Развитие социально-политической науки в XIX веке
В ХIХ в. в социально-политической теории оформляется несколько направлений:
1. Либерализм, главными идеологами которого были французский мыслитель, писа-тель и публицист Бенжамен Анри Констан (1767 – 1830) и английский философ Иеремия Бентам (1748 – 1832). Основная идея либерализма – идея всеобщего мира и всеобщего единства. Смысл существования общества состоит в обеспечении безо-пасного существования личности, охране её прав и свобод. Таким образом, с пози-ции либерализма, не человек существует для общества, а общество для человека.
2. Консерватизм, идеологически оформившийся в конце ХVIII в. как реакция на поли-тическую мысль эпохи Просвещения и события Великой французской буржуазной революции. У истоков консерватизма стояли англичане Эдмунд Бёрк и Уильям Вор-дсворт, французы Жозеф де Местр и Луи де Бональд, австрийский канцлер Меттер-них. Центральными в социальной философии консерватизма являются идеи орга-нической предрасположенности общества к авторитарной верховной власти, подчи-нения личности обществу и государству, иерархического строения государства, эли-тарного характера социального управления, обеспечения единства нации только с помощью государства.
3. Коммунизм, идейно-теоретическим основанием которого является марксизм. Осно-вные положения марксизма были сформулированы в середине ХIХ в. Карлом Марк-сом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). Маркс и Энгельс с мате-риалистических позиций подходили к анализу общественной жизни. Согласно мар-ксизму, общественное бытие, прежде всего, трудовая, производительная деятель-ность людей определяет общественное сознание. Маркс и Энгельс пришли к выводу о том, что на смену капитализму должна прийти новая социально-экономическая формация - коммунистическая. Коммунизм – это общество, лишённое социально-классовых различий и противоречий, это общество справедливое, в котором господ-ствует принцип: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Путь к этому обществу лежит через социалистическую революцию. Социализм, по мысли основоположников марксизма, это переходный этап от капитализма к коммунизму. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в марксизме выделяются два течения: революционное и реформистское. Революционное течение находит выражение у В.И.Ленина, а так-же в работах теоретиков западной марксистской мысли: Розы Люксембург, Антонио Грамши, Дьёрдя Лукача и др. Реформистское течение берёт начало в работах неме-цкого социал-демократа Эдуарда Бернштейна (1850 – 1932) и в дальнейшем полу-чило теоретическое развитие в трудах Карла Каутского, Отто Бауэра, Льва Мартова, Георгия Валентиновича Плеханова. В настоящее время оно представляет самостоя-тельное идейно-политическое течение – социал-демократизм.
4. Социал-демократизм, идейно-политическое ядро которого составляет доктрина де-мократического социализма, базирующаяся на ценностях свободы, равенства, спра-ведливости и социальной солидарности. В отличие от либерализма социал-демокра-тизм проповедует установление справедливого социального равенства. В отличие от коммунистов социал-демократы выступали и выступают за медленную, постепен-ную трансформацию капитализма в социализм. Они - противники разрушительных революционных потрясений, противники отказа от демократии в пользу диктатуры пролетариата.
5. Антидемократизм, наиболее ярко проявившийся в социально-политической докт-рине немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900). Центральным тезисом всей теории Ницше является тезис о том, что человек, по своей природе, иррациона-льное существо, живущее исключительно инстинктами. На этом основании Ницше отвергает идею социального равенства людей и выдвигает идею природного фата-льного неравенства. Он утверждал, что изначально существует и всегда будет суще-ствовать раса господ и раса рабов. Поэтому нужно отказаться от всякой морали, проповедующей равенство и братство. В обществе должна господствовать мораль господ, полагающая, что сильному позволено всё. Ницше требовал восстановления рабства и иерархического устройства общества, воспитания новой касты господ с аристократической моралью. Ведущая роль в установлении этого социального по-рядка отводилась войнам, поэтому не случайно социально-политическая философия Ницше стала теоретическим фундаментом фашистской идеологии.