Социальный контроль. Роль правоохранительных органов в преодолении девиации.

Любое общество для самосохранения устанавливает, как мы уже выяснили, определенные нормы, правила поведения. Но по данным статистики 99 процентов опрошенных признаются, что хотя бы раз в жизни нарушили закон. Поэтому в целях самосохранения обществом устанавливается соответствующий контроль – социальный контроль.

Социальный контроль в исследованиях девиации означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.

Выделяют три вида социального контроля

1 социализация

Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством которого они усваивают те системы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. В детском возрасте это прежде всего продукт внешних процессов контроля (воспитание, пр. «драться не хорошо», «веди себя тише»). По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами. Стандарты, навязанные ребенку в детстве, начинают принимается без размышлений и вопросов – как своя «вторая природа»

2 групповое давление

По мере того как человек «погружается» в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а ее нормы – своими нормами. Здесь так же можно сказать, что человек живет в несколько ограниченном мире, в той степени, в какой он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. Человек ограничен рамками культуры своего общества и не может следовать нонконформистским моделям поведения, поскольку общество не знает альтернатив.

3. механизмы принуждения

Человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся недоброжелательно, враждебно, о них злословят, их подвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение, и даже смерть. Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и прочие социально определяемые вознаграждения.

Выделяется три метода социального контроля

1. Изоляция – отлучение от общества закоренелых преступников, не предусматривает попытки реабилитации.

2. Обособление предусматривает ограничение контактов, не полную изоляцию, например колония, психбольница. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы.

3. Реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей.

Выделяется внешний и внутренний социальный контроль.

К внутреннему социальному контролю мы можем отнести: библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство. То, что, в конечном счете, направлено на саму личность. Есть еще и внешний (групповой) социальный контроль- контроль за поведением человека обществом. Каждый человек включен в самые различные социальные группы: семья, учебный или производственный коллектив, соседское сообщество, круг друзей и товарищей по совместным увлечениям и т. п. Необходимым условием включения индивида в ту или иную социальную группу является соблюдение человеком определенных культурных норм, принятых этой группой, составляющих своего рода кодекс поведения. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможны различные санкции к нарушителю, вплоть до изгнания из группы.

Например, индейцы из племени кроу наказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральным устоям. Вечером любой мог спросить соплеменников: “Вы слышали о таком-то?” Затем под громкий смех собравшихся все обсуждали проступок провинившегося самым язвительным образом и делали это на протяжении всего вечера. Виновный испытывал из-за насмешек своих товарищей такой стыд, что мог покинуть общину и не возвращаться туда до тех пор, пока не искупит свой грех.

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля.

Неформальный контроль - неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, угрозу физической расправы, обычно применяется в небольших группах.

Система формального контроля — организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии.

Закон является ключевым элементом социального контроля в современных обществах. Преступление – форма девиантного поведения, достигшего степени социальной опасности, определяемой уголовным законом. Действия будут считаться криминальными, если государство сформулирует и признает соответствующую систему законов. Однако общая черта преступлений состоит не в том, что они обязательно являются актами, которые человек оценивает как безнравственные или порочные. Например, многие россияне считают сокрытие доходов от налоговой инспекции не большим злом, чем их отцы и деды считали приобретение и продажу подпольно изготовленных спиртных напитков. Отличительной чертой преступления можно назвать то, что индивиды, нарушающие закон, могут быть арестованы, судимы, объявлены виновными и лишены свободы, имущества и даже жизни.

Основными формами регуляции социальных отношений в России являются: милиция, прокуратура, суды и тюрьмы.

Заключение

В современном обществе, для социального контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных социальных групп. В масштабе всего общества формируется система законов и наказаний за нарушение установленных требований и правил поведения. Групповой социальный контроль применяется от имени всего общества государственными органами управления. Когда отдельный человек не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению.

Литература

1.Васильев В.С. Причины социальной детерминации преступности в российском обществе // Социологические исследования. – 2003. – № 3.

2.Гилинский Я. Девиантология. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб., 2004.

3.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социологические исследования. – 2006. – № 6.

4.Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1998.

5.Комлев Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик // Социологические исследования. – 2005. – № 6.

6.Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов. Курс лекций. – Казань, 2009.

7.Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. – 2004. – № 3.

8.Реутов Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики // Социологические исследования. – 2004. – № 1.

9.Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования // Социологические исследования. – 2004. – № 9.

10.Тимашев Н.С. Что такое социология права // Социологические исследования. – 2004. – № 4.

11.Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса // Социологические исследования – 2006 – № 7.

12.Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социологические исследования. – 2004. – № 13.

13.Юзиханова Э.Г. Тенденции и закономерности преступности в субъектах Российской Федерации // Государство и право. – 2006. – №8.

Наши рекомендации