И правоохранительных органов

Существует множество видов социальных институ­тов. Они появляются в обществе как продукты социаль­ной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе обхцествен-ной практики они находят некоторые приемлемые образ­цы, шаблоны поведения, которые постепенно через по­вторение и оценку превращают в стандартизованные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шабло­ны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, раз­вивался как средство выбора партнера. Банки — элемент института бизнеса развивались как потребность в накоп­лении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной груп­пы могут собирать, систематизировать и давать легаль­ное подтверждение этим практическим навыкам и об­разцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация представля­ет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систе­му, которая способна действовать в направлении удов­летворения некоторой общественной потребности.

Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких последо­вательных этапов:

1) Возникновение потребности, удовлетворение ко­торой требует совместных организованных дей­ствий.

2) Формирование общих целей.

3) Появление социальных норм и правил в ходе сти­хийного социального взаимодействия, осуществ­ляемого методом проб и ошибок.

4) Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5) Институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение.

6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их при­менения в отдельных случаях.

7) Создание системы статусов иролей, охватываю­щих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации мож­но считать создание в соответствии с нормами и прави­лами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социально­го процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются симво­лами порядка и организованности в обществе. Они отли­чаются друг от друга своими функциональными каче­ствами:

1. Экономические — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распре­деления общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на ус­тановление и поддержание определенной формы полити­ческой власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обес­печивают воспроизводство и устойчивое сохранение идео­логических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные институты ста­вят целью освоение и последующее воспроизводство куль­турных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию ин­дивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие — механизмы мо­рально-этической ориентации регуляции поведения ин­дивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные об­щечеловеческие ценности, специальные кодексы и эти­ку поведения.

5. Нормативно-санкционирующие — общественно-со­циальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и админис­тративных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6. Церемониально-символические — и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциаль-ных (по договору) норм, их официальном и неофициаль­номзакреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруп­пового поведения. Они определяют порядок и способ вза­имного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Всем социальным институтам, наряду со специфи­ческими (о чем идет речь ниже), присущи общие для них функции.

Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией являетсяудовлетворение соци­альных потребностей, ради чего он был создан и суще­ствует. Однако для осуществления этой функции каж­дый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, обеспечивающие совместную деятель­ность людей, стремящихся к удовлетворению своих по­требностей. Это, прежде всего, следующие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства обще­ственных отношений. Каждый институт обладает сис­темой правил и норм поведения, закрепляющих, стан­дартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которыхдолжна протекать деятельность каждого члена институ­та. Тем самым институт обеспечивает устойчивость со­циальной структуры общества.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функ­ционирование социальных институтов обеспечивает ре­гулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависи­мости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интегра­ция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совме­щение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член груп­пы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;3) кон­формность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуще­ствляемые с помощью институтов, необходимы для ско­ординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни; которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воз­действовать на граждан, чтобы привить им нормы пови­новения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция. Информация, про­изведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так иво взаимодействиях между институтами. Следует отметить, что коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства мас­совой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (из­дательства).

А теперь рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, социальные институты. Самым древним институтом об­щества является семья.

В современной социологической литературе семья обычно понимается какоснованное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Думается, с этим пони­манием можно согласиться, если вместо слова «ответ­ственность» поставить слово «обязательство». В против­ном случае мы должны будем, например, отца наказывать за проступки сына, сына — за проступки отца и т. д.

Для объяснения отношений между мужем и женой обычно также используют понятие «брак». Брак — это исторически определенная форма отношений между муж­чиной и женщиной, посредством которой общество упо­рядочивает и санкционирует их совместную жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Более конкретно говоря, брак есть санкци­онированный обществом акт создания семьи, публичное признание другими людьми, а самое главное — государ­ством, фактического существования семейных отноше­ний между мужчиной и женщиной.

В литературе обычно отмечается, что семья как со­циальный институт формально проходит следующие фазы или циклы: 1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения;3) окончание деторождения;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существова­ния семьи — смерть одного из супругов.

В социологии семьи выделяют следующие типы се­мейной организации. В зависимости от формы брака выделяются (и об этом уже было сказано выше) поли­гамная и моногамная семьи.

Полигамная семья предполагаетнесколько брачныхпартнеров с той и (или) другой стороны (и тогда говорят о полиандрии или полигамии, или групповом браке). Моногамная семья предполагает только двух брачных партнеров: мужчину и женщину. В последние годы на Западе стали практиковаться браки между однополыми партнерами (гомосексуальный или лесбийский брак). Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье создают собственную семью, то в итоге воз­никаетрасширенная семья.Патрилональная семья — нуклеарная семья, возникающая в случае, если жена живет в доме мужа. В матрилональной семье муж живет в доме жены. Диелональная семья (становящаяся весь­ма распространенной сегодня на Западе) формируется в случае раздельного проживания супругов. Выделяют так­жеполную семью (семью, состоящую из родителей с деть­ми),неполную семью (семью, состоящую из одного ро­дителя и детей), многодетную (семью, в которой «много» детей) ибездетную семью (семью, в которой отсутству­ют дети).

Важное значение для понимания сущности семьи имеет осознание ее функций. В социологической лите­ратуре обычно выделяют следующие функции семьи:

1)воспитательную, т. е. функцию социализации молодого поколения;

2)хозяйственно-бытовую, т. е. функцию удовлет­ворения потребностей индивидов во внепроизводственной кооперации, требующую специальных знаний, умений и т. д., действий по организации и поддержанию в должном состоянии сферы быта, ухода за детьми, престарелыми и т. д.;

3) экономическую, т. е. функцию получения мате­риальных средств к жизни, организации произ­водства силами семейной группы;

4)функцию первичного социального контроля, т. е. функцию регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизни и в различных обсто­ятельствах;

5) функцию духовного общения, т. е. функцию по­лучения и передачи членам семьи духовных цен­ностей;

6) социально-статусную, т. е. функцию предостав­ления определенного социального статуса членам семьи;

7)досуговую, т. е. функцию организации рациональ­ного и полноценного отдыха;

8) эмоциональную, т. е. функцию предоставления членам семьи психологической защиты и эмоци­ональной поддержки.

9) удовлетворения сексуальных потребностей муж­чин и женщин.

Анализируя процесс эволюции семьи, можно прийти к выводу о том, что семья «индустриального» общества существенным образом отличается от семьи «традици­онного» общества. В «традиционном» обществе семья была группой лиц, осуществляющих совместное произ­водство средств к жизни. В индустриальном и постинду­стриальном обществе семья теряет собственно экономи­ческую функцию. В традиционном обществе главой семьи, как правило, был мужчина, что вело к возникно­вениюпатриархальной семьи. В ней женщина занимала подчиненное положение. В индустриальном обществе, а особенно — в постиндустриальном, возникает семья, в которой муж и жена занимают не уступающие друг дру­гу позиции, — так называемая партнерская семья. Бо­лее того, в условиях все более широкого распростране­ния интеллектуальных технологий женщина все чаще становится главным добытчиком средств к жизни и за­нимает ведущие позиции в семье. Исследования показы­вают, что если культура членов данной семьи низка, то обычно брак расторгается. Существенно важным момен­том в развитии семейно-брачных отношений в современ­ном индустриальном и постиндустриальном обществе является также сокращение числа детей, увеличение числа разводов (до 50 и более процентов), все более по­зднее вступление в брак (в Западной Европе, например, как правило к 25-26 годам), все более широко распрост­раняющееся появление пробных браков, гражданских браков и даже укрепление тенденции к безбрачной жиз­ни. В частности, до 40% молодых людей Западной Гер­мании вообще не планируют в будущем иметь семью. Отсюда можно сделать вывод, что семья в настоящее время переживает весьма драматический период своей истории, если не кризис, и результаты его трудно пред­сказуемы.

Перечисляя и характеризуя социальные институты, нельзя не упомянуть о таком важнейшем институте, как государство. В социологической и юридической литера­туре мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство «по его природе» понимается либо как организация, действу­ющая от имени и во благо всего общества (Платон, Ари­стотель, Цицерон, Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Локк, Дидро, Руссо, Джефферсон и др.). либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Па-рето, Моска, Вебер и др.). «Эти две точки зрения, — от­мечает Л. И. Спиридонов, — представляют собой проти­воположные полюса, вокруг которых ведется острая политическая борьба»1.

В соответствии с тем или иным пониманием сущнос­ти государства в литературе даются различные опреде­ленияпризнаков государства. Тем не менее, в главном исследователи сходятся. Первым и самым важным при­знаком государства является учреждение особых орга­нов, занимающихся общественным управлением. Созда­ние органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управ­ленческих функций (чиновники всевозможных рангов, а также рядовые служащие, обеспечивающие исполне­ние постановлений того или иного органа власти), ха­рактеризуют государство как институт. Появление ин­ститутов публичной власти, распространяющих свое влияниена все общество, более того, обладающих моно­полией на применение насилия, позволяет рассматри­вать государство не только как организациювластвую­щих социальных групп, но и как организациювсегообщества.

В качестве второго важнейшего принципа государ­ства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.

Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1997. С. 37.

Третий признак государства — налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функциони­рования, а средства эти оно может получить, только об­ложив поборами население. Защита от внешних и внут­ренних врагов предполагает формирование армии и полиции. Армия и полиция как таковые не могут вы­полнять (по крайней мере, достаточно эффективно) пред­писываемые им функции, если им будет вменена в обя­занность также и производственная деятельность. То же касается гражданских чиновников и служащих: адми­нистраторов, прокуроров, судей и т. д. и т. п.

Большое значение для характеристик государства имеет правильное решение вопроса оформе последнего. Под формой государства обычно понимается его устрой­ство, выражающееся в характере политических взаимо­отношений между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организа­ции высших (прежде всего) органов государственной власти.

В настоящее время не существует единой точки зре­ния на решение проблемы формы государства. Одни уче­ные делят государства на тоталитарные и демократичес­кие (Р. Арон), другие — на государства тоталитарные, авторитарные и демократические (М. Вебер), третьи — на монархические, олигархические и демократические (Цицерон). Представляется, что последний подход более последователен, ибо основывается на требованиях логи­ки, т. е. учитывает необходимость деления понятия на базе единого принципа.

В литературе также нет совпадения точек зрения на функции государства. Обычнофункции делят на внешние ивнутренние, причем нередко игнорируют то обстоятель­ство, что в зависимости от формы государства могут су­щественным образом меняться и функции последнего. В частности, в тоталитарном обществе главной функцией государства становится функция подавления сторонников демократического пути развития общества, защитников самобытности той или иной национальной культуры. В де­мократическом обществе (а точнее сказать — в плюра­листическом обществе), функция подавления оппозиции отпадает. Главной задачей государства в этих условиях становится обеспечение баланса интересов различных об­щественных групп.

В заключение рассмотрения государства как социаль­ного института можно сказать, что формы государства обусловливает структура его органов. В монархическом государстве, по существу, нет разделения властей. В де­мократическом государстве власть разделена на законо­дательную, исполнительную и судебную. Кроме того, в демократическом обществе громадное значение имеет раз­деление полномочий властей «по вертикали», т, е. полно­мочий между центральной и местной властью, а также наличие независимых средств массовой информации.

Особое значение в обществе принадлежитсоциальным институтам права и правоохранительных органов.

По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности — важный социальный институт. Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) пред­шествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвы­чайно важно. Императивная форма законодательного веления («должен») мож,ет породить иллюзию того, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фак­тически основой и материальным источником права яв­ляется социальная действительность, тогда как само оно — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующихформ обще­ственной жизни.

Социальная сущность права проявляется в его реаль­ном действии. Социальное действие права направлено, во-первых, на приспособление социальных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, и, прежде всего, изменений в характере материальных условий существования общества, а также изменений в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил; и во-вторых, на обеспечение пра­вовыми средствами изменения и усовершенствования указанных социальных институтов применительно к со­знательно сформулированным целям общественного раз­вития, находящим свое выражение, прежде всего, в го­сударственной политике.

Реальная эффективность действия права, того или иного закона значительно повышается, если при форму­лировании его норм в ходе его применения не возникает тенденция к попыткам оттеснить или заменить функци­онирование социальных и экономических закономерно­стей юридическими нормами. Право может вступить в противоречие с наличием тех реальных социальных норм, которые проявляются в виде устойчивых актов поведе­ния людей в соответствующих ситуациях. Действие пра­ва тем эффективнее, чем полнее выявляются и принима­ются во внимание объективные закономерности, присущие данной сфере социальной деятельности. По своим исход­ным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.

Право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, «здоровую» жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества, может быть исполь­зовано в реакционных целях. Скажем, в случаях, когда издаются не отвечающие требованиям жизни и даже ре­акционные, антинародные законы, судебные органы при­нимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики или, как утвержда­ла марксистская теория, «волей господствующего клас­са, возведенной в закон».

В такой обстановке, связанной с классовым исполь­зованием права, злоупотреблением государственной и судебной властью, оно во многом теряетсвое обществен­ное предназначение, может само стать негативным фак­тором, реакционной силой.

В действующем законодательстве нет специально сформулированного понятия«правоохранительные орга­ны». Оно сложилось на практике.

Правоохранительные органы составляют определен­ным образом обособленную по признаку профессиональ­ной деятельности самостоятельную группу органов госу­дарства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного пра­ва, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некото­рых преступлений, например при убийстве), либо в вос­становлении нарушенного права и наказании одновре­менно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные орга­ны защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государствен­ных, общественных и частных организаций, защища­ют государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характе­ризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объек­тивность их выводов и решений. К таким чертам, в час­тности, относятся:

• начало деятельности правоохранительных орга­нов в каждом случае должно иметь повод — со­общение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупре­дить преступление или другое существенное пра­вонарушение. Во всех иных случаях правоохра­нительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государ­ства, государственных, общественных и частных организаций;

• правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в со­ответствии с законом, а в некоторых случаях — и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе пра­воохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дис­циплинарную, административную или уголовную ответственность;

• правоохранительную деятельность могут осуще­ствлять только лица, состоящие на службе в пра­ воохранительных органах, имеющие специаль­ную, чаще всего юридическую, подготовку. При­своение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является не­допустимым и при определенных условиях рас­ценивается как преступление;

• решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздей­ствия, основанными на законе и соответствую­щими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого ре­шения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

• законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат вы­полнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для пра­вонарушителей дополнительные санкции;

в все связанные с преступлениями и иными право­нарушениями решения правоохранительных ор­ганов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы го­сударства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятство-вание осуществлению этого права является недо­пустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранитель­ные органы, на которые законом возложено расследова­ние уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне пра­вомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на граж­данские, административные и дисциплинарные право­нарушения.

Функции правоохранительных органов:

• конституционный контроль;

• отправление правосудия;

• прокурорский надзор;

• расследование преступлений;

• оперативно-розыскная;

• исполнение судебных решений;

• оказание юридической помощи и защиты по уго­ловным делам;

• предупреждение преступлений и иных правона­рушений.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осу­ществляемые по уголовным делам: оперативно-розыск­ная, расследования, обвинения и прокурорского надзо­ра, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осу­ществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное — для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранитель­ными органами, а другими участниками судопроизвод­ства по уголовному делу. Например, потерпевший мо­жет выполнять функцию обвинения,сам подсудимый — выполняет функцию защиты.

Некоторые одноименные функции выполняются раз­личными правоохранительными органами при разграни­чении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельно­сти выполняют органы внутренних дел, органы безопас­ности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопаснос­ти, налоговой полиции, пожарной охраны и т. д.; функ­цию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутрен­них дел, безопасности, налоговой полиции; функцию пра­восудия выполняют суды общей юрисдикции по граж­данским и уголовным делам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных пра­вонарушений занимает особое место. Среди правоохрани­тельных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны вы­полнять, по существу, все без исключения правоохрани­тельные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целена­правленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, кото­рая является основной. Такая обязанность прямо записа­на, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Выполняемой функцией определяется место правоох­ранительных органов в системе органов власти и управ­ления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране — одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печа­ти и иных средствах массовой информации иногда выска­зывается мнение о том, что судебная власть — это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судеб­ной власти противоречит главе VII Конституции Россий­ской Федерации о судебной власти (ст. 1.18 и 128).

Отправление правосудия имеет приоритетное значе­ние среди других функций.

Каждой функции соответствуют наиболее целесооб­разные, выработанные опытом и закрепленные в зако­не средства и процедуры реализации, которые предос­тавляются — в зависимости от содержания функции — тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохра­нительная система в дореволюционной России; в пери­од тоталитарного режима от нее допускались серьезные отступления, ведущие к произволу. В 30-40-е годы XX века в НКВД-МВД СССР были МГБ сосредоточены: оперативно-розыскная, познавательная и следственная функции, в значительной степени— судебная («особое совещание», «тройки», «двойки») и исполнение уголов­ных наказаний.

В настоящее время уже проведены и разрабатывают­ся меры по разукрупнению ведомств по обеспечению об­щественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопас­ности рассредоточены в ряде ведомств. В настоящее вре­мя решен вопрос о передаче мест заключения и исполне­ния наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.

Следственный аппарат в настоящее время функцио­нирует в рамках четырех ведомств — прокуратуры, ор­ганов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса о сосре­доточении следственного аппарата в рамках специаль­ного ведомства, например следственного Комитета Рос­сийской Федерации, хотя, надо признать, вопрос этот достаточно сложен.

Подводя итог, можно сказать, что тема «социальные институты» имеет чрезвычайно важное значение для изу­чения общества и выработки правильной линии поведе­ния индивида в процессе его жизнедеятельности. Анализ институциональной основы российского общества позво­ляет констатировать, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы общество развивалось в соответствии со стандартами, принятыми в демократических странах.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая соци­альная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаи­модействия и отношений конкретных лиц, индивидов и социальных общностей.

Социальный институт представляетсобой самостоя­тельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальный ин­ститут выступает в качестве организованной социальной системы, характеризующейся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной из­менчивостью их функций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение социального института.

2. Сформулируйте основные признаки социальных институтов.

3. Какие основные функции выполняют социальные институ­ты в обществе?

4. Назовите основные типы и виды социальных институтов.

5. Какие социальные институты и каким образом рассматри­вали в своих работах Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, Макс Вебер?

6. Какова логика анализа институциональных феноменов в социологии?

7. Что представляет собой семья как социальный институт и малая группа?

8. В чем специфика социальных институтов права и правоох­ранительных органов?

ЛИТЕРАТУРА

Гавра Д. П. Категория социального института в социологии // Реги­он. Политика. Экономика. Социология. 1999. № 1-2. С. 79-83.

Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социальные институты. Социология:

Учебник для гуманитарных вузов. М., 1995. С. 242-268.

Комаров М. С. О понятии социального института. Введение в социо­логию. М., 1994.

Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (со­циологический аспект). Свердловск, 1983.

Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социология // Со­временная западная социология: Словарь. М., 1990.

Осипов Г. В., Кабыща А. В., Тульчинский М. Р. и др. Социология: Учеб­ник для высших учебных заведений. М., 1995. С. 206-224.

Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1999.

Прилепко Е. М. Социальный институт // Социологический словарь. Минск, 1991. С. 311.

Седов Л. А. Институт социальный // Современная западная социоло­гия. М., 1990.

Смелзер Н. Социальные институты. Социология. М., 1994. С. 390-546.

Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федера­ции / Под ред. В. И. Швецова. М., 1997.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальный институт — это целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, ком­плекс, представляющий собой, с одной стороны, совокупность норма­тивно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, с дру­гой — устойчивое социальное образование, обеспечивающее реализа­цию данных потребностей.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:

• Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устой­чивый характер.

• Определенная (более или менее формализованная) организа­ция.

• Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального ин­ститута.

• Наличие социально значимых функций института, интегри­рующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

и правоохранительных органов - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:

• Закрепление и воспроизводство общественных отношений.

• Регулирование отношений между членами общества,

• Интегративная. Сплочение и мобилизация социальных групп.

• Транслирующая. Передача социального опыта.

• Коммуникативная. Распространение информации.

и правоохранительных органов - student2.ru

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требу­ет совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Проявление процедур, связанных.с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т. е. их при­нятие, практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей,охватывающих всех безисключения членов института.

и правоохранительных органов - student2.ru

Наши рекомендации