Социальный портрет личности сотрудника правоохранительных органов
Проблема изучения личности в социологии занимает одно из центральных мест, а индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни как данной социальной группы, так и всего общества.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но только в качестве члена социума.
Формирование личности осуществляется в процессе ее социализации и направленного воспитания как освоения индивидом норм и функций при овладении им различных видов и форм деятельности, в данном случаеречьпойдет о правоохранительной деятельности.
Отечественная социология качественно различает институционализированные и конвенционные социальные роли личности, где первые являются ведущими, что особенно важно при рассмотрении социального портрета личности сотрудника ОВД, так как они вытекают из социальной структуры общества. Однако для преодоления односторонности ролевого подхода в рассмотрении личности необходимо исследовать и ее субъективные свойства, такие как самосознание, нормативное сознание, ценностные ориентации, которые формируются в процессе предметной деятельности и выражаются в различных творческих проявлениях, включая и активное становление новых общественно необходимых функций и образцов поведения с учетом социально-исторических и предметно-локальных условий для достижения общественно-значимых целей. При этом специфика условий и содержания труда представителей различных профессий определяет и особые черты профессионального типа.
Социологический же анализ личности ставит своей целью выделение социально типического как целостного — необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации, социальных установок, доминирующих мотивов в деятельности правоохранительных органов.
В условиях демократизации всехсфер общества и расширения гласности резко возросла роль самой личности в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы. Нравственность и культура сотрудников ОВД приобрели огромную значимость. Своеобразным символом Закона и Государства должен быть сегодня каждый сотрудник правоохранительных органов. Поэтому личные представления о добре и зле, долге, справедливости, патриотизме есть дело государственной важности.
Профессиональная солидарность, взаимопомощь, морально-психологическая готовность' к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному рискув экстремальных условиях, постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта — все эти перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.
Однако соответствует ли образ сотрудника ОВД столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый — 44%; безразличный — 39,8%;
некультурный — 31,8%; энергичный — 30%; смелый — 25%; вежливый— 19,1%; профессионально подготовленный — 9,1%1.
В чем же причины достаточно противоречивого образа представителя правоохранительных органов?
Каждая эпоха, отличающаяся своими традициями и новациями, создает присущий ей исторический тип личности, а также нравственный идеал. Переоценка ценностей при этом не означает отрицания преемственности определенных нравов, ценностных ориентации.
Адаптируясь к новым условиям окружающей среды, представители правоохранительных органов также пытаются «планово войти», порой не лучшим образом, в новые социально-экономические условия жизни, происходящие в обществе, которые диктуются товарно-денежными отношениями.
Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности населения, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, негативно воздействуют на возможность реального восстановления должного правопорядка. Неверие в возможности права как эффективного средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет роль психологической защиты, как своеобразного внутреннего оправдания в ситуациях отчуждения от целей правоохранительной деятельности и переориентации
' Кондрашов Б. П., Черенков Е,А., Черенков В. В. Новое законодательство о прохождении службы в органах внутренних дел. Н. Новгород, 1992. С. 4.
определенной части сотрудников ОВД на достижение собственного благополучия. В результате такой установки у сотрудника ОВД формируется безразличие к задачам оперативно-служебной деятельности, что также может стать решающим условием, к совершению действий, противоречащих правовому статусу и нравственному характеру деятельности. Требования службы замещаются исполнением функций по охране объектов негосударственной собственности, сопровождению перевозимых ценностей и приватного обеспечения личной безопасности сомнительных личностей, а также осуществлением оперативно-розыскных действий по поручению частных лиц, детективных агентств, использованием других служебных возможностей для получения незаконного дохода. Отчужденность порождает служебную пассивность, скептическое отношение к таким нравственным категориям, как профессиональный долг, честь, неподкупность.
Действие экономического фактора не только причина оттока кадров, но и фактор, облегчающий ангажирование криминалитетом сотрудников правоохранительных органов, их коррумпирование, и создающий предпосылки для других форм невыполнения своих прямых служебных обязанностей.
Социологические исследования позволили ученым выявить дефекты правосознания сотрудников ОВД, порождаемые спецификой службы, и произвести их классификацию. Первая группа — «правовое невежество»;
вторая— «правовой нигилизм»; третья — «неприятие личностью известных и одобряемых правовых предписаний». При этом важно отметить и такой фактор, порождаемый спецификой службы у сотрудников ОВД, как правовой негативизм, обусловленный, в частности, низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры, а также рядом отклонений нравственно-психологического характера.
Исследования показали, что основными мотивами правонарушений, совершаемых сотрудниками ОВД, являются следующие: совершая правонарушение по службе, сотрудник правоохранительных органов руководствуется чаще всего общественно полезной целью — изобличить и наказать преступника, забывая о норме мер, которая исходит из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую, какой бы социальной целесообразностью оно ни оправдывалось, становится однозначно безнравственным. Опыт правоохранительной деятельности наглядно свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, поступков и даже преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая культура и ущербная нравственность.
Общество на всех этапах своего исторического развития всегда сохраняло и развивало идеалы подлинной человечности и гражданственности, которые не оставались лишь благими пожеланиями, а практически подтверждались жизнью многих людей. Из чего следует, что:
1) Ни социальность, ни индивидуальность, взятые сами по себе, не раскрывают особенностей личности.
2) Индивидуальные характеристики личности вне их соотношения с социальными не имеют этического смысла, только в единстве этих характеристик, где при признании ведущего значения социального открывается путь для определения личности как субъекта нравственных отношений. Это означает, что складывающиеся в условиях совместной общественной жизни нравственные способности и потребности людей и являются выражением социальной необходимости, где создание совершенного правового порядка и соотносимое с этим развитие общества в сторону его гуманизации постепенно сократят область отношений, связанных с необходимостью жертв или строгих ограничений собственных интересов. Тогда и происходит сокращение оснований для абсолютного подхода к морали. Понятно, что несмотря на все теоретические объяснения того, почему человек может пожертвовать жизнью ради других, на практике — это есть реакция подсознания, как абсолют, что выходит за пределы контроля со стороны сознания.
В абсолютистской тенденции мораль как бы преодолевает сама себя, передавая свои функции гаранта равноодинакового отношения между людьми более действенному и в то же время более дифференцированному применительно к конкретным ситуациям жизни регулятору, т. е. правде. Закрепление этих функций в правовом порядке не есть ослабление моральной позиции, не есть признание факта, что мораль не справляется с регулятивными функциями, а напротив, рассматривается как усиление морали. Мораль, соединенная с правом, приобретает силу практической стабилизации всего целого — силу, которой она не имеет, оставаясь этикой, ориентированной преимущественно на мотивы, а не на результаты поведения. Кратко говоря, можно отметить, что мораль переключается с традиционных вопросов о счастье и благе человека на вопрос о том, как можно создать справедливые правила общественной жизни, которые выполнимы для всех, независимо от их жизненных ориентации, от их частных представлений о счастье, смысле своего бытия, добре.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что личность — это сложное, многомерное и в то же время вполне конкретное понятие, отнюдь не тождественное понятиям «человек», «индивид», «индивидуальность». Скорее всего, это человеческий индивид, рассматриваемый с позицииего социальных качеств.
Личность является субъектом социальных отношений, обладает способностью активно влиять на общество, творчески преобразовывать действительность. Это подтверждают, правда, каждая по своему, марксистская, диспозиционная, ролевая и другие теории личности.
Личность является и объектом общественных отношений. В этом и состоит ее сущность, что подтверждается большинством социологических теорий, рассматривающих процесс социализации личности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каково соотношение понятий: «человек» — «индивид», «индивидуальность» — «личность»?
2. Что изучает социология личности и чём отличаетсяее подход от философии и социальной психологии?
3. В чем проявляется сущность личности?
4. Назовите основные подсистемы структуры личности, какова их роль?
5. Каковы основные элементы социальной структуры личности?
6. Каковы основные подходы к исследованию типологии личности?
7. Какую роль в социализации играют мотивационный механизм, диспозиционный механизм и механизм памяти?
8. Что представляет собой процесс социализации индивида?
9. Каковы основные этапы социализации?
10. Какие факторы обусловливают процесс социализации?
11. В чем проявляется социальная активность личности?
12. Раскройте понятия «агенты» и «институты» социализации.
13. Что такое первичная и вторичная социализация?
14. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. Ас мо лов А. Г. Психология личности. М., 1990. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М., 1986. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. Зборовский Г. Е., Орлов Г. И. Социология: Учебник для гуманитарных
вузов. М.,1995.
История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Коган А. Н. Человек и его судьба, М., 1988. Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для вузов. М., 1994. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 1995. Кравченко А. И Социология: Словарь: Учебное пособие для вузов. М.,
1997.
Краткий словарь по социологии. М., 1988. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Лисоеский В. Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Современная западная социология: Словарь. М.,1990.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Социология: Учебное пособие / МГИМО; МГУ; МИД РФ. М.,1995.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /
Под ред. В. Л. Ядова. Л., 1979. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1984. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.,1969.
ЧЕЛОВЕК:
Индивид — отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки цельного.
Индивидуальность — означает особенное, неповторимое, самобытное, отличающее конкретного человека от других, включающая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.
Личность — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
1. Способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе, уровне, стиле и качестве жизни, видах деятельности.
2. Объективные социальные потребности личности.
3. Способность к творческой деятельности, знания, навыки.
4. Степень овладения культурными ценностями общества (духовный мир личности).
5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.
6. Убеждения (принципы, определяющие линию поведения личности).
Социализация личности — процесс усвоения индивидом, личностью образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системы ценностей, норм, установок.
Социализация личности:
• Представляет собой противоречивое единство унификации и индивидуализации.
• Основные факторы, обусловливающие процесс социализации человека: семья, отношения равенства, обучение, труд, СМИ, организации.
• Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА:
• Целенаправленное воздействие общества на личность.
• Социальная среда.
• Активность и реактивность самой личности.
• Умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли, критически их оценивать.
• Активное участие в практической преобразовательной деятельности.
Агенты социализации — конкретные лица, ответственные за обучение культурным нормам, освоение социальных ролей.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.
Первичная социализация (сфера межличностных отношений) преобладает в первой половине жизни. Агенты социализации — непосредственное, ближайшее окружение человека: семья, родственники, сверстники, учителя и др.
Вторичная социализация — сфера социальных отношений. Преобладает во второй половине жизни. Агенты социализации — все, находящиеся за ближайшим кругом окружения человека: администрация школы, вуза, средства массовой информации, политические партии и др.
Десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения.
Ресоциализация — следующий за десоциализапией этап освоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
Социальный контроль — регуляция поведения социальныхобщ-ностей, групп, коллективов,организаций с помощью нормативныхмеханизмов и правил.
Классификация сотрудников органов внутренних дел по дефектам правосознания, порожденных спецификой их службы:
• Правовое невежество. г Правовой нигилизм.
• Неприятиеличностью известных и одобряемых правовыхпредписаний.
Основные мотивы и причины правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел:
• Стремление во что бы то ни стало изобличить и наказать
преступника. » Недостаточный профессионализм.
• Низкая служебная дисциплина,порожденная низкой культурой и ущербной нравственностью.
Глава 7. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
1. Предмет социологии права
2. Социальная обусловленность правовых норм - 3. Социальные функции и эффективность права
В ряду специальных социологических теорий особое место принадлежит проблемам взаимосвязи социологии и права, социологическому аспекту правотвор-ческой и правоприменительной деятельности. В современной педагогической практике в ряде вузов введен курс социологии права. Он читается при изучении правовых дисциплин и, как правило, с позиции юридической науки. Вместе с тем курс «Социологии права» представляет собой единство двух научных направлений -- социологии и юриспруденции. Поэтому вполне правомерно и даже необходимо, по крайней мере, выделение хотя бы нескольких часов на проблему социологии права, дабы взглянуть на нее глазами социолога, оттенить социологический аспект этой весьма актуальной и практически значимой проблемы. Исходя из этих соображений, а также учитывая насущную потребность в подготовке правоведов с широкими социологическими взглядами на общественные проблемы, связанные с правотворчеством, уместно в курсе «Социологии» рассматривать тему «Социология права».
1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА
Термин «социология права» как обозначение самостоятельного научного направления был введен в научный оборот в 1962 году на 5-м Международном социологическом конгрессе. На этом же конгрессе был образованИсследовательский комитет социологии права, действующий в рамках Международной социологической ассоциации. Однако проблематика социологии права в юриспруденции и социологии разрабатывается не с 60-х годов. История ее развития насчитывает уже не одно десятилетие. Практически с последней четверти девятнадцатого столетия социологическим аспектам права уделялось все большее внимание.
Видную роль в формировании современной европейской системы социологических правовых взглядов сыграл известный австрийский ученый-юрист О. Эрлих (1862—1923). В период его активной научной деятельности в правовой науке господствовало мнение, что наиболее полную и объективную картину правовой общественной жизни можно получить лишь посредством анализа судебной практики. На самом деле, правовая общественная жизнь неизмеримо богаче собственно судебной практики, которая не способна отразить всю палитру правовых отношений, возникающих в обществе. Опираясь на этот постулат, О. Эрлих справедливо полагал, что исходным началом права следует считать реальную общественную жизнь, наличную структуру общества, интересы разных слоев, отношения, возникающие между разнообразными формами объединения людей (семьями, промышленными объединениями, общинами и вплоть до государства). Вместе с тем О. Эрлих трактовал право весьма широко. Он разделял право как бы на две части: первая — правовые нормы, санкционированные государством, и вторая часть — так называемая «живое право», под которым он понимал все виды правил поведения, которые ежеминутно сознаются людьми в процессе их повседневного общения. Конечно, нельзя не согласиться с О. Эрлихом, что существовало и существует некое «социальное право», объектом которого выступает весь спектр «человеческого общежития». Но это не право в собственном смысле слова, а всего лишь правила поведения, которые зачастую не санкционированы государством, не зафиксированы в правовых нормах, многие из них не нуждаются в государственно-принудительных санкциях для их соблюдения. И, наряду с этим, существуют такие нормы, правила поведения, для соблюдения которых действительно необходима юридическая санкция, т. е. право.
Наряду с О. Эрлихом, практически в это же время, проблемой социологии права весьма активно занимаются такие ученые, как Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и В. Парето (1848-1923). Фактически, именно они закладывали основы современной социологии. Создавая основы социологии как теоретико-эмпирической науки, каждый из них шел своим путем, отражая тем самым ту или иную грань системы социологических взглядов, в том числе и проблематику, относящуюся к социологии права. Э. Дюркгейм считал, что предметом социологии права является изучение права в его социальном контексте, исследование связи между моралью и правом.
Значительный вклад в разработку проблем социологии права внес Ж. Гуревич (1894-1965). Он считал, что право есть механизм реализации в данной социальной системе идей справедливости. Ж. Гуревич очертил круг проблем, которые, по его мнению, составляют предмет социологии права. К ним он отнес вопросы микросоциологии права, под которой он понимал различные взаимоотношения людей, возникающие по поводу данного частного юридического факта, социально-правовые проблемы групп и классов, возникающие в процессе реализации их интересов, проблемы генетической социологии права, фактов, обусловливающих его совершенствование или отмену, проблемы типологизации правовых норм, признанных сохранять общественную жизнь как целостность. По существу, Ж. Гуревич впервые попытался очертить круг проблем социологии права, заложить основы научной трактовки данной проблемы.
На сегодняшний день в европейской юридической проблематике вопросы социологии права наиболее интенсивно и плодотворно разрабатываются французскими и итальянскими правоведами. Так, А. Арно организовал Международный Институт социологии права в городе Онати (Франция). В Институте имеется большая библиотека по данной проблематике (более 6000 томов книг), а также Центр документации, в котором более 5000 документов, отражающих результаты многочисленных социально-правовых исследований, проведенных во многих странах мира. Институт проводит ежегодно разные тематические конференции, коллоквиумы, занимается подготовкой студентов — специалистов в области социологии права. В Милане (Италия) также существует центр социологии права, который возглавляют Р. Тревес и В. Феррари. Центр координирует научные исследования более ста итальянских юристов-социологов. Этим институтом уже более 20 лет ежеквартально издается журнал «Социология права».
Большой вклад в разработку проблем социологии права был внесен российскими теоретиками социологии права — такими, как Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев, Б. А. Кистяковский, Н. Н. Кареев и др. Заслуга их состоит в том, что они стремились выработать социологическое понятие права1. С. А. Соловьев и Н. М. Капустин связывали с действием права в обществе создание благоприятных условий для жизни людей посредством примирения принципов равенства и свободы. А. М. Горовцев доказывал, что право осуществляет, в основном, функцию соединения интересов всех членов общества, независимо от их сословного положения и, через это, право защищает принцип гуманизма2. Но следует иметь в виду, что социологический подход к исследованию правовых явлений не ограничился лишь сферой теории и истории права. В работах виднейших русских юристов М. В. Духовского, Е. К. Тарновского, А. М. Бобрищева-Пушкина и др. достаточно обстоятельно разрабатывался социологический подход в области уголовного права.
После революции социологический подход в исследовании права получил дальнейшее развитие, особенно в первом десятилетии власти. В это время зарождается и развивается идея о сложности права как общественного института. Например, П. И. Стучка отстаивал точку зрения о том, что правоотношения имеют безусловный приоритет перед нормами права и правосознанием. Развивая подобное представление о праве, современник П. И. Стучки, Е. Б. Пашуканис отмечал, что для утверждения объективного
1 Коркунов Н. М. Право как разграничение интересов: Сб. статей 1877-1897. СПб., 1898; Муромцев С, А. Право как правоотношение. Что такое догма права? М., 1885. С. 6; Ковалевский М. М. Т. 1, 2. СПб., 1910.
2 См.: Горовцев А. М. Некоторые основные вопросы учения о праве. М., 1919. С. 81-84.
существования права недостаточно знать его нормативное содержание, но нужно знать, осуществляется ли это нормативное содержание в жизни, т. е. в социальных отношениях. Если норма права не воплощается в правоотношениях, то это свидетельствует о том, что «была попытка создать право, но эта попытка не удалась»1.
В начале 30-х годов ситуация в стране начинает значительно изменяться. Заметно ускоряется становление тоталитарного режима, и представление о праве как сложном феномене, представляющем собой единство нормы, правоотношений и правосознания, практически на долгие годы не развивалось. Более того, последователи подобных взглядов объявлялись «врагами народа» (П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис и др.), а в официальных источниках было зафиксировано признание абсолютного примата государства над правом, а применительно к самому праву — примат нормы над правоотношением. В результате этого право перестало восприниматься как человеческая деятельность, как живая практика. Юристы фактически не занимались изучением реальной жизни, а ограничивались исследованием лишь текстов законов. Проблема сущности права свелась к поискам наиболее удачного определения. Сам закон рассматривался как некая данность, фетиш, и, следовательно, исследование реального воплощения юридических норм в социальной практике, в поведении людей не проводилось.
Оживление в исследовании проблематики взаимосвязи социального и права началось в 60-70-е годы. Сегодня социология права исследуется такими российскими учеными, как Ю. И. Гревцовым, В. Н. Кудрявцевым, В. П. Казимирчуком и др.
Что же изучает социология права? Прежде всего, она ориентирована на изучение социальных функций права, последствий, связанных с принятием и введением в общественную жизнь правовых актов. Предметом
' См.: Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. М., 1975. С.45-46.
социально-правовых исследований являются общественные отношения, складывающиеся как при формировании правовых актов (т. е. в процессе перевода социальных отношений на язык юридических норм), так и при переводе, реализации правовых предписаний в практику социального поведения людей. Социология права как наука непосредственно соприкасается, с одной стороны, с социологией, а с другой — с общей теорией права. Они как бы едины, но не тождественны. У теории права свой предмет: она есть система знаний о праве, его природе, признаках, закономерностях возникновения и существования в обществе, принципах познания правовых явлений в обществе.
Теория права — наука мировоззренческая в области права. Она нацелена на изучение права как целостного явления, на объяснение наиболее общих закономерностей возникновения права и его развития. Теория права разрабатывает понятийный аппарат юридической науки, общие понятия для юридической науки в целом. Она объясняет конкретные юридические явления с позиции целостного взгляда на право.
Социология же права, социологические исследования в праве нацелены на изучение социальной обусловленности права, социального действия права и его институтов, на исследование механизма влияния права на общественные отношения, на практику обратного воздействия социальных факторов на право. Следует иметь в виду еще и то, что социология права интересуется не только существующей системой формального «писаного права», но и «живым», то есть действующим правом. В жизни бывает множество ситуаций, когда норма права есть, но она «не работает», существует лишь на бумаге, формально.
Итак, для социологии права важно следующее.
Во-первых, проблема восприятия людьми юридических норм, знание того, как норма влияет на поведение человека в юридически значимых ситуациях. А для правоведов главным выступает смысловое значение, вкладываемое законодателем в ту или иную юридическую норму.
Во-вторых, социология права видит свою задачу в выяснении того, какое отражение норма права получает в сознании людей, совпадает ли это отражение с тем, что вложил в норму законодатель; собираются ли люди в своей практической жизни следовать юридическим нормам?
В-третьих, поскольку для реализации права создаются определенные институты и структуры, обеспечивающие действие права, социология права стремится ответить на вопрос, в какой мере эти институты и структуры подготовлены к выполнению таких задач, эффективны ли они, авторитетны ли у граждан данного общества.
Социология права исследует проблему социальных последствий действия права в обществе, в то время как юрист обращает основное внимание на изучение юридической нормы, ее трактовку, точность применения. Социологию права интересует, позволило ли обращение человека к юридической норме и юридическому пути достижения цели достичь желаемого, в какой мере посредством правовой нормы удалось реализовать те или иные ожидания, интересы, потребности.