Вопрос. Социальный кризис: понятие, динамика, типология.
50 Вопрос. Социальный прогресс: понятие и критерии. Теории социального прогресса. Cоциальный прогресс– это тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она в целом или отдельные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик. Теории социального прогресса:
1)ЭВОЛЮЦИОНИЗМ- исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж.-Б. Ламарк, Дарвин), философии (Дидро, Тюрго, Фергюссон) и социологии (Конт, Спенсер). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные.2) Марксизм – учение, разработанное немецким философом и экономистом Карлом Марксом. Марксизм указывает на то, что существует класс эксплуататоров, которые присваивают себе прибыль, полученную благодаря рабскому труду неимущего класса. То есть общество может быть разделено на классы, например: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, может привести общество к коммунистической формации: социальному равенству на основе общности имущества.3)Функционализм [лат. functio — исполнение] — направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Ф. возник в противовес структурализму, полагавшему, что сознание строится из элементов (преимущественно сенсорных) и их взаимосвязей (преимущественно ассоциативных). 4) Теории конфликта-это несколько теорий, получивших развитие в 60-х годах 20-го века. Хотя важнейшие работы были написаны чуть раньше. Общая суть состоит в том, что во всей предшествующей социологии слишком увлекались такими понятиями как устойчивость, равновесие, стабильность вместо важного термина «конфликтность».3 основные работы:
- М. Глакмен Обычай и конфликт в Африке, 1955 (хотя Глакман он скорее социальный антрополог, чем социолог)
- Л. Козер Функции социального конфликта, 1956
- Р. Дарендорф Класс и классовый конфликт с индустриальном обществе, 1959
51 вопрос. Модернизация общества: понятие, критерии предпосылки и этапы.Модернизация представляет собой процесс перехода экономики и общества из одного состояния в другое: например, от традиционного общества к индустриальному или от индустриального к постиндустриальному.Определяющим фактором модернизации общества является соотношение его ценностных элементов и ростков модернизированных структур. Взаимодействие данных соотношений приводит к последовательному накоплению новых качеств, с помощью которых достигается большая органичность социальных изменений, без потерь системного качества. Очень важно самовидение модернизации общества как осознанной цели, которая является зависимой от представления о ценности личности, сложившееся в обществе. Чем сильнее традиционные элементы, тем в процессе модернизации сильнее тенденции к достижению цели. Человек часто используется государственными структурами, как средство для достижения неких задач - например, для модернизации материально-технической базы нового общества. Модернизация общества складывается из следующих категорий: индустриализации, урбанизации, либерализации и из культурных источников модернизации. Все составляющие в процессе развития общества тесно взаимодействуют друг с другом. Индустриализация – это формирование нового типа общества, которая существует в разветвленных рыночных условиях. Урбанизация предусматривает улучшение материального условия быта. Либерализация предполагает формирование такой власти, которая бы зависила от общественных организаций. Культурный источник – это создание единого культурного пространства и постепенный переход общества от религиозной ментальности к рациональной. Под рациональностью понимается познаваемость человеком мира при помощи разума, практическая деятельность направленная на удовлетворение собственных потребностей, а также учет целей, средств и условий практической деятельности.