Какие функции семья не должна выполнять как особый социальный институт?

а) экономические; б) политические; в) воспитательные; г) репродуктивные.

70. Какое свойство не является отличительным признаком добровольной ассоциации:

а) защита интересов своих членов; б) добровольность вхождения в ассоциацию; в) отсутствие связи с государственными органами; г) антиправительственная направленность?

71. К какому типу организаций относятся офицерские учебные заведения:

а) бюрократические организации; б) добровольные ассоциации; в) учреждения тотального типа; г) харизматические группы?

72. На что направлен регламент учреждений тотального типа:

а) на раскрытие индивидуальных способностей человека; б) на освоение новых знаний и навыков; в) на интенсивное освоение новой социальной роли и вытеснение остальных; г) на выполнение производственных задач?

73. Из чего исходит конфликтологический подход к теории организаций:

а) из конфликтов между организациями; б) из борьбы за власть внутри организации; в) из роли организаций в разрешении конфликтов; г) из конфликтной природы лидерства в организации?

74. Какой уровень не выделяется в организации:

а) индивидуальный; б)групповой; в) территориальный; г) общеорганизационный?

75. На основе чего следует разрешать конфликты в организации:

а) компромисса; б) паритета; в) применения силы; г) применения авторитета?

76. Какой аспект не выделяется при анализе организации:

а) инструмент для решения общественных задач; б) социальная общность; в) безличная структура; г) политическая система?

77. Что не является принципиальным при определении организации:

а) иерархия; б) мотивация; в) управление; г) цели?

11. Какой тип организационных целей не выделяется:

а) цели-задания;

б) цели-системы;

в) цели-ориентации;

г) поисковые цели?

78. Что не подразумевает организационная иерархия:

а) власть; б) применение силы; в) одностороннюю личную зависимость; г) централизацию?

79. Какой аспект не относится к управлению:

а) исследование; б) организационный порядок; в) самоорганизация; г) целенаправленное воздействие?

80. Что не является отличительной чертой внеформальной организации:

а) спонтанность; б) совместное существование с формальной организацией; в) совместная деятельность во внеслужебное время; г) служебное, деловое содержание?

81. Какая компонента не входит в состав социально-психоло­гической структуры организации:

а) лидерство; б) имитация; в) престиж; г) чувства?

82. Что является важнейшим признаком социальной стратификации:

а) авторитет; б) иерархия; в) власть; г) харизма?

83. Как можно перевести термин «стратификация»:

а) расслоение; б) соотношение; в) предпочтение; г) упорядочение?

84. Кто внес наибольший вклад в теорию социальной мобильности:

а) П. Бурдье; б) М. Вебер; в) Э. Дюркгейм; г) П. Сорокин?

85. Какое измерение не применяется к социальной мобильности:

а) горизонтальная — вертикальная; б) восходящая — нисходящая; в) индивидуальная — групповая; г) классическая — современная?

86. К какому типу социальной мобильности относится изменение положения научных работников в современной России по сравнению с СССР:

а) индивидуальная восходящая; б) индивидуальная нисходящая; в) массовая восходящая; г) массовая нисходящая?

87. Почему невозможно дать единое исчерпывающее определение культуры:

а) потому что для этого недостаточно знаний; б) потому что это приведет к конфликту между отстаивающими разные точки зрения социологами; в) потому что это никому не нужно; г) потому что любое сложное понятие многоаспектно, представляет собой синтез многих определений?

88. К какому виду культуры относится телесериал «Богатые тоже плачут»:

а) высокая; б) массовая; в) народная; г) элитарная?

89. Почему «Маугли» — не более чем сказка:

а) такую задачу ставил перед собой Р. Киплинг; б) так воспринимают эту книгу дети;

в) в действительности должен был победить Шер-Хан; г) лишенные социализации дети не способны к жизни в обществе?

90. Для какого общества характерно состояние аномии:

а) бурно развивающегося; б) застойного; в) переходного; г) стабильного?

91. Какое свойство не обязательно для предпринимателя:

а) предприимчивость; б) рациональность; в) склонность к риску; г) профессионализм?

92. Что не изучается социологией личности:

а) отношения личности и общества; б) ее социально-типические свойства; в) ее биологическая основа; г) ее отношения с другими индивидами?

93. Что определяет человеческую природу с точки зрения социологии:

а) инстинкты; б) интересы; в) мотивы; г) социализация?

94. Что такое «отраженное Я»:

а) то, что человек видит в зеркале; б) представление человека о себе на основе учета мнений других людей; в) представление других людей о человеке; г) теоретическое описание индивида как личности?

95. Какие из этих потребностей А. Маслоу считал потребностями самого высокого порядка:

а) витальные (еда, сон, секс, убежище); б) в принятии и общении (стремление получить признание и оценку, найти свое место в социальной группе); в) в понимании и любви (необходимость любить и быть любимым, понимать других людей); г) в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации?

96. Что такое модальная личность:

а) среднестатистический тип для данного общества; б) общественно признанный идеал; в) непременный результат социализации; г) образец для подражания модников?

97. Обязательно ли девиантное поведение является преступным:

а) да; б) нет; в) только в тоталитарном обществе; г) только с точки зрения конфликтологической теории?

98. Чем революция отличается от реформы:

а) стремительностью; б) применением насилия; в) фундаментальностью преобразований; г) следованием марксистской теории?

99. Каков социологический результат глобализации:

а) превращение человечества из статистической группы в реальную; б) усиление «символического насилия»; в) рост разделения труда и «органической солидарности»; г) превращение общественного мнения в политический инструмент?

100. К чему ведет глобализация в политической сфере:

а) к усилению влияния национальных государств; б) к усилению влияния наднациональных объединений; в) к росту числа диктаторских режимов; г) к увеличению числа национально-освободительных движений?

101. Что может выдвинуть Россию на первый план глобализации:

а) наращивание военной мощи; б) подъем экономики; в) возрождение СССР в той или иной форме; г) отказ мира от потребительских ценностей?

102. Какой сценарий мирового развития наиболее вероятен на ближайшие десятилетия:

а) однополярный; б) биполярный; в) многополярный; г) апокалиптический?

103. Что лежит в основе социологического исследования:

а) заказ; б) план; в) программа; г) программное обеспечение?

104. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:

а) формулировка проблемы; б) уточнение и интерпретация основных понятий; в) обоснование системы выборки единиц наблюдения; г) постановка исследовательских задач

105. С чем работает контент-анализ:

а) с лабораторными пробами; б) с текстами; в) с людьми; г) с идеями?

106. К какой методике относится применение «детектора лжи»:

а) наблюдение; б) изучение документов; в) опросы; г) тесты?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ):

  1. Становление социологии как науки.
  2. Объект и предмет социологии.
  3. Структура и функции социологии.
  4. Социологические законы, их сущность и классификация.
  5. Методология и методы социологии.
  6. Место социологии в структуре современного научного знания.
  7. Основные этапы развития социологической мысли.
  8. Научные школы в социологии.
  9. Основные направления развития социологии в XIX — начале XX вв.
  10. Социология в XX веке: основные теории.
  11. Развитие социологии в России.
  12. Общество как целостная социокультурная система.
  13. Общество, его сущность и содержание.
  14. Типология общества и социологические концепции его развития.
  15. Социальная структура общества.
  16. Социальная стратификация, ее сущность и содержание.
  17. Анализ социальной структуры современного американского общества.
  18. Социальная структура российского общества.
  19. Социальная мобильность, ее виды и формы.
  20. Понятие социального института и его типология.
  21. Институт как нормативная система и социальная организация.
  22. Религия как социальный институт.
  23. Образование как социальный институт.
  24. Синтетический характер понятия культуры.
  25. Динамика культуры и место человека в ней.
  26. Социальная напряженность и социальный конфликт.
  27. Конфликты в управлении и управление конфликтами.
  28. Лидеры и лидерство в социологии управления.
  29. Социально-этнические общности людей.
  30. Этносоциологический анализ политики современной России.
  31. Эволюция социальных общностей и концепция этно­генеза.
  32. Программа и методы эмпирических социологических исследований.
  33. Виды прикладных социологических исследований.
  34. Социологические законы, их сущность и классификация.
  35. Личность как активный субъект жизнедеятельности.
  36. Семья как социальный институт и малая социальная группа.
  37. Девиация и социальный контроль.
  38. Гражданское общество и государство.

Наши рекомендации