Наблюдение как метод труда журналиста: виды, цели, применение.
Среди традиционных методов прежде всего выделяют наблюдение.Оновсегда имеет целенаправленный и четко заданный характер.
В социологии под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. Это предполагает не только непосредственное восприятие объективной действительности, но нередко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения происходящих на его глазах событий.
Метод наблюдения активно используется в репортерской практике.
● Журналист имеет возможность проследить его динамику
● Высокая степень оперативности и сопричасности к событию
● Информация отличается живостью и достоверностью
● Журналист сам фиксирует наиболее значимые моменты, независим
Объективные и субъективные сложности:
Объективные: журналист зачастую находится в ситуации, которую невозможно заново проиграть – работать надо быстро.
Субъективные:журналист сталкивается с человеческими эмоциями, сложными и конфликтными межличностными отношениями. Это может повлиять на качество информации. Некоторые люди могут изменить тактику поведения, узнав, что за ними наблюдают.
Исходя из этих особенностей наблюдения, теоретики в области социожурналистики высказали мнение, что «в качестве самостоятельного метода наблюдение лучше всего применять в таких исследованиях, которые не требуют репрезентативности данных, а также в тех случаях, когда информация не может быть получена никакими иными методами»
На практике метод наблюдения характеризует несколько оснований:
1. степень формализованности:структурализованное (четкий план наблюдения), неструктурализованное (журналист ведет наблюдение в свободном поиске)
2. место проведения (полевое и лабораторное)
3. регулярность проведения (систематическое и несистематическое)
4. позиция наблюдателя в исследовании (включенное и невключенное).
Правилаповышения степени надежностиданных:
● максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами;
● если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласуют оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения;
● один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон;
● необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);
● важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией, поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования;
● при включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним из исследователей, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций
Эксперимент как метод труда журналиста: особенности применения.
Эксперимент– это комплексный метод, сочетающий различные методы сбора материала. С его помощью устанавливается реакция изучаемого объекта на экспериментальный фактор, т. е. ряд переменных, под влиянием которых проявляется та или иная деятельность изучаемого объекта.экспериментальный фактор может вноситься извне, а может быть в объектах и становится таковым под управлением и контролем экспериментатора.
Типы экспериментов
По логике эксперимента:
● последовательный – одна и та же группа в двух состояниях: до введения экспериментального фактора и после (например, группа зрителей смотрит передачу или фильм сначала без рекламы, потом трансляцию начинают часто перебивать рекламой и изучают реакцию аудитории);
● параллельный – с контрольной группой, поведение которой сравнивается с другой группой, где проводится эксперимент, то есть меняется ситуация (одной группе передачу показывают без рекламы, другой – перемежаемую рекламой).
По активности вмешательства исследователя в ситуацию:
● естественный – когда в реальной ситуации что-то резко меняется и тем самым влияет на поведение участников события (например, взрыв на улице, в метро, захват террористами заложников и т. п.);
● лабораторный – сконструированный исследователем (например, издание меняет заголовок, верстку, оформление и отслеживает реакцию читателей на эти изменения).
Кроме экспериментальных ситуаций, осуществляемых в рамках: редакция – социальный институт – журналист – социальная группа могут быть эксперименты внутри самой журналистики. Эти ситуации осуществляются в рамках: журналист – аудитория и приносит сведения двоякого характера – о состоянии аудитории и внешней среды.
Для журналистского эксперимента, объектом которого являются различные человеческие отношения, характерны, как и в других науках об обществе, обилие, комплексность переменных, которые оказывают влияние на состояние объекта.
При планировании и проведении эксперимента надо учитывать следующие моменты:
1. определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, то есть то, что особенно будет интересовать в объекте исследования.
2. определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях.
3. сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию.
4. решение о методах фиксации и контроля
Заметим, что проведение наблюдения и эксперимента требуют особой квалификации и овладения специальным инструментарием, что возможно лишь при участии опытного консультанта. Достоинства эксперимента – его креативные возможности, способность к варьированию характеристик и глубинному изучению реакций на них.