Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Теория и методика физической культуры и спорта

Направление подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

«Физическая культура»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Формы обучения

Очная, заочная

Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом изучения в рамках настоящего курса является алгоритм обучения двигательным действиям учащихся, а также методам воспитания и обучения физическим упражнениям.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Цели дисциплины

Формирование целостного представления о физической культуре как социально детерминированном явлении, его ценностных установках и ориентациях, принципах развития и формах организации в современном обществе.

2.2 Задачи дисциплины

1. Создание системного представления о физической культуре как базовом средстве педагогического процесса, реализующего на практике активное развитие и воспитание подрастающего поколения в системе отечественного образования и многолетней системе спортивной подготовки.

2. Формирование системы знаний о современном научном и учебном предмете «Физическая культура», оздоровительных технологиях по управлению процессами физического развития и физической подготовки школьников, принципах и методах обучения двигательным действиям и физическим упражнениям, развитие физических качеств.

3. Формирование профессиональных навыков и умений в основных видах и формах деятельности педагога по физической культуре, интереса, мотивов и стремлений к самостоятельному обогащению личного опыта творческой деятельности.

4. Развитие профессионального мышления, способности анализировать и обобщать научные и практические результаты исследований, умения их интерпретировать в контексте современных гипотез и концепций теории физической культуры.

2.3 Знания и умения обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: Коды формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (ОК):  
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность ОК-8  
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся ОПК-2
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики ПК-2


Этапы (уровни), планируемые результаты освоения компетенций

Коды формируемых компетенций Формулировка компетенций База формирования компетенций Этапы формирования
Базовый Высокий
ОК-8 готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность Знать: Основы использования физических упражнений (ОК-8-б-з)   Принципы и закономерности организации занятий физической активностью (ОК-8-в-з)
Уметь: Проводить основные элементы занятий физической культурой (ОК-8-б-у)   Организовывать занятия по физической культуре для улучшения физической подготовленности (ОК-8-в-у)
Владеть: способностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8-б-в) готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8-в-в)
Коды формируемых компетенций Формулировка компетенций База формирования компетенций Этапы формирования
Базовый Высокий
ОПК-2 способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся Знать: Основные элементы осуществления обучения, воспитания и развития (ОПК-2-б-з)   Принципы и закономерности, алгоритм осуществления обучения, воспитания и развития (ОПК-2-в-з)
Уметь: Организовывать надлежащие условия для осуществления обучения, воспитания и развития обучающихся (ОПК-2-б-у) Организовывать работу по обучению, воспитанию и развитию обучающихся (ОПК-2-в-у)
Владеть: способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2-б-в) готовностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2-в-в)
ПК-2 способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать: Основные современные методы обучения (ПК-2-б-з) современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2-в-з)
Уметь: Применять элементы современных методов обучения (ПК-2-б-у)   Применять современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2-в-у)
Владеть: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2-б-в) готовностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2-б-у)


Траектория формирования компетенций образовательной программы в целом и роль данной дисциплины в формировании компетенций отражены в матрице и паспорте компетенций (см. приложение к образовательной программе)

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Теория и методика физической культуры и спорта» относится к блоку вариативных дисциплин. Программа курса предполагает наличие у студентов знаний по дисциплинам: «Анатомия человека» «Физиология человека», «Гигиена физкультурно-спортивной деятельности», «Биохимия человека».

Дисциплины, для изучения которых необходимы знания данного курса: «Теория и методика спортивных игр», «Теория и методика легкой атлетики», «Теория и методика подвижных игр», «Теория и методика лыжного спорта».

4. ОБЪЕМ дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Общий объем учебной дисциплины (модуля)

Форма обучения Семестр Общая трудоемкость В том числе контактная работа с преподавателем Сам. работа Промеж. аттестация
в з.е. в часах всего лекции сем-ры Лаб.раб. Практ. занятия
Очная 4,5,6   36/ экзамен
Заочная 4,5,6   9/экзамен

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий.

Очная форма обучения

название разделов (модулей) и тем компетенции Контактная работа (аудиторные) Самост. работа Экзамен
Всего Лекции (из них в интерактивной форме) Практич/ лаборат или семинарзанятия (из них в интерактивной форме)
Тема 1. Физическая культура как социальное явление ОК-8 ОПК-2 ПК-2  
Тема 2. Физическая культура как средство физического воспитания ОК-8 ОПК-2 ПК-2  
Итого в 4 семестре    
Тема 3 Методические основы физического воспитания ОК-8 ОПК-2 ПК-2 12/4  
Тема 4. Частные методики физического воспитания ОК-8 ОПК-2 ПК-2 12/4  
Тема 5 Теоретические основы спортивной подготовки ОК-8 ОПК-2 ПК-2  
Итого в 5 семестре  
Подготовка к написанию курсовой работы ОК-8 ОПК-2 ПК-2 - - - -
ИТОГО в 6 семестре   - -  
ВСЕГО за учебный курс  

Итоговый контроль: 5 семестр – экзамен

Заочная форма обучения

Номера и наименования разделов и тем компетенции Контактная работа (аудиторные) Самост. работа Контроль
Всего Лекции (из них в интерактивной форме) Практич/ лаборатили семинарзанятия (из них в интерактивной форме)
Тема 1. Физическая культура как социальное явление ОК-8 ОПК-2 ПК-2 -  
Тема 2. Физическая культура как средство физического воспитания ОК-8 ОПК-2 ПК-2  
ИТОГО в 4 семестре    
Тема 3 Методические основы физического воспитания ОК-8 ОПК-2 ПК-2 4/2  
Тема 4. Частные методики физического воспитания ОК-8 ОПК-2 ПК-2 4/2  
Тема 5 Теоретические основы спортивной подготовки ОК-8 ОПК-2 ПК-2 -  
ИТОГО в 6 семестре   10/4
ВСЕГО за учебный курс   14/4

Итоговый контроль: 6 семестр – экзамен

4.2. Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам)

ЛЕКЦИИ

Тема 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Основные понятия: спортивная тренировка, система подготовки спортсмена, спортивная деятельность, соревнования, спортивное достижение, физическая подготовка. Вид спорта, спортивная дисциплина, вид соревнований. Группы видов спорта. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования. Научное, медико-биологическое и информационное обеспечение спорта. Материально-техническое обеспечение, финансирование, факторы внешней среды. Управление и организационная структура. Календарь соревнований. Структура общей и индивидуальной системы соревнований. Подготовительные, контрольные, отборочные, главные соревнования. Формы стартов: перманентный, локальный, смешанный. Особенности индивидуальной системы соревнований. Внутренние и внешние показатели тренировочных и соревновательных нагрузок. Специлизированность, напряженность, величина нагрузки. Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок. Компоненты тренировочной нагрузки: характер упражнений, интенсивность нагрузки, объем работы, продолжительность и характер интервалов отдыха. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Единство общей и специальной подготовки. Непрерывность тренировочного процесса. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Волнообразность динамики нагрузок. Цикличность тренировочного процесса. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена. Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Силовые способности спортсмена. Скоростные способности спортсменов. Выносливость спортсмена. Гибкость спортсмена. Двигательно-координационные способности спортсмена. Результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность техники. Задачи и разделы технической подготовки спортсменов. Формирование двигательного умения и двигательного навыка. Этапы технической подготовки. Программированное обучение спортивной технике. Техническая подготовка цель, задачи и основные средства, место в структуре тренировочного процесса. Взаимосвязь технической и физической подготовки как фактор результативности в соревновательной деятельности, понятие функциональной готовности как единство физической и технической подготовленности спортсмена. Средства и методы тактической подготовки. Особенности тактики и тактической подготовки в различных видах спорта. Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсмена. Содержание психологической подготовки. Мотивация соревновательной и тренировочной деятельности. Средства и методы психической подготовки. Нагрузка и восстановление - взаимосвязь стороны единого тренировочного процесса. Психологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления. Оценка эффективности восстановительных мероприятий. Организация восстановительных мероприятий. Построение тренировки в макроцикле на этапе высших спортивных достижений. Построение тренировки в годичных циклах. Характеристика мезоциклов и микроциклов, определение объективных факторов, влияющих на их структуру. Типы мезоциклов и микроциклов, особенности их построения и включения в спортивную тренировку на разных этапах подготовки. Методические положения многолетней спортивной тренировки. Этап предварительной подготовки. Этап начальной спортивной специализации. Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. Этап спортивного совершенствования. Этап высшего спортивного мастерства. Этап спортивного долголетия. Соотношение средств ОФП и СФП в юношеском спорте. Многоборная система тренировки. Юношеские соревнования. Нормативные показатели физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов. Допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки. Комплексный контроль в юношеском спорте. Этапы спортивного отбора. Критерии спортивного отбора. Спортивная ориентация в виды спорта. Значение начального отбора в вид спорта. Требования базовых видов спорта к подготовленности занимающихся в системе многолетней тренировки. Методы спортивного отбора. Комплексы контрольных испытаний (тестов). Оценка комплексного контроля. Виды контроля. Контроль состояния подготовленности спортсмена. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.

Содержание практических и лабораторных занятий по дисциплине

Практическое занятие 1-6.

Практическое занятие 7-9.

Лабораторная работа 1-3.

Семестр

Практическое занятие 1-3.

Лабораторная работа 1-3.

Практическое занятие 4-6.

Лабораторная работа 4-6.

Практическое занятие 7-9.

Тема «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Учебные цели:

1. Выяснить основные понятия: спортивная тренировка, система подготовки спортсмена, спортивная деятельность, соревнования, спортивное достижение, физическая подготовка.

2. Объяснить основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования.

3. Понять проблему научного, медико-биологического и информационного обеспечения спорта.

4. Выяснить структуру общей и индивидуальной системы соревнований.

5. Объяснить суть подготовительных, контрольных, отборочных, главных соревнований.

6. Понять внутренние и внешние показатели тренировочных и соревновательных нагрузок.

7. Выяснить компоненты тренировочной нагрузки: характер упражнений, интенсивность нагрузки, объем работы, продолжительность и характер интервалов отдыха.

8. Объяснить суть единства общей и специальной подготовки.

9. Понять проблему волнообразности динамики нагрузок.

Лабораторная работа 7-9.

Тема «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Учебные цели:

1. Выяснить особенности цикличности тренировочного процесса.

2. Объяснить суть единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

3. Понять смысл общей физической подготовки.

4.Выяснить от чего зависит результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность техники.

5. Объяснить суть формирования двигательного умения и двигательного навыка.

6. Понять факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсмена.

7.Выяснить алгоритм построения тренировки в годичных циклах.

8. Объяснить суть комплексного контроля в юношеском спорте.

9. Понять проблему контроля состояния подготовленности спортсмена.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, связанного с формированием компетенций обучающихся. В учебном плане самостоятельной работе отводится около половины общего объема трудозатрат по изучению дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение для СРО предназначено для рационального распределения времени студента по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины. Оно составляется на основе сведений о трудоемкости дисциплины, ее содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методического и информационного обеспечения.

Перечень литературы для самостоятельной работы

1. Кокоулина О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 144 с. (https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=90952&sr=1)

2. Алхасов Д. С. Курс лекций по учебной дисциплине «Теория и история физической культуры» : профессиональный цикл : общепрофессиональные дисциплины основной профессиональной образовательной программы по специальности 050720 «Физическая культура» для студентов очной и заочной формы обучения: цикл лекций. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2014. -53 с.

Тематика самостоятельной работы

Для подготовки к практическим занятиям изучить следующие вопросы:

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ОК-8-б-з; ОПК-2-б-з; ПК-2-б-з)

1. Физическая культура как социальное системно организованное явление, интенсивно развивающееся в структуре культуры общества.

2. Понятие родовые и социальные функции физической культуры, их общность и различия.

3. Общекультурные и специфические функции физической культуры, исторические истоки их становления и развития.

4. Характеристика основных направлений развития физической культуры в российском обществе, их цель и задачи, формы организации, связь с социальными функциями физической культуры.

5. Физическая культура личности, как качественное свойство человека, формирующееся в процессе двигательной (физкультурной) деятельности (самостоятельных формах занятий физическими упражнениями), характерные признаки, черты и особенности.

6. Физическое совершенство как результирующее основание двигательной (физкультурной) деятельности, характерные признаки и историческая обусловленность.

7. Понятие о научном предмете теории физической культуры, характеристика его структурных оснований (гуманитарное, естественно-научное и общественно-историческое) и междисциплинарных связей, интегративная суть в познании сущностных основ развития личности в процессе двигательной деятельности (физические, психические и социальные основы).

8. История становления и развития научного предмета, современные проблемы интеграции его содержательного наполнения в контексте системного подхода.

9. Современные подходы к изучению физической культуры как социокультурного явления, характеристика общетеоретических, педагогических и специальных методов исследования (историко-генетический, социокультурный, ценностный, системный; наблюдение, эксперимент, анкетный опрос, факторный анализ).

10. Характеристика междисциплинарных методов исследования теории физической культуры (антропометрические, медико-биологические, психологические, математико-статистические методы). Теория как предмет профессиональной подготовки педагогов по физической культуре, его роль и место в профессиональном образовании специалиста.

11. Характеристика требований государственного стандарта к подготовке педагога по физической культуре.

12. Структура учебного предмета теории и методики физической культуры, характеристика его основных разделов, их связь с теоретической и практической деятельностью педагога.

13. Исторические аспекты развития теории физической культуры как учебной дисциплины, объективные и субъективные тенденции в формировании современного его содержания, базовых категорий (характеристика противоречий в современном категориальном аппарате).

14. Цель физической культуры как вида культуры, ее сопряженность с другими видами культур и относительная самостоятельность, роль и место среди видов культур современного общества.

15. Задачи физической культуры в обществе, их характеристика и степень разрешения, классификация задач по общественно, предметно и личностно значимым признакам (ценностям).

16. Общие и специфические ценностные ориентации развития физической культуры в обществе, характеристика их базовых ценностных образцов.

17. Характеристика основных видов физической культуры: оздоровительная, адаптивная, прикладная (профессионально и военно-прикладная) физическая культура, их цель, задачи и содержательное наполнение.

18. Взаимосвязь видов физической культуры с различными сторонами социальной практики (образование, медицина, профессиональная деятельность и др.).

19. Характеристика основных форм организации физической культуры: (туризм, спорт, общефизическая подготовка, «фитнес», рекреация, лечебная физическая культура, профессионально-ориентированная физическая подготовка), их связь с содержанием соответствующих видов физической культуры.

20. Понятие системы физического воспитания.

21. Исторический характер развития ее основных компонентов и их социальная обусловленность.

22. Отечественная система физического воспитания как социально организуемое явление, цель, задачи, структура, вектор развития в современных условиях (характеристика содержания основных компонентов).

23. Принципы системы физического воспитания как формализованное изложение в правилах и требованиях объективных закономерностей развития системы физического воспитания.

24. Характеристика принципов оздоровительной и профессионально-ориентированной направленности, всестороннего развития личности.

25. Характер взаимосвязи принципов, регулирующих развитие отечественной системы физического воспитания.

Тема 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОК-8-б-з, ОК-8-в-з, ОК-8-б-у, ОК-8-б-в; ОПК-2-б-з, ОПК-2-в-з, ОПК-2-б-у, ОПК-2-б-в ; ПК-2-б-з, ПК-2-в-з, ПК-2-б-у, ПК-2-б-в)

1. Понятие физического воспитания как педагогического процесса, цель, задачи и основы учебного содержания.

2. Роль и значение физического воспитания в целостном педагогическом процессе, особенности его функциональной взаимосвязи с процессами обучения и образования.

3. Физическая подготовка, как основа содержания современного физического воспитания, связь с развитием физических качеств и обучением двигательным действиям, формированием определенной системы знаний.

4. Понятие о педагогических исследованиях в теории физического воспитания: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, хронометрирование, контрольные испытания (тестирование).

5. Подготовка к исследованию: выбор темы, тематический подбор литературы, определение задач исследования, разработка гипотезы, подбор испытуемых, выбор методов исследования.

6. Понятие здорового образа жизни, его структурные основания и компоненты, связь с укреплением и сохранением здоровья (физического, психического и нравственного), творческой социальной активностью.

7. Физическое воспитание как фактор формирования навыков и умений в организации и ведении здорового образа жизни, воспитания интереса к занятиям физическими упражнениями, потребности в бережном отношении к собственному здоровью.

8. Понятие физической культуры личности, особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой.

Тема 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОК-8-б-з, ОК-8-в-з, ОК-8-б-у, ОК-8-в-у, ОК-8-б-в, ОК-8-в-в; ОПК-2-б-з, ОПК-2-в-з, ОПК-2-б-у, ОПК-2-в-у, ОПК-2-б-в, ОПК-2-в-в; ПК-2-б-з, ПК-2-в-з, ПК-2-б-у, ПК-2-в-у, ПК-2-б-в, ПК-2-в-в)

1. Понятие о базовых средствах физического воспитания и их характеристика (оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения).

2. Понятие о физическом упражнении как двигательном действии, педагогически организуемом для решения практических задач.

3. Понятия движение и действие, физиологические основы формирования двигательных актов (безусловное, безусловно-условное, условное основание двигательных действий).

4. Основные классификации физических упражнений и их педагогическая значимость (по направленности на решение педагогических задач: подготовительные, подводящие, общеразвивающие; по направленности воздействия на развитие физических качеств; по активности обменных процессов; по биомеханической структуре).

5. Понятие техники двигательного действия, общность и различия с понятием «форма движения». Характеристика видов техники: типовая, эталонная, индивидуальная.

6. Основные характеристики техники выполнения двигательных действий (пространственные, временные и динамические).

7. Техника двигательного действия как биомеханическая структура (характеристика фазовой организации двигательного действия), понятие о внешнем и внутреннем содержании двигательного действия, связь содержания и формы двигательного действия.

8. Критерии оценки эффективности техники исполнения двигательного действия.

9. Определение понятий: метод, методический прием, методика.

10. Общие требования к выбору дидактических методов.

11. Классификация и характеристика дидактических методов (методы использования слова, методы наглядного восприятия, практические методы: метод целостного выполнения упражнения, метод расчленено-конструктивного упражнения, метод избирательного воздействия, метод сопряженного воздействия).

12. Характеристика общепедагогических принципов обучения двигательным действиям их роль и значение в практике обучения (принципы сознательности, активности, научности, прочности, наглядности, индивидуализации).

13. Методические принципы обучения двигательным действиям как отражение закономерностей формирования двигательных навыков и умений.

14. Характеристика методических принципов обучения их взаимосвязь и относительная самостоятельность (доступности, повторности, постепенности, последовательности, системности).

15. Исходные понятия: элементарное двигательное умение; двигательный навык; умение высшего порядка; структура обучения.

16. Умения и навык как качественные характеристики освоенности двигательного действия (движения), как основа образовательного процесса.

17. Физиологические закономерности формирования двигательных действий (иррадиация, концентрация, интеграция).

18. Структура обучения как этапность формирования двигательного действия: этап ознакомления; этап начального разучивания; этап закрепления.

19. Задачи средства и методы этапов обучения.

20. Понятие о физических качествах, их взаимосвязь и относительная самостоятельность.

21. Понятие физические способности и их связь с физическими качествами. Основные закономерности развития физических качеств (гетерохронность, этапность, фазность, перенос в развитии физических качеств).

22. Взаимосвязь обучения двигательным действиям и развитие физических качеств.

23. Характеристика принципов развития физических качеств (принцип соответствия, принцип развивающего эффекта, принцип вариативности).

24. Понятие о физической нагрузке.

25. Работа и отдых как компоненты физической нагрузки, характеристика видов и интервалов отдыха.

26. Метод строго-регламентированного упражнения как базовый метод в развитии физических качеств.

Тема 4.ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОК-8-б-з, ОК-8-в-з, ОК-8-б-у, ОК-8-в-у, ОК-8-б-в, ОК-8-в-в; ОПК-2-б-з, ОПК-2-в-з, ОПК-2-б-у, ОПК-2-в-у, ОПК-2-б-в, ОПК-2-в-в; ПК-2-б-з, ПК-2-в-з, ПК-2-б-у, ПК-2-в-у, ПК-2-б-в, ПК-2-в-в)

1. Проблема воспитания личности и пути ее разрешения в физическом воспитании.

2. Основы нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, цель, задачи и формы организации в структурных основах физического воспитания.

3. Преподаватель физического воспитания и профессиональные требования к его личности.

4. Физическое воспитание как педагогическая система в образовательных учреждениях, цель, задачи, структурная организация.

5. Государственный стандарт как нормативный документ регламентирующей развитие среднего школьного образования, его цель и задачи, структурная организация.

6. Характеристика нормативных документов, входящих в государственный стандарт. (Базисный учебный план, минимальное содержание образование, требования к уровню подготовки учащихся по предмету физической культуры).

7. Соотношение основ содержания стандарта, приметных и авторских программ по физической культуре.

8. Характеристика современных учебных программ по физической культуре их общность и различия.

9. Современная периодизация развития физических качеств в школьном онтогенезе, ее сущность и значение для процесса образования школьников по физической культуре (концепция сенситивных периодов).

10. Проблемы формирования содержания образования по физической культуре, определение его доминирующих направлений в разные периоды школьного онтогенеза и отбор адекватных методов (методических приемов) обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

11. Государственный стандарт содержания образования по физической культуре, как базовый документ школьного образования, цель, задачи, основные структурные компоненты.

12. Концептуальные основы формирования содержания образования по физической культуре (ученик, педагогический процесс, учебный предмет).

Тема 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ((ОК-8-б-з, ОК-8-в-з, ОК-8-б-у, ОК-8-в-у, ОК-8-б-в, ОК-8-в-в; ОПК-2-б-з, ОПК-2-в-з, ОПК-2-б-у, ОПК-2-в-у, ОПК-2-б-в, ОПК-2-в-в; ПК-2-б-з, ПК-2-в-з, ПК-2-б-у, ПК-2-в-у, ПК-2-б-в, ПК-2-в-в))

1. Основные понятия: спортивная тренировка, система подготовки спортсмена, спортивная деятельность, соревнования, спортивное достижение, физическая подготовка.

2. Вид спорта, спортивная дисциплина, вид соревнований.

3. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования.

4. Научное, медико-биологическое и информационное обеспечение спорта.

5. Материально-техническое обеспечение, финансирование, факторы внешней среды.

6. Управление и организационная структура.

7. Календарь соревнований.

8. Структура общей и индивидуальной системы соревнований.

9. Подготовительные, контрольные, отборочные, главные соревнования.

10. Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок.

11. Компоненты тренировочной нагрузки: характер упражнений, интенсивность нагрузки, объем работы, продолжительность и характер интервалов отдыха.

12. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация.

13. Единство общей и специальной подготовки.

14. Непрерывность тренировочного процесса.

15. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок.

16. Волнообразность динамики нагрузок.

17. Цикличность тренировочного процесса.

18. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

19. Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности.

20. Общая физическая подготовка.

21. Специальная физическая подготовка.

22. Контроль состояния подготовленности спортсмена.

Для развития творческих способностей студентов на практических занятиях необходимо активно использовать такие методы как дискуссия, обмен мнениями по проблемным вопросам, обсуждение докладов, сообщений и рефератов, в результате выявляются способности обучаемых применять полученные знания для решения задач, связанных с дальнейшей деятельностью выпускника.

Тематика курсовых работ (ОК-8-б-з, ОК-8-в-з, ОК-8-б-у, ОК-8-в-у, ОК-8-б-в, ОК-8-в-в; ОПК-2-б-з, ОПК-2-в-з, ОПК-2-б-у, ОПК-2-в-у, ОПК-2-б-в, ОПК-2-в-в; ПК-2-б-з, ПК-2-в-з, ПК-2-б-у, ПК-2-в-у, ПК-2-б-в, ПК-2-в-в)

1. Курс на расширение массовости и совершенствование качества физкультурного движения в современном российском обществе.

2. Образовательная роль физической культуры.

3. Физическая культура как фактор физического развития индивида.

4. Принцип оздоровительной направленности в физической культуре.

5. Роль физической культуры в содействии полноценному духовному развитию индивида.

6. Эстетическое значение физической культуры.

7. Специфические функции физической культуры в обществе.

8. Общекультурные функции физической культуры и спорта.

9. Тенденция дифференциации в развитии физической культуры.

10. Сравнительная характеристика видов и разновидностей современной физической культуры.

11. Состояние программно-нормативных основ современной отечественной системы физической культуры.

12. Отличия физических упражнений как средств и методов физического воспитания от иных видов двигательных действий.

13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения и их классификация.

14. Особенности игрового метода в физическом воспитании.

15. Особенности соревновательного метода в физическом воспитании.

16. Значение идеомоторных и аналогичных факторов в физическом воспитании.

17. Информативные показатели нагрузки при выполнении физических упражнений (на примере избранных видов упражнений).

18. Типы интервалов отдыха при воспроизведении физических упражнений.

19. Сравнительная характеристика распространённых классификаций физических упражнений.

20. Оздоравливающие свойства природной среды и гигиенические факторы, дополняющие комплекс средств физического воспитания.

21. Соотношение общепедагогических и специфических принципов регламентации процесса физического воспитания.

22. Принцип непрерывности процесса физического воспитания и системного чередования в нём нагрузок и отдыха.

23. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий в процессе физического воспитания и адаптивного сбалансирования их динамики.

24. Принцип цикличности процесса физического воспитания и возрастной адекватности его направленности.

25. Общая характеристика этапов обучения двигательному действию.

26. Методика начального раз

Наши рекомендации