Теория трёх стадий общественного развития
В 50—60-х г. г. ХХ в. западными социологами (американцами Д. Беллом, У. Ростоу, французом Р. Ароном и другими) была выдвинута теория трёх стадий общественного развития. Согласно этой концепции, основу общественного развития составляет экономика, а в глобальном развитии человечества выделяются три стадии: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Когда одна стадия приходит на смену другой, то изменяются техника и технология производства, форма собственности, социальные институты, социально-политическая организация общества.
Доиндустриальное общество возникло в результате неолитической революции, сущность которой заключалась в переходе от присваивающей экономики к производящей. Основной отраслью экономики доиндустриального общества было сельское хозяйство, а главными общественными институтами являлись церковь и армия.
Переход от доиндустриального (аграрного, традиционного) общества к индустриальному называется промышленной революцией. В индустриальном обществе определяющим фактором развития выступает промышленное производство с финансово-промышленными корпорациями во главе.
Сущность постиндустриального (информационного) общества его крёстный отец, Д. Белл, выразил в следующих словах: «Понятие «постиндустриальное общество» указывает на центральную роль теоретического знания как некоей оси, вокруг которой располагаются новая технология, экономический рост и социальная структура общества» (Bell D. The coming of post-industrial society. N. Y. 1973. p. 112). Таким образом, постиндустриальное общество — это общество, в котором основным экономическим фактором является знание, информация, а основной сферой производства —сфера производства знания, информации. В связи с этим главенствующую роль в обществе играют центры производства, хранения и передачи знаний, информации.
Понятие модернизации
В настоящее время в мировой социологии широкое распространение получила концепция модернизации. Ряд видных западных социологов определяет модернизацию как «тотальную трансформацию традиционного домодернистского общества в такую социальную организацию, которая характерна для «продвинутых», экономически процветающих и в политическом плане относительно стабильных наций Запада» (В. Мур).
Наиболее распространённой в социальных науках является трактовка модернизации как протекавшего в XVII—XIX в. в. процесса социальных изменений, в результате которого сложились два типа социальных систем: западноевропейский и североамериканский. В этом контексте различают два вида модернизации: органическую («первичную») и неорганическую («вторичную»). Органическая модернизация является естественным моментом развития общества, она органично вытекает из всей его предшествующей эволюции. Примером органической модернизации может служить переход Англии, Франции, США от феодализма к капитализму в результате промышленной революции второй половины XVIII в. — первой половины XIX в. Выделяют четыре фазы органической модернизации:
1. мануфактурная (раннекапиталистическая) — XVI в. — сер. XVIII в.;
2. индустриальная — конец XVIII в. — XIX в.;
3. позднеиндустриальная — первая половина ХХ в.;
4. постиндустриальная — современная фаза.
Неорганическая модернизация не подготовлена естественным ходом развития общества, она представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Такая модернизация искусственно осуществляется «сверху»: правящие круги отставших в своём развитии обществ, осознав необходимость перемен, проводят их принудительно. Подобная модель социальных изменений, которая реализуется, как правило, в отсталых странах, получила название «догоняющее развитие». Если органическая модернизация начинается с культуры, с изменений в общественном сознании, в укладе жизни, то есть исходит «снизу», то неорганическая модернизация охватывает, прежде всего, экономику и политику и носит «верхушечный» характер.
Современные российские обществоведы, предпринимающие попытки раскрыть сущность процесса модернизации применительно к истории России, приходят к выводу о том, что модернизация — это не просто переход общества от его традиционного состояния к современному, а активный, действенный поиск наиболее подходящей для данного социума модели органического развития, а также концентрация материальных и духовных сил и средств государства и общества на воплощение этой модели в жизнь (См.: Журавлёв В. В. Россия ХХ столетия: реформы или социальный эксперимент // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5. С. 6.).
Тесты по теме 3 (раздел II)
I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:
а) социально-экономическая формация; б) базис общества; в) производительные силы общества; г) средства труда; д) предметы труда; е) организационно-экономические отношения; ж) социально-экономические отношения; з) надстройка общества; и) цивилизация;
к) цивилизационный менталитет; л) природно-географические условия существования общества; м) геополитические условия формирования и развития общества; н) социо-геграфическое положение общества; о) традиционная цивилизация; п) либеральная цивилизация; р) евразийство; с) многослойность российского социума; т) гетерогенность российского социума; у) фрагментарность российского социума; ф) конфликтность российского социума; х) антиномичность российского социума; ц) теория трёх стадий общественного развития; ч) доиндустриальное общество; ш) индустриальное общество; щ) постиндустриальное общество; э) модернизация; ю) органическая модернизация; я) неорганическая модернизация.
1. Система стереотипов мышления, деятельности и поведения людей, которая вытекает из относительно постоянных природно-географических и геополитических условий формирования и существования данной цивилизации и обеспечивает сохранение, выживание цивилизации в этих условиях.
2. Способ производства материальных благ, экономический фундамент общества.
3. Идейное течение, утверждавшее, что Россия занимает срединное положение между Европой и Азией, поэтому в ней сочетаются признаки западной и восточной цивилизации.
4. Стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой (базисом общества) и политической надстройкой.
5. Сосуществование в российском социуме множества этнонациональных, региональных, конфессиональных и иных субкультур.
6. Общество, основной отраслью экономики которого является сельское хозяйство, а главными общественными институтами — церковь и армия.
7. Личный и вещественный факторы материального производства в совокупности.
8. Состояние природной среды, в которой существует общество.
9. Сосуществование в российском обществе элементов традиционно национальных и модернистских.
10. Общество, определяющим фактором развития которого выступает промышленное производство с финансово-промышленными корпорациями во главе.
11. То, с помощью чего человек изготавливает полезный продукт.
12. Совокупность обществ, поддерживающих сложившийся образ жизни, в которых велика сила традиций, а виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно.
13. Преобразования, не подготовленные естественным ходом развития общества, представляющие собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран, искусственно осуществляющиеся «сверху».
14. То, из чего люди с помощью средств труда изготавливают нужный им продукт.
15. Противоречивость российского социума, сочетание в нём «не сочетаемого».
16. Общество, в котором основным экономическим фактором является знание, информация, а основной сферой производства —сфера производства знания, информации.
17. Все общественные отношения (политические, юридические, семейные, морально-нравственные, религиозные и т. д.), а также общественные институты, соответствующие этим отношениям (государство, семья, религия, право, мораль, образование и т. д.).
18. Переход общества от его традиционного состояния к современному, сопровождающийся активным, действенным поиском наиболее подходящей для данного социума модели органического развития, концентрацией материальных, духовных сил и средств государства и общества на воплощение этой модели в жизнь.
19. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства на каком-либо предприятии или в какой-либо отрасли экономики.
20. Своеобразие материальной, духовной, социальной жизни тех или иных обществ на определённом этапе развития.
21. Характеризуется такими параметрами как: плотность населения; доля населения другой национальности на территории данного общества; характеристика соседних обществ; степень пригодности естественно-природных географических границ общества для контактов с соседями.
22. Преобразование общества, являющееся естественным моментом его развития, органично вытекающее из всей его предшествующей эволюции.
23. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в обществе в целом.
24. Социо-географическое место общества в мировом сообществе.
25. Отсутствие базового консенсуса в российском обществе, разлом по линиям общество — власть, народ — интеллигенция, прошлое — настоящее — будущее.
26. Теория, согласно которой основу общественного развития составляет экономика, а в глобальном развитии человечества выделяются три стадии: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.
27. Совокупность обществ, стремящихся к прогрессу, к изменениям сложившихся форм жизни и деятельности.
28. Текучесть, неопределённость, неструктурированность, незавершённость элементов российского социума, разорванность ценностных установок и ориентаций.
II. Выберите верные ответы:
1. Для либеральной цивилизации характерно:
а) господство частной собственности;
б) коллективные формы жизни и деятельности;
в) подавление личности коллективом;
г) освобождение гражданского общества из-под опёки государства;
д) индивидуализация сознания.
2. Процесс осовременивания общества называется:
а) социализация;
б) институционализация;
в) модернизация;
г) легитимация.
3. К надстроечным элементам общества относятся:
а) государство;
б) мораль;
в) производительные силы;
г) общественное сознание;
д) производственные отношения.
4. Для традиционной цивилизации характерно:
а) индивидуализм;
б) инициатива и предприимчивость;
в) преобладание коллективного начала над личным;
г) господство государства над обществом.
5. Цивилизация — это:
а) совокупность людей, объединённых единством религии;
б) духовная культура общества;
в) материальная культура общества;
г) своеобразие материальной, духовной, социальной, политической жизни той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.
6. Исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства материальных благ:
а) цивилизация;
б) политическая надстройка;
в) общественно-экономическая формация;
г) государство.
7. К появлению индустриального общества привели:
а) охота и собирательство;
б) урбанизация и индустриализация;
в) земледелие и скотоводство;
г) компьютеризация и информатизация.
8. Распространение конвейерного производства характерно для общества:
а) традиционного;
б) индустриального;
в) аграрного;
г) постиндустриального.
9. К какому типу общества относится следующий признак: «Главная статья экспорта — мясо, цитрусовые, железная руда»:
а) традиционному;
б) индустриальному;
в) постиндустриальному.
10. Формационный подход к исследованию общества получил обоснование в концепции:
а) З. Фрейда;
б) Ф. Ницше;
в) К. Маркса;
г) О. Конта.
11. Сфера услуг — главная сфера экономической деятельности в обществе:
а) традиционном;
б) индустриальном;
в) постиндустриальном.
12. Термин «постиндустриальное общество» ввёл в научный оборот:
а) К. Маркс;
б) Д. Белл;
в) Т. Парсонс;
г) М. Вебер.
13. Для постиндустриального общества характерно:
а) распространение конвейерного производства;
б) доминирование аграрного уклада;
в) ведущая роль науки, знаний, информации;
г) господство сословной иерархии;
д) сфера услуг — главная сфера экономической деятельности.
14. Элементы базиса общества:
а) государство;
б) право;
в) производительные силы;
г) производственные отношения.
15. Экономический базис общества — это:
а) способ производства материальных благ;
б) социальная структура общества;
в) совокупность всех социально-экономических групп;
г) техника, технология и информация.
16. Закон ускорения истории гласит о том, что:
а) происходит углубление разделения труда и специализации;
б) на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую;
в) на смену традиционному обществу приходит либеральное;
г) феодализм неизбежно должен уступить место капитализму.
17. Переход от традиционного общества к индустриальному называется промышленной революцией:
а) верно;
б) неверно.
18. Признаками доиндустриального общества являются:
а) невысокий уровень жизни;
б) главная ценность — знания, информация;
в) сословная организация общества;
г) преобладание аграрного производства.
19. Деньги — главная ценность постиндустриального общества:
а) верно;
б) неверно.
20. «Цивилизация — этап общественного развития, наступивший после эпохи дикости и варварства», — утверждал:
а) П. А. Сорокин;
б) Ф. Энгельс;
в) Л. Морган;
г) К. Ясперс.
21. Цивилизационно-культурные характеристики являются более устойчивыми, фундаментальными чем формационные:
а) верно;
б) неверно.
22. Создатели теории трёх стадий общественного развития:
а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;
б) О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби;
в) У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон;
г) П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков.
23. «Россия занимает срединное положение между Европой и Азией, поэтому в ней сочетаются признаки западной и восточной цивилизаций», — утверждали:
а) западники;
б) евразийцы;
в) славянофилы;
г) марксисты.
24. Для цивилизации характерно:
а) производительное хозяйство;
б) присваивающая экономика;
в) наличие частной собственности и классов;
г) главный способ передачи информации — устная речь.
25. Базовый элемент цивилизации:
а) способ производства материальных благ;
б) надстройка общества;
в) менталитет нации;
г) форма собственности на средства производства.
Тема 4