Тема 2. Общество как социальная и социокультурная система.
1.Понятие об обществе как системном образовании.
2.Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
3.Модель устойчивого развития белорусского социума.
4.Культура как сложное социальное явление.
1. Понятие об обществе как системном образовании.
Общество, как сложная, динамичная система обладает определенными признаками.
· Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, специфику их отношений и взаимодействий (в отличие от групповых форм взаимодействия в животном мире). Человек как личность может сформироваться только среди себе подобных в результате ее социализации.
· Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность социально-психических взаимодействий между людьми, присущих только человеческому обществу.
· Важным признаком общества является территория и ее природно-климатические условия, где происходят различные социальные взаимодействия. Если взять для сравнения способ производства материальных благ, образ жизни, культуру и традиции разных народов (например, центрально–африканских племен, малых этнических групп крайнего Севера или жителей средней полосы), то станет понятно огромное значение территориально–климатических особенностей для развития того или иного общества, его цивилизованности.
· Осознание людьми происходящих в обществе изменений и процессов в результате их деятельности. (В отличие от природных процессов, независимых от воли и сознания людей). Все, что происходит в обществе, осуществляется только людьми, их организованными группами. Они создают специальные органы для осуществления саморегуляции общества - социальные институты.
· Общество обладает сложной социальной структурой, состоящей из разных социальных слоев, групп и общностей. Они различаются между собой по многим параметрам: уровню доходов и образования, отношению к власти и собственности, принадлежностью к разным религиям, политическим партиям, организациям и т.п. Они находятся в сложных и разнообразных отношениях взаимосвязи и постоянного развития. Тем не менее, все вышеназванные признаки общества взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность и устойчивость его развития как единой и сложноорганизованной системы.
В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории.
Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними. Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П. Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует.
Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет свою собственную жизнь и организацию". Вторая точка зрения преобладает в социологии.
Общество немыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование - общество.
В социальной деятельности личности проявляются устойчиво-повторяющиеся, типические черты, которые формирует у нее общество как целостность, как система.
Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое не сводимо к сумме своих элементов. Общество, как социальная система, это способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.
Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в обществе существуют одновременно различные формы социальной деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.
Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества. Нарушать стабильность общества может дисфункция (разрушающая функция) подсистемы. Исследователь этого явления Р. Мертон полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны по отношению к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.
В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследователями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанном на традиции способом регулирования отношений между людьми. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функционирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием творческого процесса в обществе.
Термин "индустриальное общество». Важными чертами индустриального общества также являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Это такое общество, в котором созданы гибкие структуры управления, позволяющие разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
В 60-е г. две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д. Белл ) и западноевропейской ( А.Турэн ) социологии. Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Творческий труд становится основой успеха и процветания, как человека, так и общества.
Помимо общества, которое в социологии зачастую соотносится с границами государства, анализируются иные типы организации социальной жизни.
Марксизм, избирая основой способ производства материальных благ (единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений), определяет соответствующую ему общественно-экономическую формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим общественно-экономическим формациям: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.
Примитивно-присваивающий способ производства характеризует первобытнообщинную формацию. Специфической чертой рабовладельческой формации является собственность на людей и использование труда рабов, феодальной - производство, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, буржуазной -переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда, в коммунистической формации предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Признавая причинно-следственные связи между экономическими, политическими, идеологическими и другими институтами, определяющими полагаются производственные, экономические отношения.
Общественно-экономические формации выделяются на основании того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.
Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Среди множества цивилизаций выделяются Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон, европейская цивилизация, цивилизация России и др.
Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.
Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.
Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание распространение. Так, к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.
В сфере производственно-экономических отношений - это достигнутый уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.
В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.
В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов являются великие достижения науки, искусства, культуры, а также общечеловеческие моральные ценности.
Социальная жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой ,проявляет себя сложное взаимодействие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.
Таким образом, общество подразделяется на структурные компоненты или подсистемы:
1. Экономическая подсистема.
2. Политическая подсистема.
3. Социокультурная подсистема.
4. Социальная подсистема.