Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура.
Социология как наука неразрывно связана с теоретическими и эмпирическими (прикладными) исследованиями. Их основной задачей является «добыча» новых знаний об обществе, социальных явлениях, процессах, группах и личностях. Эти знания могут способствовать решению многих проблем человеческого бытия, указывать направления совершенствования управления, рекомендовать превентивные меры по предупреждению общественных катаклизмов, прогнозировать будущее.
В обеспечении высокого уровня социологических исследований социолог должен, прежде всего, видеть различие между социальным обследованием и социологическим исследованием. Социальное обследование направлено на простой сбор систематической социальной информации (опросы, статистические обследования, зондаж общественного мнения, в медицине – медосмотры и т.д.) Подобный метод широко используется в СМИ, в выступлениях политиков, докладах представителей различных сфер общественной жизни. Социологическое исследование направлено главным образом на то, чтобы получить новые данные об объектах и предметах исследования, расширить сферу социологического знания, подтвердить, опровергнуть или обогатить знания об изучаемом объекте.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике.
Социологическое исследование состоит из трех уровней (задач): методологического, методического и процедурного.
Методологический уровень представляет собой позицию, подход социолога, его теоретическую точку зрения в интерпретации социальных проблем, предмета и результатов исследования.
Методический уровень включает в себя выбор методов сбора и обработки первичной информации.
Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.
Чтобы не допустить деформацию объективной картины социологического исследования, социолог должен постоянно совершенствовать методику и методологию его проведения. Совершенствование методики и методологии в изучении социальных процессов позволит приобрести профессиональный опыт, уменьшить зависимость исследования от субъективного влияния социолога. Субъективный подход – одна из главных причин деформации объективной картины социологического исследования. Он может проявиться вследствие:
– ложной теоретической или идеологической оценки ситуации;
– низкого профессионального уровня исследователей;
– эмоционального состояния работников социологического исследования и др.
Качество результатов исследования зависит также от организационного построения всего процесса. Исследовательский процесс состоит из частных процессов и особых действий, находящихся в определенной последовательности друг к другу.
Очень важно, чтобы структура исследования выполнялась методично, ровно и охватывала все в целом. Социологу важно получить данные о всех явлениях и фактах социального процесса. Они его интересуют настолько, насколько являются типичными для всего социального явления, т.е. в какой степени отдельные факты и явления могут характеризовать изучаемый объект как единое целое.
В реальной практике сложилось несколько видов, типов социологических исследований. Необходимость определения типов исследования диктуется главным образом тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного в изучении социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Правильно выбранный тип исследования позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт его организации и проведения.
Социологические исследования подразделяются по многим основаниям.
По характеру добываемого социологического знания различают теоретические и эмпирические (прикладные, конкретные исследования). Теоретическое исследование – это глубокое обобщение накопленного фактического материала в различных областях общественной жизни. В центре эмпирических исследований находится сбор фактического материала, на основе анализа документов, наблюдения, опросов и т.д.
В зависимости от того, подтвердятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Разовые исследования позволяют получить данные о состоянии, статике социального объекта в данный момент. Повторное исследование используется для выявления динамики изменений. Разновидностью повторного исследования является панельное, когда один и тот же социальный субъект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наглядным примером панельного социологического исследования являются периодические переписи населения.
По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социальных явлений социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование направлено на более простое изучение объектов, явлений и процессов и позволяет решать ограниченные задачи. Разведывательное исследование чаще всего представляет собой «обкатку» инструментария исследования (анкет, опросных листов, карточек наблюдения и др.). В ходе его уточняются цели и задачи, гипотезы, вопросы и их формулировка. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Оно, как правило, предваряет более глубокое исследование.
Описательное исследование – более сложный тип социологического исследования. С его помощью получают эмпирические данные, дающие относительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Обычно оно проводится тогда, когда объектом анализа является сравнительно большая совокупность объектов, явлений, людей, применение различных методов сбора эмпирических данных, анализ которых в данный момент невозможен или нецелесообразен. Результаты описательного исследования являются материалом для последующих исследований.
Аналитическое исследование – наиболее сложное социологическое исследование. Оно позволяет не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявить их причины, тенденции, определить факторы совершенствования.
Выделяются также и такие типы исследования, как сплошное, выборочное, локальное, региональное, отраслевое, точечное и другие.
Любое социологическое исследование – это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого последовательно осуществляется переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. В связи с этим всякое исследование проходит определенные этапы. Выделяют четыре основных этапа.
Первый этап подготовки и организации исследования. На этом этапе разрабатываются вопросы методологии, методики и техники социологического исследования, составляется его программа.
Второй этап – непосредственное эмпирическое исследование, в ходе которого с помощью различных методов осуществляется сбор социологической информации.
Третий этап – аналитический, на котором происходит анализ социологической информации, её обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляционных и причинно-следственных связей.
Четвертый этап – практический. На нем происходит разработка практических рекомендаций и социальных технологий, модели практического преобразования изучаемого социального объекта, явления или процесса.
Выделенные этапы социологического исследования охватывают все главные виды теоретической, эмпирической и организационной работы. Они тесно связаны между собой и на практике часто проводятся одновременно.