I.Организационно-методический раздел
Рекомендовано
методической комиссией
философского факультета
Председатель методической комиссии
________________ В.В. Петренко
«______»___________2005 г.
Рабочая программа по курсу «Основы социологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению , утвержденного __
Общий объем курса 64 часов, из них: лекции - 32 ч., самостоятельная работа студентов - 32 ч. Зачет в восьмом семестре.
Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов специальности ____________________________________________________
______________________________________________________________
Составитель:
Южанинов Константин Михайлович– кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы.
Рецензент:
Доцент Н.В. Поправко
I.Организационно-методический раздел
Цель курса заключается в освоении концептуальные основ и принципов современной социологии, теоретических знаний о природе общества и социальных процессов.
Задачи курса:
1. Усвоение студентами основ научного понимания закономерностей развития общества и динамики социальных процессов;
2. Выработка навыков социологического мышления;
3. Развитие представлений об истории формирования социологической мысли, основных этапах этого процесса;
Требования к уровню освоения курса:
В процессе обучения студенты должны приобрести и закрепить следующие навыки работы:
1. анализ факторов и механизмов развития общества для оценки социальной ситуации на макро - и микроуровне.
2. понимание особенностей социальных процессов в условиях современного российского общества;
3. формирование представлений о методологии социологического анализа общества
II.Содержание курса
РАЗДЕЛ 1.Общество как объект социологического анализа
Тема 1.Объект и предмет социологии
Становление социологии как науки: этапы развития. Общество как объект социологии. Понятие общества, его основные составляющие. Э.Дюркгейм и М.Вебер как представители различных подходов к анализу социальной реальности.
Социальное взаимодействие как предмет социологии. Общество как упорядоченная система взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Понятие социального действия (М.Вебер). Типы социального действия.
Потребности как "движущая сила" взаимодействия, структура потребностей. Типология потребностей А.Маслоу.
Факторы социального взаимодействия. Социальный статус, приписываемые и достигаемые статусы. Социальная роль, основные регуляторы ролевого поведения. Нормы и ценности. Типология норм и ценностей. Средства коммуникации: предметные, вербальные и невербальные.
Тема 2. Методы социологического исследования
Понятие метода и методологии. Социальное явление и социальный факт.
Методы исследования. Социологическое наблюдение, его виды. Простое и включенное наблюдение.
Социологический эксперимент: подготовка и проведение.
Социологический опрос, основные цели и задачи. Понятия генеральной и выборочной совокупности. Виды выборки, правила ее построения.
Виды опроса: анкетирование и интервью. Правила построения анкеты и виды вопросов. Формализованное (стандартизированное) и свободное интервью.
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ
1. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990
2. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл. 1.
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995
4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов. - М.,1999. Гл.1
5. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для высших учебных заведений. - М., 1994
6. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. - М.,1997
7. Смелзер Н. Социология. - М.,1994
8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. - М.,1997.
9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.. Уч пособие. - Екатеринбург,1998
10. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М.: Логос, 1999
11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 1995
РАЗДЕЛ 2. Личность и общество
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ
1. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. - М.,1997.
2. Кравченко А.И. Социология. - М.,1998
3. Комаров М.С. Введение в социологию. М.,1994
4. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.,1996
5. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1997
6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984
7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.,1997
8. Кули Ч. Социальная самость // Американская социология: Тексты. М.,1994
9. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. М.,1994
10. Парсонс Т. Человек в современном мире. М.,1995
11. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПБ.,1993
12. Мертон Р Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. №2, 3,4
13. Дюркгейм Э. Самоубийство. М.,1995
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ
1. Парсонс Т. Система современных обществ. М.,1997
2. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб.,1997
3. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М.,1994
4. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.,1985
5. Бурдье П. Социология политики. М.,1993
6. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,1996
7. Трансформирующееся общество: цели и пути. М.,1996
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995
9. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М.,1996
10. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
11. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2.
12. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. №10
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ
1. Фролов С.С. Основы социологии. Учебное пособие. М.,1997.
2. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
3. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
4. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2.
5. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. №10
6. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996 гг. Сыктывкар, 1996.
7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,1994
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ, 1999.
9. Бородкин Ф.М.,Коряк Н.М. Внимание:конфликт! Новосибирск,1989
10. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994.№5.
11. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993
12. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-Пресс, 2000.
13. Конфликтология (Под ред. Кармина). _ СПб., 1998
14. Фролов С.С. Социология: сотрудничество и конфликты: учебное пособие. М., 1997
III. Примерная тематика контрольных работ
1. Предмет социологии и методы социологии
2. Социальные статусы и социальные роли
3. Основные факторы социального взаимодействия
4. Понятие и феномен социализации
5. Институты и агенты социализации
6. Понятие девиантного поведения, его виды
7. Теория аномии Р.Мертона
8. Социальная структура: понятие и основные подходы
9. Номинальные и ранговые параметры стратификации
10. Отклонение и социальный контроль
11. Виды девиантного поведения
12. Структура и функции социального конфликта
13. Пути и принципы преодоления конфликта
Дневное отделение
№№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа | ||
лекции | Семинары | Лабораторные занятия | ||||
Объект и предмет социологии. | ||||||
Методы социологического исследования: | ||||||
Социализация личности. | ||||||
Социальный контроль и социальные отклонения | ||||||
Понятие социальной структуры, ее основные составляющие.. | ||||||
Теория социальной стратификации. | ||||||
Социальная мобильность. | ||||||
Социальные конфликты, их роль в развитии общества. | ||||||
ИТОГО |
Рекомендовано
методической комиссией
философского факультета
Председатель методической комиссии
________________ В.В. Петренко
«______»___________2005 г.
Рабочая программа по курсу «Основы социологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению , утвержденного __
Общий объем курса 64 часов, из них: лекции - 32 ч., самостоятельная работа студентов - 32 ч. Зачет в восьмом семестре.
Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов специальности ____________________________________________________
______________________________________________________________
Составитель:
Южанинов Константин Михайлович– кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы.
Рецензент:
Доцент Н.В. Поправко
I.Организационно-методический раздел
Цель курса заключается в освоении концептуальные основ и принципов современной социологии, теоретических знаний о природе общества и социальных процессов.
Задачи курса:
1. Усвоение студентами основ научного понимания закономерностей развития общества и динамики социальных процессов;
2. Выработка навыков социологического мышления;
3. Развитие представлений об истории формирования социологической мысли, основных этапах этого процесса;
Требования к уровню освоения курса:
В процессе обучения студенты должны приобрести и закрепить следующие навыки работы:
1. анализ факторов и механизмов развития общества для оценки социальной ситуации на макро - и микроуровне.
2. понимание особенностей социальных процессов в условиях современного российского общества;
3. формирование представлений о методологии социологического анализа общества
II.Содержание курса