Что произойдет в каждой из ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония. Дайте аргументированный анализ.
- Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе
- Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательские возможности среднего и базового общества в России.
- Опишите основные этапы добрачного поведения. Попробуйте составить сценарий своего первого знакомства.
- Укажите отличия между странами ядра, полупереферии и переферии. К какому типу стран можно отнести СССР, современную Россию. Аргументируйте свой ответ.
- Рассмотрите таблицу «Мотивы вступления в брак». Выявите три основных мотива отдельно для мужчин и женщин. Охарактеризуйте их, дайте определение (например, эмоциональные, прагматичные, рациональные, романтические и др.)
Мотивы брак | Женщины (%) | Мужчины (%) |
Любовь | 0,427 | 0,396 |
Симпатия | 0,13 | 0,09 |
Чувство одиночества | 0,03 | 0,006 |
Ожидалось рождение ребенка | 0,044 | 0,048 |
Привязанность | 0,03 | 0,078 |
Подошел возраст | 0,025 | 0,03 |
Желание создать семью | 0,147 | 0,205 |
Желание жить независимо от родителей | 0,008 | 0,06 |
Другие мотивы | 0,009 | 0,003 |
Нет сведений | 0,15 | 0,084 |
Всего |
- Проведите микроопрос знакомых, родственников. Попросите их проранжировать (расположить по значимости) шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги.
Что у них в наибольшей степени способствует успеху в жизни, как его понимают респонденты? Полученные ответы соотнесите с социальной позицией отвечающего. Сделайте аргументированные выводы.
- Соберите материал, доказывающий или опровергающий следующее положение: на разных исторических этапах Россия могла быть отнесена к разным мирам (второму, третьему и проч.)
- В чем выражаются плюсы и минусы проводимой в нашей стране модернизации? Что такое западный вариант модернизации? Насколько он применим к нашей стране?
29.Составьте краткое описание института семьи. Использовав научную литературу, охарактеризуйте его историческую эволюцию, функции, который данный институт выполняет в обществе, социальные организации, в него входящие, а также традиции, обычаи, статусы и роли.
30. Согласны ли Вы со следующим суждением:Представители рабочего класса имеют меньший вес при рождении, более высокий уровень смертности, медленнее созревают, менее здоровы, чем представители высшего класса.
31. Справедливо ли, что одна часть общества (рабочий класс) занята только физически тяжелым, изнурительным и часто монотонным трудом, и при этом создает главное богатство общества, а другая часть (богатый класс) избавлена от всяких тягот, хотя тоже создает богатство общества, но имеет более высокий, чем первая доход. Дайте аргументированный ответ.
32. На материалах зарубежной статистики прослеживается любопытная закономерность: когда работники, чаще всего прибегая к забастовке, добиваются повышения минимальной зарплаты, как руководство компании тут же сокращает часть служащих, а других вынуждает трудиться более интенсивно.
1) В этих условиях выгодно или невыгодно профсоюзам требовать от администрации повышения зарплаты служащим?
2) А применима ли подобная практика на российских предприятиях?
33. У общественных насекомых, вставших на путь так называемой избыточной милитаризации (например, у термитов), образуются военные касты. Их «вояки» не только сами не желают добиваться пропитания, но и разучились есть без посторонней помощи. Их кормят сестры-рабочие. У некоторых видов оформилась узкая специализация воинов: насекомые-танки и противотанковые средства, артиллерия и фортификационные сооружения, химические мины и др. Точно так же и у людей: когда общество втягивается в затяжной вооруженный конфликт, выделяется группа воинов, которая, с одной стороны, существует как бы для защиты общества, а с другой – сама для себя.
Приведите примеры из истории и современности подобного явления в человеческом обществе.
- Изучите статистическую информацию, характеризующую состояние института брака в современном российском обществе и ответьте на вопросы:
Состоят в браке по данным микропереписи населения 1994 (из расчета на 1000 человек соответствующего пола и возраста)
Возраст | Мужчины | Женщины |
20-24 | ||
25-29 | ||
30-34 | ||
35-39 | ||
40-49 | ||
50-59 |
Состоят в разводе по данным микропереписи населения 1994 (из расчета на 1000 человек соответствующего пола и возраста)
Возраст | Мужчины | Женщины |
20-24 | ||
25-29 | ||
30-34 | ||
35-39 | ||
40-49 | ||
50-59 |
1) Почему в молодом возрасте замужних женщин больше, чем женатых мужчин, а в пожилом все обстоит наоборот?
2) Почему во всех возрастных категориях разведенных мужчин больше, чем холостых мужчин?
3) Опираясь на приведенные данные, проследите тенденции в области брачности и разводимости в России.
- Известно, что конкурсы в вузы, в частности московские, неодинаков: где-то он выше, а где-то ниже. Проанализируйте ситуацию и ответьте.
1) Почему (и в какие именно) конкурс в данные вузы выше?
Связано ли это с престижностью вуза, с престижностью получаемой профессии, возможностями сделать быструю карьеру, с легкостью обучения, возможностями получить интересную работу или еще какими-то факт
[1] Примеры оформления библиографического списка для дипломных, курсовых работ в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись Бибилиографическое описание. Общие требования и правила составления».