Какие функции семья не должна выполнять как особый социальный институт?
а) экономические; б) политические; в) воспитательные; г) репродуктивные.
70. Какое свойство не является отличительным признаком добровольной ассоциации:
а) защита интересов своих членов; б) добровольность вхождения в ассоциацию; в) отсутствие связи с государственными органами; г) антиправительственная направленность?
71. К какому типу организаций относятся офицерские учебные заведения:
а) бюрократические организации; б) добровольные ассоциации; в) учреждения тотального типа; г) харизматические группы?
72. На что направлен регламент учреждений тотального типа:
а) на раскрытие индивидуальных способностей человека; б) на освоение новых знаний и навыков; в) на интенсивное освоение новой социальной роли и вытеснение остальных; г) на выполнение производственных задач?
73. Из чего исходит конфликтологический подход к теории организаций:
а) из конфликтов между организациями; б) из борьбы за власть внутри организации; в) из роли организаций в разрешении конфликтов; г) из конфликтной природы лидерства в организации?
74. Какой уровень не выделяется в организации:
а) индивидуальный; б)групповой; в) территориальный; г) общеорганизационный?
75. На основе чего следует разрешать конфликты в организации:
а) компромисса; б) паритета; в) применения силы; г) применения авторитета?
76. Какой аспект не выделяется при анализе организации:
а) инструмент для решения общественных задач; б) социальная общность; в) безличная структура; г) политическая система?
77. Что не является принципиальным при определении организации:
а) иерархия; б) мотивация; в) управление; г) цели?
11. Какой тип организационных целей не выделяется:
а) цели-задания;
б) цели-системы;
в) цели-ориентации;
г) поисковые цели?
78. Что не подразумевает организационная иерархия:
а) власть; б) применение силы; в) одностороннюю личную зависимость; г) централизацию?
79. Какой аспект не относится к управлению:
а) исследование; б) организационный порядок; в) самоорганизация; г) целенаправленное воздействие?
80. Что не является отличительной чертой внеформальной организации:
а) спонтанность; б) совместное существование с формальной организацией; в) совместная деятельность во внеслужебное время; г) служебное, деловое содержание?
81. Какая компонента не входит в состав социально-психологической структуры организации:
а) лидерство; б) имитация; в) престиж; г) чувства?
82. Что является важнейшим признаком социальной стратификации:
а) авторитет; б) иерархия; в) власть; г) харизма?
83. Как можно перевести термин «стратификация»:
а) расслоение; б) соотношение; в) предпочтение; г) упорядочение?
84. Кто внес наибольший вклад в теорию социальной мобильности:
а) П. Бурдье; б) М. Вебер; в) Э. Дюркгейм; г) П. Сорокин?
85. Какое измерение не применяется к социальной мобильности:
а) горизонтальная — вертикальная; б) восходящая — нисходящая; в) индивидуальная — групповая; г) классическая — современная?
86. К какому типу социальной мобильности относится изменение положения научных работников в современной России по сравнению с СССР:
а) индивидуальная восходящая; б) индивидуальная нисходящая; в) массовая восходящая; г) массовая нисходящая?
87. Почему невозможно дать единое исчерпывающее определение культуры:
а) потому что для этого недостаточно знаний; б) потому что это приведет к конфликту между отстаивающими разные точки зрения социологами; в) потому что это никому не нужно; г) потому что любое сложное понятие многоаспектно, представляет собой синтез многих определений?
88. К какому виду культуры относится телесериал «Богатые тоже плачут»:
а) высокая; б) массовая; в) народная; г) элитарная?
89. Почему «Маугли» — не более чем сказка:
а) такую задачу ставил перед собой Р. Киплинг; б) так воспринимают эту книгу дети;
в) в действительности должен был победить Шер-Хан; г) лишенные социализации дети не способны к жизни в обществе?
90. Для какого общества характерно состояние аномии:
а) бурно развивающегося; б) застойного; в) переходного; г) стабильного?
91. Какое свойство не обязательно для предпринимателя:
а) предприимчивость; б) рациональность; в) склонность к риску; г) профессионализм?
92. Что не изучается социологией личности:
а) отношения личности и общества; б) ее социально-типические свойства; в) ее биологическая основа; г) ее отношения с другими индивидами?
93. Что определяет человеческую природу с точки зрения социологии:
а) инстинкты; б) интересы; в) мотивы; г) социализация?
94. Что такое «отраженное Я»:
а) то, что человек видит в зеркале; б) представление человека о себе на основе учета мнений других людей; в) представление других людей о человеке; г) теоретическое описание индивида как личности?
95. Какие из этих потребностей А. Маслоу считал потребностями самого высокого порядка:
а) витальные (еда, сон, секс, убежище); б) в принятии и общении (стремление получить признание и оценку, найти свое место в социальной группе); в) в понимании и любви (необходимость любить и быть любимым, понимать других людей); г) в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации?
96. Что такое модальная личность:
а) среднестатистический тип для данного общества; б) общественно признанный идеал; в) непременный результат социализации; г) образец для подражания модников?
97. Обязательно ли девиантное поведение является преступным:
а) да; б) нет; в) только в тоталитарном обществе; г) только с точки зрения конфликтологической теории?
98. Чем революция отличается от реформы:
а) стремительностью; б) применением насилия; в) фундаментальностью преобразований; г) следованием марксистской теории?
99. Каков социологический результат глобализации:
а) превращение человечества из статистической группы в реальную; б) усиление «символического насилия»; в) рост разделения труда и «органической солидарности»; г) превращение общественного мнения в политический инструмент?
100. К чему ведет глобализация в политической сфере:
а) к усилению влияния национальных государств; б) к усилению влияния наднациональных объединений; в) к росту числа диктаторских режимов; г) к увеличению числа национально-освободительных движений?
101. Что может выдвинуть Россию на первый план глобализации:
а) наращивание военной мощи; б) подъем экономики; в) возрождение СССР в той или иной форме; г) отказ мира от потребительских ценностей?
102. Какой сценарий мирового развития наиболее вероятен на ближайшие десятилетия:
а) однополярный; б) биполярный; в) многополярный; г) апокалиптический?
103. Что лежит в основе социологического исследования:
а) заказ; б) план; в) программа; г) программное обеспечение?
104. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:
а) формулировка проблемы; б) уточнение и интерпретация основных понятий; в) обоснование системы выборки единиц наблюдения; г) постановка исследовательских задач
105. С чем работает контент-анализ:
а) с лабораторными пробами; б) с текстами; в) с людьми; г) с идеями?
106. К какой методике относится применение «детектора лжи»:
а) наблюдение; б) изучение документов; в) опросы; г) тесты?
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ):
- Становление социологии как науки.
- Объект и предмет социологии.
- Структура и функции социологии.
- Социологические законы, их сущность и классификация.
- Методология и методы социологии.
- Место социологии в структуре современного научного знания.
- Основные этапы развития социологической мысли.
- Научные школы в социологии.
- Основные направления развития социологии в XIX — начале XX вв.
- Социология в XX веке: основные теории.
- Развитие социологии в России.
- Общество как целостная социокультурная система.
- Общество, его сущность и содержание.
- Типология общества и социологические концепции его развития.
- Социальная структура общества.
- Социальная стратификация, ее сущность и содержание.
- Анализ социальной структуры современного американского общества.
- Социальная структура российского общества.
- Социальная мобильность, ее виды и формы.
- Понятие социального института и его типология.
- Институт как нормативная система и социальная организация.
- Религия как социальный институт.
- Образование как социальный институт.
- Синтетический характер понятия культуры.
- Динамика культуры и место человека в ней.
- Социальная напряженность и социальный конфликт.
- Конфликты в управлении и управление конфликтами.
- Лидеры и лидерство в социологии управления.
- Социально-этнические общности людей.
- Этносоциологический анализ политики современной России.
- Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.
- Программа и методы эмпирических социологических исследований.
- Виды прикладных социологических исследований.
- Социологические законы, их сущность и классификация.
- Личность как активный субъект жизнедеятельности.
- Семья как социальный институт и малая социальная группа.
- Девиация и социальный контроль.
- Гражданское общество и государство.