Формы и направления развития общества

4. 1. Концепции эволюционного и революционного развития общества

Формами развития общества являются эволюция и революция. Эволюция (лат. evolutio — развёртывание) — развитие, генезис, то есть закономерное, последовательное изменение чего-либо. Понятие «эволюция» подчёркивает естественность изменений и ассоциируется с развитием природы.

Идею эволюции общества как целостного организма выдвинул родоначальник социологической науки О. Конт. Но наиболее яркое выражение и подробное обоснование социальный эволюционизм получил в социологической системе Г. Спенсера. Он представлял общество как живой организм, развивающийся по естественным, природным законам. По его мнению, социальная эволюция — часть эволюции Космоса, природы. Она состоит в усложнении форм общественной жизни, в нарастании общественной дифференциации и интеграции на новом уровне организации. Естественным пределом эволюции общества является такое его состояние, при котором оно способно к самосохранению и адаптации к новым условиям.

С позиций социального эволюционизма выступал Э. Дюркгейм. Дюркгейм, так же как и Спенсер, полагал, что общество естественным путём движется по пути усложнения своей организации и структуры. Причиной и следствием растущего усложнения общества, по мысли Дюркгейма, является разделение труда. Оно вносит разнообразие в общественную жизнь. И чем больше это разнообразие, тем сильнее у людей стремление к социальной солидарности, единству и обмену, что в свою очередь ведёт к усложнению социального организма.

О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, как наиболее видные представители социального эволюционизма второй половины XIX в., полагали, что такие пороки современного им капитализма как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического общества. Они были убеждены, что в ходе эволюционного развития капитализма повышается уровень жизни населения и улучшаются условия труда.

Во второй половине ХХ в. в рамках социального эволюционизма были созданы теории индустриального и постиндустриального общества. Они описывают поступательное развитие общества на основе технических и технологических нововведений, которые влекут за собой кардинальные изменения в других сферах общественной жизни. Но при этом не происходит социальных конфликтов и революционных потрясений.

В марксистской социологии эволюция и революция рассматриваются как две взаимосвязанные формы развития общества. Революция (лат. revolutio — поворот, переворот) —качественные преобразования в обществе, переход общества из одного качественного состояния в другое. Эволюция —количественные изменения в пределах прежнего качественного состояния. Эволюционные, количественные изменения в обществе неизбежно приводят к скачку, к социальной революции, за которой опять же следует период эволюционного развития. Социальная революция — эпоха качественных изменений в обществе, затрагивающих все сферы общественной жизни: политику, экономику, духовную жизнь. Соответственно этому в структуре социальной революции выделяют политическую, экономическую и культурную революции. Политическая революция — это смена политической надстройки общества, смена власти. Экономическая революция — это качественные преобразования экономического базиса общества, замена одного способа производства материальных благ другим. Культурная революция — это качественные изменения в духовной жизни общества: преобразование культуры, идеологическая и психологическая перестройка общества.

Социальные революции носят не только системный, но и закономерный характер. Их причины заложены в самом фундаменте социально-экономической формации, в базисе общества. В недрах старого способа производства вызревает конфликт между ушедшими вперёд в своём развитии производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые перестали соответствовать новой ступени развития производительных сил. Таким образом, в отличие от эволюционистов теоретики революционаризма в общественной системе видят прежде всего противоречие, а не единство.

Самый известный представитель революционаризма в России — В. И. Ленин — развивая учение К. Маркса о революциях как локомотивах истории, пришёл к выводу о том, что антагонистический конфликт между противоположными сторонами способа производства материальных благ проявляется в революционной ситуации, которая характеризуется тремя признаками: 1) кризис «верхов» — «верхи» не могут управлять обществом по-старому; 2) кризис «низов» — «низы» общества не хотят жить по-старому; 3) усиление социальной напряжённости в обществе и обострение выше обычного классовой борьбы. Возможны два варианта разрешения революционной ситуации:

во-первых, революция «сверху», когда элита общества, осознав необходимость коренных социальных преобразований, проводит реформы, приводящие общество в иное качественное состояние;

во-вторых, революция «снизу» — социальный взрыв, проявляющийся в восстаниях, бунтах, гражданских войнах и других формах острой классовой борьбы.

Наши рекомендации