Культура как сложное социальное явление.
Культура (от лат. cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.
В центре внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе – в какой степени те или иные социальные ценности способствуют гуманизации общественных отношений, формированию всесторонне развитой личности.
В процессе своего развития культура выступает в качестве сложной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора: деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных ценностей; возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность материальных и духовных ценностей; процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.
Культура - это способ духовного освоения действительности, представляющей собой целостную систему устойчивых идей, ценностей, норм, приемов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.
Выше была дана характеристика культуры как социального явления. Однако анализ культуры не будет полным, если не рассмотреть основные элементы культуры и их функционирование.
Первым и наиболее важным элементом является понятийно-логический аппарат, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.
Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры.
Прежде всего, язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.
Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры. Очень часто, особенно в ХХ веке, язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура, на английском - неанглийская.
Вторым важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Учреждения - это определенное духовное состояние ,свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, т.е. знания.
Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между знаниями и убеждениями людей связь устанавливается сложно и неоднозначно. Например, врачи напоминают нам о "двух белых врагах человека" - сахаре и соли, призывают прекратить или ограничить их употребление. Но не все люди, для которых очень важен рацион питания ,прислушиваются к этому. То же самое можно сказать о знании законов и нарушении их даже работниками правоохранительных органов.
Причины несогласованности знаний и убеждений могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т.д.
Нужно своевременно анализировать эти причины и принимать меры по их устранению.
Третьим важнейшим элементом культуры являются ценности. Для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Эти критерии оценки действий предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Их мы и будем называть ценностями.
Ценности выступают, во-первых, как желательное, предпочтительное для данного субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; во-вторых, как критерий оценки реальных явлений; в-третьих, они определяют смысл целенаправленной деятельности; в-четвертых, регулируют социальные взаимодействия; в-пятых, внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.
В систему ценностей субъекта входят следующие:
1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, правопорядок и др.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
в) межличностного общения ( честность, бескорыстие, доброжелательность, сострадание и др.);
г) демократические ( свобода слова, совести, национальный суверинитет и др.);
3) партикулярные (частные):
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизм (вера в бога, стремление к абсолютизму и т.д.).
В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей. Сейчас рано говорить о какой-то устоявшейся системе ценностей, новой духовной культуре нашего общества. Идет процесс поиска, сомнений и нестабильности.
Четвертым элементом культуры является идеология.
Когда мы рассматривали убеждения, мы отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.
В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.
Рассматривая идеологию, ее внутреннее строение и многообразие, к ней можно применить тот же принцип ,что и по отношению к ценностям. Идеология при таком подходе предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия.
При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой - позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
Наконец, пятым элементом культуры являются уже названные выше образцы поведения: обряды, обычаи, и традиции.
Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей,которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.
Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписания ( например, кровная месть ). Обычай - неписаные правила поведения.
Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Нельзя пренебрежительно относиться к традициям, т.к. это приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Культура воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура ацтеков, викингов и т.п.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура и т.п.). Отсюда – различие концепций культуры, а значит, и ее определений, которые отражают конкретную сторону познания культуры.
В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социальных взаимодействий. Под культурой в социологии понимается совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Поэтому при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми, как система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Любой предмет, действие или явление (будь то гаечный ключ или картина художника, корабль или рукопожатие, храм или лозунг и т.п.) обретают социокультурный смысл только тогда, когда они значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.
В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, верования, нормы.
Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие “есть” может быть представлено комбинацией разных звуков (сравните русское “есть”, английское – eat, немецкое essen и т.д.). Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию “есть”, и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.
Определяющим элементом культуры являются ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория “социальная ценность”, т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.
В ходе социальных взаимодействий социальные субъекты оценивают предметы, социальные явления и процессы с точки зрения их соответствия или несоответствия своим потребностям, с точки зрения того, что для них значимо, а что – нет, что полезно, а что – вредно, что допустимо, а что – недопустимо и т.п. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Для одних индивидов в качестве жизненной цели может выступать, скажем, обеспечение счастья любимому человеку, а в качестве средства ее достижения – неустанный труд, для других в качестве цели – материальное благополучие, а в качестве средства – любые, в том числе и преступные, действия. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностной ориентацией. Иначе говоря, ценностная ориентация – это осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.
В рамках общества ведущие ценности большинства людей едины. Вместе с тем, целостность системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся систем ценностей социальных общностей, классов, групп.
Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины – в виде идеологии (от греч. idea – идея, представление и logos – учение). Существуют три основных значения термина “идеология”. В первом случае под ней понимаются система взглядов, идей и убеждений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу и выражаются интересы различных социальных групп, классов, обществ. Иначе говоря, это есть некая совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм).
В марксистской традиции под идеологией понимается логическое сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества.
В социологической интерпретации идеология предстает в виде системы взглядов, идей, выражающих конкретные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Она может рассматриваться в качестве средоточия классового социального интереса в отличие от объективного научного отражения социальной реальности. Но вместе с тем идеология, опирающаяся на объективное социальное знание, становится научной.
Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие “норма” в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.
Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим; мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги; отмечаем дни рождения; моем руки перед едой и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам.
Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания “правильного” или “надлежащего” поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями.
Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы.
Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям (основаниям), в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы).
Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция (от лат. traditio – передача) – механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.
Нравственные нормы (нравы) - представляют собой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.
Формой социально санкционированного упорядоченного символического поведения является ритуал. Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – это совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями: ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными объектами и т.д. (например, погребальный ритуал или ритуал подъема флага на корабле).
Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы: во-первых, те образцы поведения, которым рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости, а во-вторых, те образцы поведения, которым должны следовать во взаимодействиях с другими людьми ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности. В Древнем Риме понятие “нравы” обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Если мы неправильно используем вилку или нож для еды, то это небольшая оплошность, могущая вызвать лишь небольшое замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, бросая ребенка и мужа, то это подрывает основы семьи, ее благополучия и жизнедеятельности. Такого рода коллизий общество стремиться избегать, выстраивая систему нравственных норм. При этом необязательно, чтобы действия, запрещаемые нравственными нормами, были действительно вредными для общества (например, запрет мусульманам употреблять в пищу свинину), главное, чтобы люди верили в правильность или неправильность действий.
Очевидно, что в каждой культуре существуют свои нравственные нормы, иначе говоря, что считать нравственным, а что безнравственным поведением зависит от культуры конкретного общества или общности.
Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, простых обществах, но и в современных обществах они также существуют (например, на кровосмешение, каннибализм и др.).
Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (например, в воспроизводстве членов общества, каковую потребность выполняет семья). Эти системы обычаев и нравственных норм называются институциональными. Их особенность заключается в том, что они сознательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им, а также возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм.
Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма – это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы – это формализированные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд и т.д.).В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества.
Итак, в каждом обществе существует признаваемая большинством его членов и реализуемая массово в их жизнедеятельности совокупность культурных образцов, обладающая специфичностью, неповторимостью, отличающая данное общество от других.