенных процессов, будут действовать энергично и целенаправленно, то они смогут изменить логику и направленность разворачивающихся событий, резко смягчить остроту проблемы и тем самым существенно приуменьшить, а то и совсем нейтрализовать деструктивный потенциал зародившегося конфликта.
Для подобной практики в цивилизованном обществе имеются все необходимые средства. Ведь важнейшей особенностью общественного бытия людей является то, что оно рождает и воспроизводит не только бесчисленное множество социальных противоречии, но и не меньшее число условий и предпосылок, необходимых для их разрешения. Но если противоречия возникают большей частью помимо желаний и воли людей, то средства их разрешения — это результат осознанных, взвешенных и вместе с тем целеустремленных усилий социальных субъектов-индивидов, групп, общностей. В этих специальных усилиях почти нет надобности, чтобы возникшие конфликты обнаружили весь свой деструктивный потенциал. И напротив, если необходимо их конструктивное использование с явной выгодой для всей общественной системы, это требует огромных духовных, энергетических, деятельностных, материальных затрат от цивилизованных сообществ. Обнадеживающим обстоятельством является то, что эти затраты и усилия ни в коем случае не окажутся тщетными. Социальная система непременно окажется в выигрыше, значительно повысит степень своей интегрированности, цивилизованности.
Современная социологическая теория активно трудится над выработкой типовых моделей разрешения социальных конфликтов. В этих моделях универсальность сочетается с учетом специфики многих конкретных особенностей, присущих субъектам конфликтов и движущим ими мотивам. Заинтересованным сторонам предлагаются различные варианты всевозможных альтернатив, прошедших научно-практическую апробацию.
Логика развертывания конфликта может радикально изменить свою направленность, если: а) изменяется поведение одной из сторон; б) изменяется поведение обеих сторон; в) происходят изменения в социальной среде, где протекает конфликт.
Среди многообразия существующих способов разрешения конфликтов можно выделить три основные: 1) односторонний, предполагающий подавление одной стороны и соответствующее возвышение другой; 2) обоюдокомп-ромиссный, когда взаимные уступки сторон приводят к взаимоприемлемой конвенции; 3) интегративный, то есть опирающийся на практику отыскания новых, нетривиальных, а для многих неожиданных возможностей, устраивающих обе стороны конфликта.
Для тех, кто непосредственно отвечаетза поиск средств цивилизованного, продуктивного разрешения конфликта, всегда важно учитывать существование так называемого «принципа социальной дополнительности». Именно он позволяет видеть не только то, что разделяет противников, но и замечать возможность строительства «моста», способного соединить противоположные берега. Всегда объективно существует возможность для сопряжения различных, кажущихся на первый взгляд несовместимыми противоположностей, будь то страсти и разум, свобода воли и диктат необходимости, желание лидировать и обязанность подчиняться и т. д.
Если в обществе существует атмосфера открытости и господствует практика диалогического общения, то индивидам или группам, оказавшимся по воле обстоятельств участниками конфликта, будет не так уж трудно перейти от противостояния к диалогу как обоюдоприемлемой форме цивилизованной борьбы интересов.
Заметное место в современной социальной жизни занимают правовые или юридические конфликты, которые способны возникать в разных сферах общественной и частной жизни. «Юридичность», то есть приложимость правовых критериев к действиям участников конфликта, может обнаружиться и в экономических, и в политических, и в семейно-брачных, и во многих других разновидностях социальных отношений.
Правовым конфликтом считается социальное по своей природе и генезису столкновение правоспособных субъектов, содержание которого выходит за рамки норм права и требует для его урегулирования вмешательства органов правопорядка и правосудия.
Правовой конфликт приобретает специфическую юридическую оформленность в тех случаях, когда его участниками являются лица, обладающие правосубъектностью, и когда в его основании находится юридический факт в виде обстоятельства, предусмотренного законом как достаточная предпосылка для правоотношений.
Правовые конфликты могут быть административными, гражданскими, уголовными, международно-правовыми и т. д. Соблюдение прав участвующих в них сторон охраняется и гарантируется государством или международными сообществами. Последние обладают также правом применять соответствующие юридические санкции по отношению к участникам конфликтов, признанных виновными в нарушении соответствующих законодательств.
Важную роль в урегулировании социально-правовых конфликтов играют правоохранительные органы. Они обладают для этого особыми полномочиями. В их распоряжении находятся специальные средства, позволяющие приостанавливать те социальные конфликты, которые приобрели чрезвычайную остроту и начали угрожать достоинству, здоровью и жизни не только их участников, но и окружающих. Работники правоохранительных органов имеют право в подобных ситуациях применять физическое принуждение по отношению к тем, кто не подчиняется их требованиям.
Деятельность сотрудников милиции регламентируется специальными законами и уставами. Сколь бы экстремальной не была конфликтная ситуация, при ее блокировании запрещено предпринимать все, что не разрешено законом. В этом состоит отличие их положения от положения рядовых граждан, которым в цивилизованном государстве разрешено все, что не запрещено законом.
Превысив свои полномочия, работники правоохранительных органов сами окажутся в конфликте с универсальным требованием защиты прав человека. А это недопустимо, поскольку в результате подобных нарушений степень конфликтогенности общественных отношений будет не уменьшаться, а, напротив, возрастать. Любое нарушение определенной законом меры допустимого принуждения является уже произволом и насилием и оказывает деструктивное воздействие на социальную систему, ставит работников милиции в конфликтные отношения с законопослушными гражданами. Чтобы этого не происходило, деятельность милиции должна контролироваться не только соответствующими официальными, государственными инстанциями, но и широкой сетью институтов гражданского общества.
Если учитывать, что органы правопорядка — это всего лишь одна из составных частей живого социального организма, для которого внутренние конфликты являются правилом, а не исключением, следует признать как неизбежность наличие конфликтов в этой подсистеме. Они разнообразны по характеру, формам и составу участников. Конфликты возникают между различными структурными подразделениями, например, между органами следствия и прокуратурой, между судом, определяющим меру наказания, и исполняющей его пенитенциарной системой. Имеют место разнообразные статусные конфликты между следователями и подследственными, прокурорами и обвиняемыми, судьями и подсудимыми, осужденными и сотрудниками пенитенциарной системы.
Можно говорить о том, что работа в органах правопорядка — это настоящая школа конфликтного общения с почти непрерывным тренингом умений и навыков социально-профессионального поведения в ситуациях ролевых конфликтов. В этих конфликтах в полной мере проявляются как общие признаки социальных конфликтов, так и их специфические, сугубо юридические особенности. От того, насколько хорошо профессиональный юрист, стоящий на страже правопорядка, владеет представлениями о стратегии и тактике цивилизованного конфликтного поведения, от того, насколько высок уровеньегокоммуникативной культуры, зависит очень многое, начиная с состояния социального порядка в государстве и вплоть до его личной профессиональной судьбы.
В заключение следует подчеркнуть, что современная социология поддерживает философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. А это значит, что конфликт — это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, порождает социальные изменения различного масштаба.
Общество, властные структуры и отдельные личности будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации и будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:
о не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;
• найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;
• добиваться взаимопонимания между сторонами,
противостоящими в конфликте. Рассматривая конфликт и конфликтные ситуации в непосредственной деятельности сотрудника ОВД, следует учитывать, что успех или неудачи в разрешении конфликтов непосредственным образом сказываются на положении дел в самих коллективах сотрудников, на состоянии морально-психологического климата. Знание особенностей, структуры конфликтов, их причин, предвидение хода развития данных процессов, грамотное использование положений и рекомендаций науки, способность к саморегуляции своего поведения — все это необходимые условия успешного разрешения сотрудниками ОВД производственных и межличностных противоречий и, как следствие, их дальнейший профессиональный и личностный рост.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение социального конфликта.
2. Охарактеризуйте структуру конфликта.
3. Кто из социологов внес наиболее значительный вклад в изучение проблемы социальных конфликтов?
4. Какие конструктивные возможности содержатся в конфликтной ситуации?
5. Как соотносятся между собой понятия социального противоречия и социального конфликта?
6. Назовите и опишите основные формы социальных противоречий.
7. В чем специфика мотивационного конфликта и как он влияет на социальное поведение личности?
8. Какие разновидности конфликтного поведения являются оптимальными ?
9. Какие обстоятельства предопределяют уровень культуры конфликтного поведения работников правоохранительных органов?
ЛИТЕРАТУРА
Бачинин. В. А. Философия права и преступления. Харьков, 1999.
С. 276-322.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. Нечипоренко Л. А. Буржуазия «социология конфликта». М., 1982. Социология / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1998. С. 284-306. Фишер Ф„ Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения.
М., 1992.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Социальныйконфликт — открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями. Интересами двух или нескольких социальных субъектов, находящихся в определенной связи и взаимосвязи.
СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА:
предмет конфликта;
ближайшие и отдаленные причины конфликта;
основные субъекты конфликта;
наблюдатели конфликтной ситуации, оказывающие воздействие на ее развитие;
внешние социальные детерминанты;
мотивы конфликтного поведения сторон;
цели субъектов конфликта;
возможные альтернативы конфликтного поведения;
конкретные поведенческие акции сторон;
конкретные средства, применяемые сторонами — субъектами конфликта в ходе столкновения;
• конфликтная ситуация в целом как динамическаясистемасоциального взаимодействия субъекта;
• социальные нормы, моральные и правовые регуляторы, общественные средства контроля за развитием конфликтной ситуации;
• существующиевозможности, пути, средства и способы разрешения конфликта;
• возможные, прогнозируемыесоциальные последствия конфликта;
• действительные, реальные (негативные и позитивные) последствия конфликта.
Социальное противоречие — общественное отношение, где стороны — субъекты — связаны между собой множеством уз мутериально-го и духовного, непосредственного и опосредованного, постоянного и переменного характера.
ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Антагонистические конфликты:
(Типология антагонистических конфликтов П. Сорокина)
• антагонизмы сознательные и несознательные;
• антагонизмы, вытекающие из сходства индивидов;
• антагонизмы, вытекающие из различий индивидов;
• антагонизмы,различающиеся по количеству участвующих в них лиц.
Конфликты антагонального типа.
Отсутствует взаимная агрессивность и ожесточенность, стороны готовы к конвенциям и компромиссам.
Конфликты агонального типа.
Взаимодействие социальных субъектов, ведущее к единению сторон.
Мотивационные конфликты.
Представляют собой проекцию внешних объективных социальных противоречий во внутренний мир личности.
Субъективные реакции личности на переживаемые ею мотивационные конфликты:
Экстравертные реакции:
• Реакции негации,
• Реакции трансформации. Интровертные реакции:
• Реакция сублимации,
• Реакция аутотерапии,
• Реакция эскапизма.
Акцентуация — предрасположенность личности к тем или иным отклонениям в социальном поведении.
Типы акцентуаций, наиболее часто встречающиеся у индивидов, склонных к девиантным и криминальным формам социального поведения:
Правовой (юридический) конфликт — столкновение правоспособных субъектов, содержание которого выходит за рамки норм права и требует для его урегулирования вмешательства органов правопорядка и правосудия.
РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ КОНФЛИКТОВ
• Правоохранительные органы обладают особыми полномочиями.
• Они имеют специальные средства.
• Деятельность правоохранительныхорганов регулируется специальными законами и уставами.
Глава 10. ЭКОНОАЛИЧЕСКАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
1. Социология об экономической жизни
2. Интеграция экономической науки и социологии
3. Предмет и методология экономической социологии
Из самого названия «экономическая социология» следует, что она имеет своими источниками экономическую науку, вернее, политическую экономию и социологию, и в этом отношении является междисциплинарной наукой. Она призвана реализовать интегральный социально-экономический подход к. изучению общества подобно тому, как при изучении природы сочетаются биология и химия, биология и физика. Социология и экономика в этом отношении явно отстают от естественных наук. Экономическая социология должна восполнить этот пробел, становясь одновременно экономикой социальной сферы и социологией экономической жизни общества.
1. СОЦИОЛОГИЯ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Если предмет экономической социологии рассмотреть с позиций междисциплинарного синтеза, то ее возникновение связано прежде всего с развитием политической экономии, с нарастанием в ней проблем, соприкасающихся с социальными аспектами экономики. Не случайно историю экономической социологии начинают с анализа идей классиков политической экономии — А. Смита, Д. Рикар-до, Ж. Сисмонди. Так, например, к основным социологическим идеям А. Смита относят его положения о труде как основе богатства общества и мере ценности товаров, о доходах как базисе существования основных классов, об экономике как самодостаточной и саморегулирующейся системе, т. е. почти все его основные политэкономические принципы1.
Д. Рикардо осуществил дальнейшую разработку теории экономического либерализма, распределения доходов и разделения общества на класс рабочих и предпринимателей, а также вопросов заработной платы рабочих и ее динамики в зависимости от накопления капитала. О глубоком социальном содержании «Начал политической экономии...» Д. Рикардо свидетельствует их использование социал-рикардианцами (Т. Годскин, П. Рейвн-стон) для обоснования социалистических принципов, в частности, прав рабочих на продукт своего прибавочного труда, изымаемого капиталистами (это остается одним из самых острых социальных вопросов по сей день), увеличения их свободного времени как основного богатства общества, противоположного богатству в виде стоимости и денег.
Расширение социальной проблематики внутри классической политической экономии позволило Ж. Сисмон-ди заявить, что она — наука не простого экономического расчета, а наука моральная, требует учета чувств и потребностей людей, призвана разрабатывать проблемы достижения наибольшего счастья и богатства народа, справедливого распределения богатства с тем, чтобы его творцы не пребывали в хижинах и вечной нищете. Конкуренция, стремление реализовать свои потребности за счет другого, наемный труд подрывают, по его мнению, основу равенства между людьми, нарушают соответствие производства и потребностей.
К. Маркс, поддерживая социальную ориентацию классической политической экономии, пошел намного дальше: он представил социальный строй экономики, общественные отношения производства (производственные отношения) в качестве предмета политической экономии.
' Веселое Ю. В. Экономическая социология: история идей.СПб., 1995.С. 12-14; «Разделение труда, появление частной собственности на землю, возрастающее овладение силами природы, хозяйственная свобода и правовые гарантии — вот, пожалуй, важнейшие аспекты „экономической социологии" А. Смита. Они касаются... социальных рамок экономического процесса...». Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. С. 195.
Последняя, по его мнению, имеет дело не просто с производством материальных ценностей, не с вещами, а с отношениями между людьми, социальными классами, с производством и воспроизводством этих отношений1. Отсюда — прямой выход к социологии, ибо, согласно К. Марксу, производственные отношения в своей совокупности образуют суть того, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером2.
Именно этим обстоятельством, т. е. необходимостью рассмотрения экономического в органическом единстве с социальным, можно объяснить возражения Ф. Энгельса и В. И. Ленина против того, чтобы изъять из политической экономии социальные и политические вопросы и передать их другой науке — социальной экономии3.
Разграничение экономических и социологических категорий (законов), проводимое П. Струве и М. Туган-Ба-рановским, по словам В. И. Ленина, не обещает ничего, кроме бессодержательной и схоластической игры в дефиниции: «Я решительно не понимаю, какой смысл может иметь такое различение? Как может быть экономическое вне социального?»4.
Согласно М. Туган-Барановскому, хозяйственный процесс исчерпывается производством и обменом. Что же касается распределения и потребления, то они выходят за пределы экономики, оказываются в чисто социальной сфере и подчиняются не экономическим, а социальным законам. Распределение, соответственно, объясняется не теорией стоимости или предельной полезности, а взаимоотношениями классов, законы образования
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 498; Т. 27. С. 408-409; Т. 4. С. 129; Т. 46. Ч. 1. С. 505; Т. 49. С. 119
2 Там же. Т. 6. С. 442.
3 Там же. Т. 18. С. 230.
4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 46. С. 30
и функционирования которых лежат вне предмета политической экономии и ее методов'.
Жесткое разграничение экономического и социального впоследствии послужило основанием для того, чтобы изучение процессов производства и обмена изъять из предмета политической экономии и передать отличной от нее другой науке, занимающейся исследованием организации производства, анализом норм экономического поведения, но не социальным строем производства. Н. И. Бухарин, например, полагал, что при социализме продукт труда, переставая быть товаром, в то же время теряет свою социальную форму, а потому не может изучаться политэкономией как наукой о социальном хозяйстве. Политэкономия становится ненужной.
В наше время экономическая наука, к сожалению, в значительной мере отказалась от социальной проблематики, что во многом способствовало потере экономикой своей социальной ориентации. Не в том, конечно, смысле, что экономика перестала обслуживать интересы определенных классов и социальных групп, а в том, что она не поставлена на службу большинству населения — народу. Соответственно политическая экономия труда все более уступает свое место экономике рынка, капитала, обслуживающей бизнес и предпринимательство. Эта тенденция обнаруживает себя в так называемом «Экономиксе», пришедшем на замену политической экономии.
По мере вытеснения политической экономии Экономиксом из поля зрения экономистов выпадают социальные вопросы экономической жизни. Достаточно открыть любой из ныне модных учебников (западных или отечественных) по экономике, чтобы обнаружить почти полное отсутствие в них вопросов собственности, общественного разделения труда, классов и классовых отношений, социальной справедливости и т. д. Если и заходит речь о социальных проблемах, то лишь в связи с обсуждением отрицательных моментов рынка, не признающего неплатежеспособного покупателя даже тогда, когда ведется разговор о потреблении и удовлетворении потребностей лиц, оказавшихся за чертой бедности.
' Туган-Барановский М. И. Социальная теория распределения. СПб., 1913. С. 7, 10.
В этой ситуации возникала необходимость заполнить образовавшийся вакуум в изучении социальных вопросов экономических процессов. Они стали так или иначе рассматриваться в рамках социологии, что наложило определенный отпечаток на современную социологию экономики, отличающую ее от той формы, которая развивалась в недрах классической политической экономии. О том, как она стала выглядеть, можно судить по работам Т. Парсонса и Н. Смелзера, с именами которых обычно связывается институциализация современной экономической социологии в соответственную дисциплину.
В концепции Т. Парсонса, в его исходной системе (схеме) человеческого действия экономика не фигурирует,она не образует особой подсистемы человеческого действия, не значится в составе четырех подсистем, к которым отнесены лишь социальная подсистема, культура, поведенческий организм и личностная подсистема. Экономика включена только в состав сред социального общества наряду с государством, поддержанием институциальных и культурных поведенческих образцов. Лишь для особого вида системы действия — социальной системы — возникает необходимость в экономике. Она здесь выступает опять-таки лишь средой, служащей средством адаптации социетального сообщества к его физико-органическому окружению. Экономика составляет аспект социальной системы и функционирует в целях поддержания технологических процедур, их включения в социальную систему1.
Экономика оказывается в составе технического уровня (первичного по отношению к остальным трем уровням — управленческому, институциональному и социетальному) структурной организации сложной социальной системы действия, где производится определенная продукция и осуществляется потребление продукции других технических социальных систем. Производство продукции, в свою очередь, характеризуется четырьмя категориями: 1) материальным производством товаров;
2) выполнением административных решений; 3) интеграцией звеньев производства; 4) сохранением и творческим изменением мотивационных (культурных)- компонентов системы1.
Понятно, что эти категории далеки от того, чтобы отобразить социальную структуру и социальный механизм производства. Координаты действия, накладываемые Т. Парсонсом на экономику, исключают из нее самое главное из предмета социологии и экономики — социальные, общественные отношения экономики, ее социальный строй. Не зря система человеческого действия не была принята за исходную концепцию для понимания социальной системы и общества Н. Луманом2, от нее отказался А. Турен, настаивая на социальных отношениях как предмете социологического анализа.
Не может быть положительно оценено и вытекающее из концепции социального действия умаление значимости экономики. Можно понять позицию Т. Парсон-са относительно того, что социологи якобы отказались от прежних споров о приоритете тех или иных факторов, обусловливающих социальные изменения. Из его нежелания «принять» теорию К. Маркса вовсе не следует, что экономика и политическая экономия потеряли свое ключевое значение в объяснении социального мира. Вряд ли можно согласиться с вытекающим отсюда выводом о том, что экономика и экономическое поведение выступают не основанием, а лишь частным случаем социального поведения3. Из приложения общих координат действия на частный случай — экономическое поведение, экономическая социология еще не возникает.
Именно поэтому возникает отрицательное отношение к этой экономической социологии, поскольку она теоретически выводится из структурной модели человеческого действия.
' Пирсоне Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. С. 34.
2 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб., 1994. С. 31.
3 Смелзер Н. Социология экономической жизни // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.С. 188-189.
Она не может быть принята, ибо в ней экономика, с одной стороны, трактуется как нечто техническое, в которое социальность привносится извне, в результате ее включения в социетальную систему, с другой — сама социальная система возникает вне экономики, которая в лучшем случае служит средой для социального. В итоге взаимодействие экономического и социального, взятого в качестве одной из предметных областей социологии экономики, предстает в виде внешнего воздействия социальных переменных на экономическую деятельность. В итоге делается произвольное заключение относительно того, что экономисты указанное воздействие не изучают, и по этой причине оно становится предметом экономической социологии. У экономистов, по мнению Н. Смелзера, влияние социальных факторов на экономику принимается за нечто постоянное, не вызывающее изменений в экономических процессах!.
С этим согласиться никак нельзя. Многие экономисты, как будет показано ниже, не только учитывают воздействие социальных факторов на экономические процессы, но и далеко продвинулись в анализе этих факторов. В этом отношении они явно опережают социологов: подведение под социальные процессы экономического основания значительно углубляет их понимание, имеющееся в современной социологии.