Семья как важнейший социальный институт. Функции семьи

Из множества определений семьи одним из наиболее удачных является определение А.И. Антонова, считавшего, что семья – это общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства[132]. Некоторые исследователи полагают, что только наличие триединого отношения супружества ― родительства ― родства позволяет говорить о существовании семьи в ее строгой форме. В тех же случаях, когда, например, люди объединены только родительством, только супружеством или только родством (например, молодожены еще не имеющие детей) уместнее говорить о наличии «семейной группы». Главным доводом в пользу такого разделения является опасность отождествления семейных отношений с отношениями сексуального партнерства или с отношениями сожительства[133]. Принимая во внимание аргументы сторонников такого разделения (семья ― семейная группа), отметим, что во многих случаях такое разделение вряд ли может быть оправданным, ибо переходы от «семейной группы» к «семье» (и наоборот) могут рассматриваться как стадии семейного цикла. К тому же такой строгий подход сильно сужает сферу семейных отношений и усложняет исследование процессов развития этих отношений. В целом позиция тех исследователей, которые считают, что и одного элемента из вышеуказанной триады достаточно для того, чтобы вести речь о семье, представляется более оправданной.

Семья ― это древнейший социальный институт. Как важнейший институт общества семья многофункциональна. Её функции весьма разнообразны. К важнейшим можно отнести следующие:

1) Репродуктивная.

Это значит, что семья является тем институтом, в рамках которого происходит зачатие и рождение детей. Безусловно, существуют бездетные семейные пары. Некоторые из них не могут, а некоторые сознательно не хотят заводить детей. Существуют матери-одиночки, которым для рождения детей вовсе не требовалось создавать семью. И тем не менее подавляющее большинство семей создается именно с целью продолжить человеческий род (разумеется, эта цель не единственная, но одна из главных). Отсутствие детей у молодых супругов часто воспринималось и воспринимается как угроза существованию семьи и крепких семейных отношений. Во многих обществах рождение детей вне брака и семьи рассматривалось как девиантное поведение, как грех. Так, например, в европейских губерниях Российской империи в XVIII ― первой половине XIX вв. доля внебрачных рождений составляла чуть более 3 % общего числа новорожденных[134]. И это не удивительно, т.к. к добрачным половым связям в большинстве губерний и уездов относились крайне отрицательно. Если девушка рожала внебрачного ребенка, то нередко родители отрекались от внука/внучки и дочери, и она была вынуждена переезжать в другое место. Потеря девственности до брака чаще всего приводила к публичному глумлению над невестой и ее родителями. В целом пуританские нравы ― это результат долгой и кропотливой работы Русской Православной церкви, которая любые сексуальные связи вне брака и семьи рассматривала как грех. Позиция церкви встречала поддержку со стороны государства, которое своими законами, дискриминирующими незаконнорожденных детей, выполняло функцию социального контроля подданных. Незаконнорожденным детям в Российской империи жилось трудно. Существовали даже трудности с их усыновлением. Их можно было усыновить, только вступив с их матерью в брак, а без брака ― исключительно по высочайшему повелению. Только в 1902 г. внебрачные дети перестали считаться незаконными и получили право носить фамилию отца, наследовать его имущество[135]. Ситуация, когда дети, рожденные вне брака и семьи, в дальнейшем подвергались дискриминации, была обычным явлением в самых разных обществах вплоть до начала XX века.

2) Функция регулирования сексуального поведения.

Семья не единственный институт, выполняющий эту функцию. На роль регулятора сексуального поведения индивида могут претендовать религия со своими заповедями, государство со своими законами и, наконец, проституция. В последнем случае достаточно вспомнить реформы Солона, который дабы неженатые мужчины, не имеющие возможности содержать наложниц, не устанавливали контактов с замужними женщинами, повелел открыть в Афинах публичные дома. В Древнем Риме эдилы беспрепятственно выдавали лицензии (licentia stupri) на занятие проституцией. Женщина, обладавшая такой грамотой, относилась к той категории лиц – наряду с рабынями, актрисами, лицами, осужденными за супружескую измену, – с которыми свободный римлянин мог вступать в сексуальные связи без каких-либо правовых последствий, но законный брак с которыми был невозможен[136]. В Российской империи административная система регламентации проституции (и, следовательно, превращения ее в полноценный социальный институт) началась в 40-е гг. XIX в. Тем не менее и раньше, и сейчас именно семья являлась и является важнейшим регулятором сексуального поведения человека. Усилия церкви и государства могли быть успешными лишь в том случае, если они встречали поддержку со стороны глав семейств. Здесь весьма уместно вспомнить слова Цицерона: «Тщетны законы, если нет добрых нравов». Как уже было сказано, в Российской империи к добрачным половым связям в большинстве случаев и в большинстве губерний и уездов относились крайне отрицательно. Среди целого ряда причин распространения ранних браков у крестьян XVIII ― первой половины XIX в. исследователи отмечают стремление родителей направить сексуальную энергию своих детей в правильном направлении, их желание уберечь детей от греха внебрачных сексуальных связей или половых извращений. Супружеская измена в России рассматривалась как тяжкий грех. Если факт измены был доказан, это являлось основанием требовать развода. При этом виновная сторона подвергалась правовым санкциям и моральному осуждению.

3) Функция социализации подрастающего поколения.

В семье ребенок проходит первичную социализацию, овладевает базовыми социальными навыками (учится говорить, общаться с людьми), приобретает навыки самообслуживания. В настоящее время существуют специализированные институты воспитания и образования ― ясли, детские сады, школы. Безусловно, они составляют определенную конкуренцию семье в воспитании детей, но они в принципе не могут дать ребенку того, что может дать семья. Более того, успешность социализации в этих специализированных институтах во многом зависит от того, что было заложено в ходе первичной социализации в семье. В традиционных обществах семья является местом трудовой социализации детей. В семье ребенок усваивал все те трудовые навыки, которые будут ему необходимы во взрослой жизни. В дореволюционной России крестьянские дети начинали помогать взрослым с 6-7 лет, а к 13-14 годам процесс трудовой социализации был уже завершен.

4) Экономическая.

Семья часто рассматривается как ячейка общества, но может рассматриваться и как экономическая единица. В России XVIII-XIX вв. размеры земельных наделов крестьян часто зависели от числа душ мужского пола в семье (или от размера семьи в целом). Расклад повинностей также осуществлялся на основе размера семьи. Б.Н. Миронов справедливо замечает, что в России того времени понятия «семья», «двор», «дом», «домохозяйство» были синонимами[137]. Семья как производственная единица не утратила своего значения и сейчас. Достаточно сказать, что значительная часть малого бизнеса ― это семейный бизнес, предприятие, в которое включены не только супруги, но и их дети.

5) Функция удовлетворения эмоциональных и психологических потребностей.

Вступая в брак и создавая новую семью, большинство людей надеются, что их семья станет той самой «тихой гаванью», где они смогут отдохнуть от работы, удовлетворить свои потребности в тепле и ласке, заботе и внимании со стороны близких. И тот факт, что во многих случаях эти надежды оказываются не сбывшимися, и семья, наоборот, становится местом выяснения отношений и источником конфликтов в принципе ничего не меняет. Более того, в настоящее время неспособность семьи удовлетворить потребности человека в релаксации и душевном комфорте рассматривается многими как достаточно веское основание для разрыва отношений и разрушения семьи. В современном индивидуалистическом обществе к семье предъявляются особо строгие требования по созданию благоприятного микроклимата. Если в XVIII-XIX вв. родители, устраивая брак своих детей, еще считали возможным пренебречь их личным счастьем (достаточно вспомнить народные пословицы «стерпится ― слюбится», свадебные песни, в которых оплакивается участь невесты), то в XX в. все изменилось. Теперь уже личное счастье вышло на первый план, оттеснив в сторону долг, интересы семьи и т.п. Внимание к этой функции семьи возрастало по мере того, как брак по любви становился нормой.

6) Обеспечение преемственности поколений и сохранение культурных традиций.

В традиционном, доиндустриальном обществе семья является универсальным социальным институтом. В семье ребенок не только проходил социализацию, но и приобщался к культурному наследию предков (колыбельные и свадебные песни, былины и сказки, пословицы и поговорки, народные ремесла, обряды и т.д.). Очевидно, что в постиндустриальном обществе изменилось само отношение к традициям и обычаям предков. К тому же появились (по историческим меркам ― относительно недавно) специализированные институты сохранения культурного наследия ― музеи, галереи, библиотеки и т.д. Значит ли все это, что семья начисто утратила способность передавать детям культурное наследие предков, обеспечивая тем самым преемственность поколений? Думается, что нет. Показателен тот интерес к истории своей семьи, который мы можем наблюдать у многих современных людей. Он выражается не только в составлении родословных и поиске своих корней, но и в стремлении познать образ жизни своих предков. Начиная интересоваться историей своего рода, человек волей-неволей приходит к необходимости знаний о той эпохе, в которой жили его деды и прадеды.

7) Передача собственности и статуса.

Выполнять эту функцию семья начала еще на заре человеческой истории. Процессы расслоения в социуме, появление имущественной дифференциации в обществе неразрывно были связанны с интересами отдельных родов и семей. Передача власти по наследству была абсолютной нормой до эпохи зрелого капитализма и буржуазных революций. В настоящее время в демократических странах власть, конечно, не передается по наследству, но семья по-прежнему обеспечивает определенные стартовые позиции человеку.

Место и роль тех или иных функций зависят от исторической эпохи, культуры и типа общества. Индустриальное общество создало ясли, детские сады и массовую школу, ослабив тем самым позиции семьи как главного института социализации детей. Передача государству и специализированным институтам образования воспитательных функций не могла не ослабить авторитет и власть родителей над детьми. Ускоряющийся темп социокультурной динамики, скорость изменений в стилях и образе жизни, появление большого числа различных молодежных субкультур, массовое производство товаров приводят к тому, что семья все чаще утрачивает значение как институт, сохраняющий культурные традиции. Капиталистическое производство способствовало разделению семейной и рабочей жизни. Если в Средние века дом ремесленника являлся одновременно и его мастерской, а подмастерье фактически превращался в члена семьи, то в Новое время все большее число людей было вынуждено уходить из дома на фабрику или завод, где пространственная сегрегация дополнялась более обезличенными социальными отношениями. Эмансипация женщин, развитие средств контрацепции, либерализация права, сексуальная революция (конец 60 ― начало 70-х гг. XX в.), увеличение числа внебрачных рождений (в некоторых Скандинавских странах более 50 % детей рождаются вне брака) привели к тому, что семье все труднее служить регулятором сексуального поведения. Из этих примеров видно, что трансформация семьи как социального института прямо предполагает определенную динамику изменений в выполняемых этим институтом функциях.

2. Типология семейных структур и формы брака

Тип семейных структур и формы брака разнообразны и образуются в зависимости от характера супружества ― родительства ― родства.

В зависимости от числа живущих вместе поколений и супружеских пар выделяют нуклеарную и расширенную семьи. Нуклеарная семья состоит из одного-двух поколений (супруги или родители и их дети). Нуклеарная семья ― это семья, образованная одной супружеской парой. Т. Парсонс считал, что нуклеарная семья более функциональна для капиталистического общества, т.к. облегчает миграцию, ослабляет родственные связи, мешающие мобильности. И она, действительно, наиболее распространена в урбанистическом и капиталистическом обществе. Однако специальные исследования показывают, что нуклеарная семья была господствующей формой в некоторых регионах (например, в Северо-Западной Европе) задолго до индустриализации. Расширенная семья может состоять из трех и более поколений. Расширенная семья может объединять две и более нуклеарные семьи, а также может образовываться за счет нуклеарной семьи и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях. В то же время в Средние века домохозяйства часто расширялись за счет людей, не являющихся родственниками, – подмастерьев, прислуги. И в XVIII ― XIX вв. семьи довольно часто включали в себя лиц, которые не были связаны друг с другом узами супружества, родительства или родства, ― прислугу, работников, учеников и подмастерьев, которые, однако, учитывались текущей статистикой как члены хозяйства. Если в сельской местности эти лица увеличивали численность семьи незначительно, то в городах их роль была гораздо более заметной. Люди из прислуги формально не были членами семей, но фактически часто входили в семьи наравне с родственниками вследствие патриархальности семейных отношений, а также потому, что они, как правило, не имели своей семьи и своего дома и жили в «чужих» семьях много лет. Говоря о расширенных семьях, следует особо выделить большие патриархальные семьи, включавшие несколько поколений и состоявшие из 3-5 супружеских пар. В большой патриархальной семье могло быть 15-30 и даже более 40 человек. В дореволюционной России в крестьянских семьях переход от расширенной семьи к нуклеарной произошел во второй половине XIX в. (еще накануне отмены крепостного права доля нуклеарных семей не превышала 20 %).

По брачному состоянию различают семьи полные и неполные ― в зависимости от наличия или отсутствия в составе семьи супружеской пары. К неполным семьям будут относиться семьи, состоящие из детей и одного родителя, или же из детей, которые остались без родителей.

По распределению власти семьи делятся на патриархальные, матриархальные и эгалитарные. Примером патриархальной семьи может служить крестьянская семья в России XVIII-XIX вв. Главой крестьянской семьи был старший в отцовском роду (прадед, дед или отец). Семейное имущество, за исключением приданого жены, находилось в коллективной собственности, но распоряжался им глава. Семья походила на маленькое абсолютистское государство. Глава распределял работу, наблюдал за ней, разбирал внутрисемейные споры, наказывал провинившихся, заключал сделки, платил налоги, был ответственным перед церковным приходом за отправление православных обрядов внутри семьи, был ответственным перед миром, администрацией или помещиком. Именно он всегда представлял интересы семьи. Члены семьи не могли вступать в сделки, не получив согласия главы. Он мог отдать в работы своих детей. Обычай не признавал за детьми права отделиться от отца и требовать раздела имущества. Лишь тогда, когда глава пьянствовал, расточал имущество, обычай допускал раздел помимо его воли. В этом случае с санкции и под наблюдением общины проводился раздел семьи с выделом части имущества отделяющимся детям или родственникам[138]. В случае смерти мужа и при отсутствии в доме взрослых мужчин к вдове умершего главы переходили его функции (но этот свой высокий статус женщина сохраняла до тех пор, пока дети мужского пола не вырастут). Матриархальные семьи встречаются крайне редко, и как преобладающий тип семейной структуры он известен лишь по некоторым этнографическим исследованиям. В эгалитарных семьях отсутствует четко выраженное главенство, а распределение власти между мужем и женой носит ситуативный характер и определяется конкретными обстоятельствами. Эгалитарные семьи получили широкое распространение в XX в., чему в немалой степени способствовали процессы женской эмансипации и борьбы женщин за равные с мужчинами права.

По социальному положению супругов выделяют семьи гомогенные и гетерогенные. В гомогенных семьях оба супруга принадлежали к одной социальной страте, а в гетерогенных семьях супруги принадлежали к разным социальным стратам. Говоря о гетерогенных семьях, мы должны учитывать не только имущественную дифференциацию (семья одного из супругов богатая, а другого ― бедная), но многие другие основания нарушения однородности: национальность, вероисповедание, степень знатности рода, возраст супругов и т.д. История знает массу примеров, когда в различных обществах устанавливались нормы, которые фактически запрещали или делали крайне затруднительными неравные браки (мезальянс). Нарушение этих правил сопровождалось санкциями и вызывало всеобщее осуждение. Когда в 1912 г. брат императора Михаил Романов тайно вступил в морганатический брак с Натальей Шереметьевой-Мамонтовой-Вульферт (к тому времени уже дважды разведенной), это вызвало не только сочувствие одних и непонимание и осуждение других, но и на несколько лет закрыло ему дорогу в Россию. В некоторых случаях, наоборот, неравные браки были широко распространены. Так, например, в России в XVIII ― начале XIX в. в дворянской среде абсолютно нормальным явлением были браки, когда возраст жениха на 10 лет превышал возраст невесты[139].

По пространственно-территориальной локализации семьи делятся на патрилокальные (молодые живут у родителей мужа), матрилокальные (молодые живут у родителей жены) и унилокальные (молодые живут отдельно в собственном жилье).

Брак – это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. С социологической точки зрения значение имеет фактический брак, независимо от того, зарегистрирован он или нет. Однако определить чем отличаются фактические брачные отношения от внебрачного сожительства не всегда просто. В определенной степени критериями фактических брачных отношений могут считаться ведение общего хозяйства и совместное проживание. В зависимости от того, оформлены ли отношения юридически или нет, выделяют зарегистрированный и незарегистрированный брак. Брак может быть фактическим (как зарегистрированный, так незарегистрированный), а может быть фиктивным. Фиктивный брак, как правило, всегда зарегистрированный. Однако люди, вступая в фиктивный брак, стремятся не создать семью, а, как правило, решить свои личные проблемы (приобретение права на жилплощадь, на гражданство и т.д.). Нередки случаи, когда кто-то состоит в зарегистрированном браке с одним человеком, а фактически живет с другим. В зависимости от допускаемого числа супругов браки делятся на моногамные(брак между одним мужчиной и одной женщиной) и полигамные (брак одного супруга с несколькими). Полигамия делится на полигинию (брак между одним мужчиной и несколькими женщинами) и полиандрию (брак между одной женщиной и несколькими мужчинами). В 1949 г. Д. Мэрдок, исследовав множество обществ, установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 преобладала моногамия и лишь в 2 была полиандрия[140]. Таким образом, полигиния вовсе не является каким-либо исключением из общего правила и распространена гораздо шире, чем обычно принято думать. Однако допустимость полигинии в обществе и ее распространенность в обществе ― разные явления. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин репродуктивного возраста близко к соотношению 1:1, то полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она допустима. В XX в. в ряде мусульманских стран многоженство было запрещено законом. Но помимо юридических ограничений существуют и экономические ― гарем необходимо содержать, а это может себе позволить далеко не каждый мужчина. Полиандрия существовала в Непале. По мнению исследователей, причинами распространения полиандрии стали порядок наследования земли (земля передается по наследству всем сыновьям вместе) и малоземелье (в горах Тибета земли, пригодной для обработки, мало). Унаследованная земля не делилась на отдельные участки, которые были бы слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе использовали эту землю и имели общую жену. Полиандрия существовала также в Южной Индии у племени тодасов. Брак всегда сопряжен с выбором супруга или супруги. Процесс выбора исторически конкретен и связан с рядом ограничений.

К основным социальным факторам, влияющим на выбор спутников/спутниц жизни, можно отнести следующие:

1) Правило эндогамии/экзогамии. Эндогамия – это предписание выбирать партнера из своей собственной социальной группы. Экзогамия, наоборот, предписывает выбирать супруга/супругу из чужой социальной группы. Изначально эти термины использовались историками и этнографами лишь при описании примитивных обществ и увязывались с выбором жен из своего или из чужого рода. В современном обществе чаще говорят об эндогамном давлении. В США, например, об эндогамном давлении можно говорить применительно к межрасовым бракам. В 2002 г. в США на 1000 браков представителей белой расы приходилось лишь 7 «черно-белых» браков. И это несмотря на десятилетия борьбы с расовой дискриминацией и насаждаемую в обществе политкорректность. Закон, официально запрещавший черно-белые браки, впервые появился в Вирджинии в 1691 г. и был отменен Верховным судом США в 1967 г. (к 1963 г. в 16 штатах США были запрещены браки белых с чернокожими и в 5 штатах были запрещены браки белых с выходцами из Азии). Точно такие же тенденции прослеживались и в случае браков латиноамериканцев и выходцев из Юго-Восточной Азии. Во всех случаях люди явно отдавали предпочтение «своим». Браки между белыми и латиноамериканцами никогда не преследовались законом, но и отсутствие официального запрета не делало их частым явлением. Браки между черными мужчинами и белыми женщинами заключаются гораздо чаще, чем браки между белыми мужчинами и черными женщинами[141]. Эндогамное давление может оказываться на женщин и мужчин в разной степени. Например, в СССР в 80-е гг. грузинки, туркменки и азербайджанки в 2-2, 5 раза реже вступали в смешанные браки, чем грузины, азербайджанцы, туркмены. В крупных городах эндогамное давление слабее, чем в сельской местности. Это давление ослабевает при повторном браке, при вступлении в брак позже 30 лет. На территории с полиэтничным населением эндогамное давление слабее, чем на территории, где компактно проживают представители одного народа[142]. Выбор в пользу «своих» может осуществляться не только на основе расовых или национальных критериев, но и религиозной принадлежности. Исследования, проведенные в США, показывают, что евреи предпочитают вступать в брак с евреями, протестанты – с протестантами, католики – с католиками (во всех случаях совпадение на 80-90 %). В России браки между православными и мусульманами также довольно редкое явление. Общая вера формирует общие ценности, что само по себе существенно влияет на выбор супруга/супруги. Единое вероисповедание устраняет возможные семейные конфликты на религиозной почве. Поэтому, как и в случае с межэтническими или межрасовыми браками, человек, решившийся вступить в брак с представителем другой веры, может сталкиваться с определенным давление родных и друзей, которые прямо или косвенно дадут понять, что не одобряют его выбор. Экзогамия в семейно-брачных отношениях, как правило, проявляется в запрещении брака между близкими родственниками, представителями одного рода. Табу на инцест, запреты на браки между кровными родственниками ― вот примеры действия экзогамии. Так, правила православной церкви запрещали браки между одним супругом и родственниками другого до 7-го колена, между родственниками одного и другого ― до 5-го колена. Это создавало немало проблем. В результате в 1810 г. Синод понизил требования к родству на три степени ― теперь браки по кровному родству и свойству между одним супругом и родственниками другого запрещались только до 4-го колена[143].

2) Возраст супругов. В России браки, где невеста была старше жениха, составляют 11%, а браки, где жених был старше невесты, ― 49%. В нашей стране, как показывают некоторые исследования, у мужчин, вступающих в брак до 30 лет, супруга практически никогда не бывает старше жениха[144]. В то время как у женщин, вступающих в брак в возрасте до 24 лет, в 58 % случаев жених старше (у женщин 25-29 лет ― в 45 % случаев). Исследования В.М. Кепхарта и Д. Едлички показывают, что в глазах мужчин понятие «возраст» ассоциируется с большей женской привлекательностью в юности, а в глазах женщин – с более высоким статусом мужчины в более зрелом возрасте. Вот почему мужчины часто ориентируются на юных девушек, а женщины ― на более зрелых мужчин. Женщины, как правило, раньше начинают рассматриваться как «старые девы», чем мужчины как «старые холостяки». Естественно, что в этом случае возраст оказывается более значимым фактором для женщин, чем для мужчин.

3) Образование супругов. Для мужчины с любым уровнем образования максимальна вероятность вступить в брак с женщиной, имеющей тот же самый уровень образования. Таким образом, если мужчина имеет высшее образование, то наиболее вероятное образование его супруги тоже высшее. Если же он имеет общее среднее, то наиболее вероятным образованием его жены станет общее среднее. Одинаковый уровень образования объективно облегчает поиск точек соприкосновения, общих интересов и устремлений. В то же время он уменьшает риск непонимания со стороны другого супруга.

4) Социальный статус. Большинство вновь создаваемых семей являются гомогенными, с точки зрения социального статуса супругов. Если же говорить о гетерогенных браках, то надо заметить, что мужчины придают меньшее значение социальному статусу будущей спутницы жизни. Исследователи отмечают тенденцию предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к более низкой социальной группе, и противоположную тенденцию у женщин. Данная тенденция получила название «брачного градиента». В некоторых обществах брачный градиент может вызывать переизбыток незамужних женщин старших возрастов, хорошо образованных, профессионально успешных, которые не могут найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования. А.И. Антонов замечает, что именно с этим связано существование «второго пика» внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины выбирают путь матери-одиночки[145].

5) Пространственная близость (соседство). Имеется в виду не только место жительства, но и место работы или учебы. Пространственная близость повышает вероятность встречи с партнером, увеличивает шансы на сходство по личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей и интересов.

Однако действие этих и других факторов не объясняет, как конкретно происходит отбор, каковы его социально-психологические механизмы и почему случаются гетерогенные браки. Кроме рассмотренных выше социокультурных факторов действуют социально-психологические. К наиболее значимым факторам этой группы можно отнести чувство любви, привлекательную внешность, личностные характеристики, ценности и убеждения, схожесть супруга с родителем противоположного пола, комплиментарные потребности и др.

Наши рекомендации