И правоохранительных органов
Существует множество видов социальных институтов. Они появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе обхцествен-ной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизованные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки — элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
2) Формирование общих целей.
3) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
4) Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
5) Институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение.
6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.
7) Создание системы статусов иролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе. Они отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1. Экономические — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5. Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
6. Церемониально-символические — и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциаль-ных (по договору) норм, их официальном и неофициальномзакреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Всем социальным институтам, наряду со специфическими (о чем идет речь ниже), присущи общие для них функции.
Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией являетсяудовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей. Это, прежде всего, следующие функции:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которыхдолжна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни; которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.
5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так иво взаимодействиях между институтами. Следует отметить, что коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).
А теперь рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, социальные институты. Самым древним институтом общества является семья.
В современной социологической литературе семья обычно понимается какоснованное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Думается, с этим пониманием можно согласиться, если вместо слова «ответственность» поставить слово «обязательство». В противном случае мы должны будем, например, отца наказывать за проступки сына, сына — за проступки отца и т. д.
Для объяснения отношений между мужем и женой обычно также используют понятие «брак». Брак — это исторически определенная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Более конкретно говоря, брак есть санкционированный обществом акт создания семьи, публичное признание другими людьми, а самое главное — государством, фактического существования семейных отношений между мужчиной и женщиной.
В литературе обычно отмечается, что семья как социальный институт формально проходит следующие фазы или циклы: 1) вступление в брак — образование семьи;
2) начало деторождения;3) окончание деторождения;
4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.
В социологии семьи выделяют следующие типы семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются (и об этом уже было сказано выше) полигамная и моногамная семьи.
Полигамная семья предполагаетнесколько брачныхпартнеров с той и (или) другой стороны (и тогда говорят о полиандрии или полигамии, или групповом браке). Моногамная семья предполагает только двух брачных партнеров: мужчину и женщину. В последние годы на Западе стали практиковаться браки между однополыми партнерами (гомосексуальный или лесбийский брак). Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье создают собственную семью, то в итоге возникаетрасширенная семья.Патрилональная семья — нуклеарная семья, возникающая в случае, если жена живет в доме мужа. В матрилональной семье муж живет в доме жены. Диелональная семья (становящаяся весьма распространенной сегодня на Западе) формируется в случае раздельного проживания супругов. Выделяют такжеполную семью (семью, состоящую из родителей с детьми),неполную семью (семью, состоящую из одного родителя и детей), многодетную (семью, в которой «много» детей) ибездетную семью (семью, в которой отсутствуют дети).
Важное значение для понимания сущности семьи имеет осознание ее функций. В социологической литературе обычно выделяют следующие функции семьи:
1)воспитательную, т. е. функцию социализации молодого поколения;
2)хозяйственно-бытовую, т. е. функцию удовлетворения потребностей индивидов во внепроизводственной кооперации, требующую специальных знаний, умений и т. д., действий по организации и поддержанию в должном состоянии сферы быта, ухода за детьми, престарелыми и т. д.;
3) экономическую, т. е. функцию получения материальных средств к жизни, организации производства силами семейной группы;
4)функцию первичного социального контроля, т. е. функцию регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизни и в различных обстоятельствах;
5) функцию духовного общения, т. е. функцию получения и передачи членам семьи духовных ценностей;
6) социально-статусную, т. е. функцию предоставления определенного социального статуса членам семьи;
7)досуговую, т. е. функцию организации рационального и полноценного отдыха;
8) эмоциональную, т. е. функцию предоставления членам семьи психологической защиты и эмоциональной поддержки.
9) удовлетворения сексуальных потребностей мужчин и женщин.
Анализируя процесс эволюции семьи, можно прийти к выводу о том, что семья «индустриального» общества существенным образом отличается от семьи «традиционного» общества. В «традиционном» обществе семья была группой лиц, осуществляющих совместное производство средств к жизни. В индустриальном и постиндустриальном обществе семья теряет собственно экономическую функцию. В традиционном обществе главой семьи, как правило, был мужчина, что вело к возникновениюпатриархальной семьи. В ней женщина занимала подчиненное положение. В индустриальном обществе, а особенно — в постиндустриальном, возникает семья, в которой муж и жена занимают не уступающие друг другу позиции, — так называемая партнерская семья. Более того, в условиях все более широкого распространения интеллектуальных технологий женщина все чаще становится главным добытчиком средств к жизни и занимает ведущие позиции в семье. Исследования показывают, что если культура членов данной семьи низка, то обычно брак расторгается. Существенно важным моментом в развитии семейно-брачных отношений в современном индустриальном и постиндустриальном обществе является также сокращение числа детей, увеличение числа разводов (до 50 и более процентов), все более позднее вступление в брак (в Западной Европе, например, как правило к 25-26 годам), все более широко распространяющееся появление пробных браков, гражданских браков и даже укрепление тенденции к безбрачной жизни. В частности, до 40% молодых людей Западной Германии вообще не планируют в будущем иметь семью. Отсюда можно сделать вывод, что семья в настоящее время переживает весьма драматический период своей истории, если не кризис, и результаты его трудно предсказуемы.
Перечисляя и характеризуя социальные институты, нельзя не упомянуть о таком важнейшем институте, как государство. В социологической и юридической литературе мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство «по его природе» понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества (Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Локк, Дидро, Руссо, Джефферсон и др.). либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Па-рето, Моска, Вебер и др.). «Эти две точки зрения, — отмечает Л. И. Спиридонов, — представляют собой противоположные полюса, вокруг которых ведется острая политическая борьба»1.
В соответствии с тем или иным пониманием сущности государства в литературе даются различные определенияпризнаков государства. Тем не менее, в главном исследователи сходятся. Первым и самым важным признаком государства является учреждение особых органов, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управленческих функций (чиновники всевозможных рангов, а также рядовые служащие, обеспечивающие исполнение постановлений того или иного органа власти), характеризуют государство как институт. Появление институтов публичной власти, распространяющих свое влияниена все общество, более того, обладающих монополией на применение насилия, позволяет рассматривать государство не только как организациювластвующих социальных групп, но и как организациювсегообщества.
В качестве второго важнейшего принципа государства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.
Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1997. С. 37.
Третий признак государства — налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функционирования, а средства эти оно может получить, только обложив поборами население. Защита от внешних и внутренних врагов предполагает формирование армии и полиции. Армия и полиция как таковые не могут выполнять (по крайней мере, достаточно эффективно) предписываемые им функции, если им будет вменена в обязанность также и производственная деятельность. То же касается гражданских чиновников и служащих: администраторов, прокуроров, судей и т. д. и т. п.
Большое значение для характеристик государства имеет правильное решение вопроса оформе последнего. Под формой государства обычно понимается его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организации высших (прежде всего) органов государственной власти.
В настоящее время не существует единой точки зрения на решение проблемы формы государства. Одни ученые делят государства на тоталитарные и демократические (Р. Арон), другие — на государства тоталитарные, авторитарные и демократические (М. Вебер), третьи — на монархические, олигархические и демократические (Цицерон). Представляется, что последний подход более последователен, ибо основывается на требованиях логики, т. е. учитывает необходимость деления понятия на базе единого принципа.
В литературе также нет совпадения точек зрения на функции государства. Обычнофункции делят на внешние ивнутренние, причем нередко игнорируют то обстоятельство, что в зависимости от формы государства могут существенным образом меняться и функции последнего. В частности, в тоталитарном обществе главной функцией государства становится функция подавления сторонников демократического пути развития общества, защитников самобытности той или иной национальной культуры. В демократическом обществе (а точнее сказать — в плюралистическом обществе), функция подавления оппозиции отпадает. Главной задачей государства в этих условиях становится обеспечение баланса интересов различных общественных групп.
В заключение рассмотрения государства как социального института можно сказать, что формы государства обусловливает структура его органов. В монархическом государстве, по существу, нет разделения властей. В демократическом государстве власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, в демократическом обществе громадное значение имеет разделение полномочий властей «по вертикали», т, е. полномочий между центральной и местной властью, а также наличие независимых средств массовой информации.
Особое значение в обществе принадлежитсоциальным институтам права и правоохранительных органов.
По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности — важный социальный институт. Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно. Императивная форма законодательного веления («должен») мож,ет породить иллюзию того, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, тогда как само оно — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующихформ общественной жизни.
Социальная сущность права проявляется в его реальном действии. Социальное действие права направлено, во-первых, на приспособление социальных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, и, прежде всего, изменений в характере материальных условий существования общества, а также изменений в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил; и во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и усовершенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение, прежде всего, в государственной политике.
Реальная эффективность действия права, того или иного закона значительно повышается, если при формулировании его норм в ходе его применения не возникает тенденция к попыткам оттеснить или заменить функционирование социальных и экономических закономерностей юридическими нормами. Право может вступить в противоречие с наличием тех реальных социальных норм, которые проявляются в виде устойчивых актов поведения людей в соответствующих ситуациях. Действие права тем эффективнее, чем полнее выявляются и принимаются во внимание объективные закономерности, присущие данной сфере социальной деятельности. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.
Право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, «здоровую» жизнь.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, в случаях, когда издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская теория, «волей господствующего класса, возведенной в закон».
В такой обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной властью, оно во многом теряетсвое общественное предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.
В действующем законодательстве нет специально сформулированного понятия«правоохранительные органы». Оно сложилось на практике.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
• начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод — сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
• правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях — и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
• правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в пра воохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
• решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
• законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
в все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятство-вание осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.
Функции правоохранительных органов:
• конституционный контроль;
• отправление правосудия;
• прокурорский надзор;
• расследование преступлений;
• оперативно-розыскная;
• исполнение судебных решений;
• оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
• предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное — для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения,сам подсудимый — выполняет функцию защиты.
Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т. д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.
Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять, по существу, все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.
Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране — одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть — это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 1.18 и 128).
Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций.
Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются — в зависимости от содержания функции — тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные отступления, ведущие к произволу. В 30-40-е годы XX века в НКВД-МВД СССР были МГБ сосредоточены: оперативно-розыскная, познавательная и следственная функции, в значительной степени— судебная («особое совещание», «тройки», «двойки») и исполнение уголовных наказаний.
В настоящее время уже проведены и разрабатываются меры по разукрупнению ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности рассредоточены в ряде ведомств. В настоящее время решен вопрос о передаче мест заключения и исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.
Следственный аппарат в настоящее время функционирует в рамках четырех ведомств — прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках специального ведомства, например следственного Комитета Российской Федерации, хотя, надо признать, вопрос этот достаточно сложен.
Подводя итог, можно сказать, что тема «социальные институты» имеет чрезвычайно важное значение для изучения общества и выработки правильной линии поведения индивида в процессе его жизнедеятельности. Анализ институциональной основы российского общества позволяет констатировать, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы общество развивалось в соответствии со стандартами, принятыми в демократических странах.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов и социальных общностей.
Социальный институт представляетсобой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальный институт выступает в качестве организованной социальной системы, характеризующейся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение социального института.
2. Сформулируйте основные признаки социальных институтов.
3. Какие основные функции выполняют социальные институты в обществе?
4. Назовите основные типы и виды социальных институтов.
5. Какие социальные институты и каким образом рассматривали в своих работах Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, Макс Вебер?
6. Какова логика анализа институциональных феноменов в социологии?
7. Что представляет собой семья как социальный институт и малая группа?
8. В чем специфика социальных институтов права и правоохранительных органов?
ЛИТЕРАТУРА
Гавра Д. П. Категория социального института в социологии // Регион. Политика. Экономика. Социология. 1999. № 1-2. С. 79-83.
Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социальные институты. Социология:
Учебник для гуманитарных вузов. М., 1995. С. 242-268.
Комаров М. С. О понятии социального института. Введение в социологию. М., 1994.
Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983.
Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социология // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
Осипов Г. В., Кабыща А. В., Тульчинский М. Р. и др. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1995. С. 206-224.
Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1999.
Прилепко Е. М. Социальный институт // Социологический словарь. Минск, 1991. С. 311.
Седов Л. А. Институт социальный // Современная западная социология. М., 1990.
Смелзер Н. Социальные институты. Социология. М., 1994. С. 390-546.
Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / Под ред. В. И. Швецова. М., 1997.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социальный институт — это целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, комплекс, представляющий собой, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, с другой — устойчивое социальное образование, обеспечивающее реализацию данных потребностей.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:
• Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер.
• Определенная (более или менее формализованная) организация.
• Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института.
• Наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:
• Закрепление и воспроизводство общественных отношений.
• Регулирование отношений между членами общества,
• Интегративная. Сплочение и мобилизация социальных групп.
• Транслирующая. Передача социального опыта.
• Коммуникативная. Распространение информации.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
2. Формирование общих целей.
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
4. Проявление процедур, связанных.с нормами и правилами.
5. Институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение.
6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.
7. Создание системы статусов и ролей,охватывающих всех безисключения членов института.