Блок 6. Социальные изменения и процессы глобализации
1. Идея проявления исторической миссии и «избранности» своего народа – это форма проявления …
а) этноцентризма;*
б) культурного релятивизма;
в) толерантности;
г) ксеноцентризма.
2. Ценности-средства, свидетельствующие о приоритетности для индивида определенных типов поведения, называются …
а) инструментальными;*
б) терминальными;
в) глобальными;
г) инициальными.
Решение:
Ценности–средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. К ним можно отнести, например, образованность и ответственность. (Лапин, Н. И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. – М. : Высш.шк., 2006. – 415 с.)
3. Необходимым элементом социального движения является …
а) идеология;*
б) религия;
в) законность;
г) история.
Решение:
Необходимым элементом социального движения является идеология. Она имеет для социального движения решающее значение, поскольку дает индивидам представление о целях движения, логически обосновывает их действия, критикует существующие условия и структуры и намечает программу действий. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
4. Концепция циклических цивилизаций, основанная на представлении о ценностях, господствующих в обществе в тот или иной исторический период, была разработана …
а) П. Сорокиным;*
б) Г. Спенсером;
в) Э. Дюркгеймом;
г) О. Контом.
Решение:
Разработанная П. Сорокиным концепция циклических изменений, основана на представлении о ценностях, господствующих в обществе, в тот или иной исторический период. В соответствии с этим Сорокин выводит три высших типа цивилизаций («суперкультур»): идеациональная, сенситивная, идеалистическая. Идеацианальная характеризуется доминированием духовных ценностей, сенситивная – материалистических, идеалистическая – переходный период от одного из этих типов к другому. (Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)
5. В современном обществе люди взаимодействуют поверх социальных институтов, в том числе государства с его границами, нормами, правилами, процедурами, благодаря развитию ________ технологий.
а) информационных;*
б) социальных;
в) проективных;
г) экономических.
Решение:
Информационные технологии обусловили новые черты социальных связей. Люди взаимодействуют напрямую поверх социальных институтов, в том числе государства с его атрибутами границ, нормам, правил, процедур.
Информатизация общественной жизни способствовала процессу глобализации, то есть образованию общемировых систем социальных и других связей и взаимодействий.(Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).)
6. Понятие прогресса неприменимо к области …
а) искусства;*
б) науки;
в) техники;
г) политики.
7. Ориентация на универсальные ценности прав человека, качество жизни отличает __________ социальные движения.
а) «новые»;*
б) «старые»;
в) революционные;
г) профсоюзные.
Решение:
В исторической перспективе социальные движения можно разделить на «старые» и «новые». Старые движения представляют интересы отдельных слоев, профессиональных групп. В центре их внимания находились материальные, экономические интересы. Они отличались высокой степенью организованности. Новые движения (экологическое, за права человека) привлекают сторонников из всех слоев населения и направлены на утверждение и защиту универсальных ценностей. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
8. Политическую культуру многих россиян характеризует …
а) правовой нигилизм;*
б) высокое гражданское самосознание;
в) приверженность к легитимным формам;
г) политическая состязательность.
Решение:
В состав политической культуры включается вся совокупность индивидуальных и групповых ценностных ориентаций и образцов поведения. Политической культуре россиян присущи правовой нигилизм, ограниченность личных притязаний на власть, предрасположенность к политическому конформизму. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
9. С. Хантингтон считает, что социальные изменения в ХХI веке будут следствием …
а) cтолкновения цивилизаций;*
б) технического прогресса;
в) холодной войны;
г) международного сотрудничества.
Решение:
С. Хантингтон считает, что социальные изменения в ХХI веке будут следствием столкновения цивилизаций. Цивилизационная модель С. Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и незападными цивилизациями. Страны Восточной Азии наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
10. Согласно Э. Дюркгейму, в процессе эволюции …
а) усложняется разделение труда;*
б) усиливается отчуждение личности;
в) уменьшается социальная мобильность;
г) усиливается классовая борьба.
Решение:
Основополагающим признаком социальной эволюции Э. Дюркгейм считал усложнение разделения труда в обществе. На этой основе формируется сложная социальная структура и отношения многосторонней функциональной зависимости между индивидами и группами, которые он определил как органическую солидарность. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)
11. Форма культуры, реализующая развлекательную функцию, называется …
а) массовой;*
б) элитарной;
в) криминальной;
г) духовной.
Решение:
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная культура. Но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)
12. С позиций глобализма к внешним пределам роста цивилизации относится(-ятся) …
а) рост народонаселения;*
б) безответственность государственных деятелей;
в) политические ограничения;
г) психологические барьеры.
Решение:
Глобализацию социальных и культурных процессов и возникновение мировых проблем социологи связывают с наличием пределов развития мирового сообщества. Пределы мира обусловлены конечностью и хрупкостью природы. Это внешние пределы. С позиций глобализма к внешним пределам роста цивилизации относится рост народонаселения, продовольственная проблема, загрязнение окружающей среды. (Исаев, Б. А. Социология. Краткий курс: учеб. / Б. А. Исаев. – СПб. : Питер, 2008. – 224 с.)
13. Согласно У. Беку, в глобальном обществе ______ вызывает технико-индустриальные угрозы.
а) бедность;*
б) демократия;
в) коммуникация;
г) культура.
Решение:
В концепции «общества риска» У. Бека риск предстает как тотальное и легитимное порождение современного общества. Расширяются технико-индустриальные угрозы, вызванные как стремлением к обогащению развитых стран, так и бедностью в странах, где недостаточно ресурсов или нет продуманных мер обеспечения безопасности. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
14. Сложность формы и ориентация на потребности узких социальных групп характеризуют _____ культуру.
а) элитарную;*
б) народную;
в) доминирующую;
г) молодежную.
Решение:
Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите, называется элитарной. (Лапин, Н. И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. – М. : Высш.шк., 2006. – 415 с.)
15. Циклические теории общественного развития содержат идею о(об) …
а) ограниченном сроке жизни общества;*
б) неограниченном сроке жизни общества;
в) постоянном восходящем развитии;
г) постоянном нисходящем развитии.
Решение:
Циклические теории общественного развития, разработанные Н. Данилевским, А. Тойнби, содержат идею единства процесса возникновения, расцвета и распада социокультурных систем. Они подчеркивают наличие определенного и конечного срока жизни общества. (Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.)
16. Распространению коррупции в России способствует фактор культурной (-ого) …
а) аномии;*
б) диффузии;
в) аккультурации;
г) релятивизма.
Решение:
Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен в социологию Э. Дюркгеймом. Он показал, что аномия характеризует культурную систему в кризисные периоды и сопровождается ростом различных девиаций, таких как самоубийства, преступность. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов-н/Дону. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
17. Согласно Э. Тоффлеру основным ограничением прогресса в постиндустриальном обществе является …
а) биологическая природа человека;*
б) социальные конфликты;
в) недостаток массового образования;
г) экологические проблемы.
Решение:
Согласно Э. Тоффлеру основным ограничением прогресса в постиндустриальном обществе является биологическая природа человека. Развитие техники идет такими темпами, что биологическая природа человека не успевает адаптироваться к изменениям. Люди испытывают страх, «шок от будущего». Отсюда такие социальные девиации как вандализм, апатия, наркомания. (Исаев, Б. А. Социология. Краткий курс: учебник / Б. А. Исаев. – СПб. : Питер, 2008. – 224 с.)
18. Роль надгосударственных финансовых институтов, таких как МВФ, МБРР, ВТО возрастает в _____________ экономике.
а) глобальной;*
б) материковой;
в) региональной;
г) локальной.
19. Движения, выступающие за возвращение к старым порядкам, называют …
а) регрессивными;*
б) профсоюзными;
в) экологическими;
г) революционными.
20. Культура имеет ______________ природу.
а) символическую;*
б) скрытую;
в) психологическую;
г) бессознательную.
Решение:
Дж. Мердок выделил семь базовых фундаментальных характеристик культуры. Одна из них заключается в том, что культура имеет символическую природу. Символы, которые использует любая культура, разнообразны: слова, невербальные средства, материальные предметы. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)
21. Воздействие идей и систем верований на социальную деятельность _________ считал основной причиной модернизации.
а) М. Вебер;*
б) Г. Спенсер;
в) Г. Ленски;
г) Р. Мертон.
Решение:
Воздействие идей и систем верований на социальную деятельность М. Вебер считал основной причиной модернизации. Утверждение капитализма в Европе он связывал с влиянием протестантизма, в частности, протестантской трудовой этики. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)
22. Культурная аномия в обществе приводит к росту __________.
а) самоубийств;*
б) браков;
в) рождаемости;
г) уровня жизни.
23. Социологический аспект глобализации основан на _____________ общественной жизни.
а) интернационализации;*
б) «вестернизации»;
в) традиционализации;
г) дезинтеграции.
Решение:
Актуальность социологического аспекта глобализации в том, что это – человеческое измерение глобализации. Глобализация как объективная тенденция в развитии человечества представляет собой качественно новую стадию интернационализации общественной жизни. Глобализация и интернационализация как воплощение энергии социальности человеческого рода в пространстве планеты выражается в расширении и углублении социальных связей в мире. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
24. Движение антиглобалистов можно отнести к ______ движениям.
а) консервативным;*
б) революционным;
в) инновационным;
г) экспрессивным.
Решение:
Социальные движения классифицируют по характеру целей. Одни ориентированы на инновации, требуют введения в жизнь новых норм, организационных преобразований, другие – противостоят нововведениям и стремятся затормозить или исключить из жизни уже проведенные изменения. При этом речь может идти о процессах объективных, вызванных научно-техническим прогрессом и др. На основе данного критерия движение антиглобалистов относят к консервативным. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)
25. Задача _______ – интегрировать и упорядочивать изменения в обществе.
а) идеологии;*
б) искусства;
в) психологии;
г) мышления.
Решение:
Идеология – это система идей и представлений, истолковывающих мир и направляющих человеческое поведение. Идеология всегда направляет, интегрирует и упорядочивает изменения в обществе. Каждый класс и каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающую идеологию. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов-н/Дону. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
26. Согласно Т. Парсонсу эволюция обеспечивает повышение ____ общества.
а) автономности;*
б) зависимости;
в) управляемости;
г) подчинения.
Решение:
Согласно Т. Парсонсу эволюция обеспечивает повышение автономности общества по отношению к своему окружению, благодаря возрастанию дифференциации систем и функций, улучшению адаптивных возможностей. Это не означает, однако, что эволюция носит неизбежный характер. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
27. Процесс научения и обучения культуре называется …
а) инкультурацией;*
б) социализацией;
в) адаптацией;
г) инновацией.
Решение:
Культура не передается с помощью биологических механизмов. Культуре обучают, ей научаются. Культура как бы защищает людей от незнания, предлагая им план деятельности во всех сферах деятельности. Процесс научения и обучения культуре называется инкультурацией. (Социология : учеб. для вузов / Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Василькова; под ред. Н. Г. Скворцова. – 2-е изд; перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 352 с.)
28. Промышленная революция – это необходимый этап …
а) модернизации общества;*
б) цивилизационного скачка;
в) традиционного развития;
г) секуляризации общества.
Решение:
Промышленная революция – это необходимый этап модернизации общества. В социологии термин «модернизация» обозначает переход от традиционного, аграрного общества к городскому, индустриальному. Модернизация западных обществ началась с наступлением промышленной революции. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
29. К негативным следствиям индустриализации относят нарушение …
а) экологического равновесия;*
б) прав человека;
в) демократических свобод;
г) паритета в военной силе.
Решение:
Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру. Индустриализация имеет противоречивые следствия. С одной стороны, рост общественного богатства и индивидуального потребления, с другой – обостряются проблемы бедности, отчуждения, загрязнение окружающей среды ведет к нарушению экологического равновесия. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
30. Слабо институциализированные коллективные действия, направленные на осуществление определенных социальных изменений, называются социальными …
а) движениями;*
б) группами;
в) процессами;
г) организациями.
Решение:
Социальные движения как вид коллективных действий отличают две характерные особенности: 1) они направлены на особую цель – осуществление какого-либо социального изменения и 2) они развиваются в рамках неформальных, не имеющих институциализированного и формализованного характера систем. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
31. Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологий стало …
а) усиление социальной мобильности;*
б) появление закрытых социальных групп;
в) снижение уровня грамотности;
г) усиление родственных связей.
Решение:
Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологий стало усиление социальной мобильности.
Прогресс материальной культуры, появление промышленных технологий привели к глубоким изменениям. В сфере стратификации возрастает социальная и географическая мобильность, в семейной сфере прекращается распространение семейных и клановых объединений. В сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных умений и навыков. (Фролов, С. С.Социология: Учеб. для студентов вузов / C. C. Фролов. – 3-е изд. . – М. : Гардарики, 2004, – 344 с.)
32. В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей ______ цивилизации по всему миру.
а) западной;*
б) восточной;
в) российской;
г) азиатской.
33. К негативным эффектам глобализации относят …
а) ограничение автономности национальных гражданских институтов;*
б) международное разделение труда;
в) расширение возможностей получения информации;
г) интернализацию институтов гражданского общества.
Решение:
Несмотря на ряд положительных эффектов: обеспечение высокой производительности труда, равенство в получении информации, установление прямых связей между активными субъектами гражданского общества и др., глобализация вызывает и негативные последствия. К ним относят разрыв между производительным и финансовым капиталом, ослабление государства-нации, ограничение автономности национальных гражданских институтов и др. (Голенкова, З. Т. Общая социология : учеб. пособие /З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М. : Гардарики, 2005. – 474 с.)
34. Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется …
а) контркультурой;*
б) народной культурой;
в) высокой культурой;
г) массовой культурой.
35. Согласно концепции культурной динамики П. Сорокина в современном европейском обществе доминирует ___________ культура.
а) чувственная;*
б) идеациональная;
в) идеалистическая;
г) постмодернистская.
Решение:
П. Сорокин, занимаясь проблемой культурной динамики, различал три типа культуры, которые периодически сменялись в европейском обществе: идеациональную, идеалистическую, чувственную. С IV века в Европе утвердилась чувственная культура, для которой характерны ценности материального благополучия и комфорта, принцип утилитаризма. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
36. Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к ______ концепциям социальных изменений.
а) циклическим;*
б) эволюционным;
в) прогрессистским;
г) регрессистским.
Решение:
В первой половине ХХ столетия в социологии завоевали популярность теории циклических изменений, отвергавшие идею долговременного и постоянного прогресса. К их числу относится концепция «циркуляции элит» итальянского социолога В. Парето. По его мнению, социальные изменения являются результатом борьбы элитных и субэлитных групп, которые попеременно приходят к власти. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. Для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов-на-Дону. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
37. Модернизация в современных условиях является процессом ______ изменений.
а) направленных и стимулируемых;*
б) спонтанных и стихийных;
в) случайных и непредвиденных;
г) невозможных и неосуществимых.
38. В концепции ____ этап «цивилизации» характеризуется упадком культурной единицы.
а) О. Шпенглера;*
б) П. Сорокина;
в) Н. Данилевского;
г) В. Парето.
Решение:
Немецкий философ О. Шпенглер разработал циклическую концепцию исторического процесса. Согласно ее постулатам, история не имеет никаких универсальных законов, наоборот, каждая культурная единица обладает собственными закономерностями и проходит определенные фазы развития: стадию культуры – роста и расцвета, и стадию цивилизации – упадка и разложения. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)
39. В эволюционной модели У. Огборна главным источником социальных изменений являются инновации в …
а) материальной культуре;*
б) социальной системе;
в) духовной культуре;
г) правовой системе.
Решение:
В эволюционной модели У. Огборна главным источником социальных изменений являются инновации в материальной культуре. Он проводит грань между материальной и нематериальной культурой и отводит роль источника социальных изменений изобретениям в сфере материальной культуры. Нематериальная культура включает социальные ценности, нормы, а также религию и семью. Она должна адаптироваться к изменениям и «догонять» материальную культуру. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
40. Критерием прогресса в концепции постиндустриального общества выступает уровень _______ развития.
а) технологического;*
б) гуманистического;
в) культурного;
г) научного.
Решение:
Понятие постиндустриального общества ввел в 1974 г. Д. Белл. Основными чертами постидустриализма и критериями развития являются изменение господствующей технологии, переход от энергетической технологии к информационной, расцвет интеллектуальной технологии, рост значения прогнозирования и планирования технологий. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П.Штомпка.: Пер. С польск. С.М.Червонной. –М . : Логос, 2005. – 664 с.)
41. Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести _____ движение.
а) профсоюзное;*
б) пацифистское;
в) экологическое;
г) коммунистическое.
Решение:
Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести профсоюзное движение. В зависимости от характера целей Н. Смелзер разделил социальные движения на нормоориентированные, которые руководствуются утилитарной логикой, направлены на улучшение условий труда, повышение заработной платы и т.п., и ценностноориентированные, направленные на пропаганду и принятие новых ценностей, идеалов; для них характерны развитые идеологии, наличие перспективных программ. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов-н/Дону. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
42. Одним из последствий глобализации является рост …
а) этнического самосознания;*
б) социалистического интернационализма;
в) христианской идеологии;
г) критического самосознания.
Решение:
Одним из последствий глобализации является рост этнического самосознания. Первоначально культурную глобализацию обеспечил численный рост городского населения. Культурное своеобразие в условиях города быстрее размывается. На фоне этих объективных тенденций этническая группа неосознанно стремится сохранить свою уникальность. Социологи объясняют рост этнического самосохранения реакцией отставших в развитии народов на экономическую и технологическую экспансию более развитых народов. (Голенкова, З. Т. Общая социология: учеб. пособие/ З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М. : Гардарики, 2005. – 474 с.)
43. Функция культуры, связанная с накоплением и трансляцией социального опыта, называется …
а) коммуникативной;*
б) познавательной;
в) регулятивной;
г) адаптационной.
44. Согласно Н. Смелзеру, к социальным движениям, «ориентированным на ценности», можно отнести …
а) движение негров за гражданские права в США;*
б) движение в защиту прав потребителей;
в) профсоюзное движение;
г) движение за отмену привилегий чиновников.
Решение:
Н. Смелзер классифицирует социальные движения в зависимости от характера и глубины социальных перемен, которые являются их целью, на реформаторские («ориентированные на нормы») и радикальные («ориентированные на ценности»). Последние стремятся к фундаментальным изменениям, многосторонним, охватывающим различные сферы социальной жизни. Крупнейшее политическое движение за гражданские права в США, требовавшее равноправия для негритянского населения страны, касалось фундаментальных ценностей общества. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)
45. Согласно концепции С. Хантингтона важным фактором социальных изменений является конфликт между …
а) народами, принадлежащими к разным культурам;*
б) богатыми и бедными странами;
в) сверхдержавами;
г) социальными классами.
Решение:
Согласно концепции С. Хантингтона важным фактором социальных изменений является конфликт между народами, принадлежащими к разным культурам. В современном мире региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная – на уровне отношений между цивилизациями. В основе этой политики лежит не идеология и не экономические интересы, а фактор этнического родства. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
46. Согласно У. Беку модернизация порождает новые риски, которые …
а) невозможно контролировать;*
б) можно предсказать;
в) проявляются локально;
г) не угрожают природе.
47. Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура, называется …
а) ассимиляцией;*
б) сегрегацией;
в) компромиссом;
г) дискриминацией.
48. Символическая система, выполняющая функцию создания, хранения и передачи информации называется …
а) языком;*
б) рассудком;
в) техникой;
г) нормами.
49. Смягчение социальных противоречий и конфликтов является показателем социального (-ой) …
а) прогресса;*
б) регресса;
в) революции;
г) контрреволюции.
50. Нарастание сходства в формах экономических организаций, потребительских образцов – это проявление …
а) глобализации;*
б) конкуренции;
в) империализма;
г) локализации.
Решение:
Глобализация – это процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, культурных связей и зависимостей между сообществами, что приводит к унификации мира. Нарастание сходства в формах экономических организаций, потребительских образцов – это проявление глобализации. (Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.)
51. Появление ______ изменило социальную структуру земледельческого общества и привело к появлению неравенства.
а) прибавочного продукта;*
б) государства;
в) классов;
г) социальной иерархии.
Решение:
Скотоводство и выращивание растений преобразили человеческое общество. Создав возможность более надежного обеспечения продовольствием, они привели к появлению прибавочного продукта. Излишки продовольствия позволили группам прийти к разделению труда, что стимулировало обмен и торговлю. Эти перемены создали предпосылки для социального неравенства. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. Для вузов / Ю. Г . Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
52. Важным культурным фактором социальных изменений в современном обществе является …
а) идеология;*
б) искусство;
в) письменность;
г) философия.
Решение:
Идеология – это связанная система взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
53. Функция культуры, связанная с системой контроля за действиями людей, называется …
а) регулятивной;*
б) адаптационной;
в) познавательной;
г) коммуникационной.
Решение:
Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 448 с.)
54. Необходимым условием успешной аккультурации является …
а) терпимость;*
б) конфликтность;
в) избегание;
г) бунт.
Решение:
Необходимым условием успешной аккультурации является терпимость. Аккультурация (приспособление) – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей. Аккультурация представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд аспектов: подчинение, компромисс, терпимость (толерантность). (Фролов, С. С.Социология: Учеб. для студентов вузов / C. C. Фролов. – 3-е изд. . – М. : Гардарики, 2004, – 344 с.)
55. Инвайронменталисты считают возможным смягчить экологические проблемы путем …
а) самоограничения;*
б) экстенсивного развития;
в) индустриализации;
г) отмены частной собственности.
Решение:
Представители экологического движения – инвайронменталисты считают, что смягчение глобальных экологических проблем и повышение экологической безопасности возможно путем сокращения антропогенного давления на природу, основанного на принципе «самоограничения общества». (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)
56. Согласно А. Тойнби, цивилизация развивается, пока …
а) творческое меньшинство противостоит неблагополучным факторам;*
б) образованная элита дезинтегрирована;
в) нарастают внутренние конфликты;
г) отсутствуют внешние «вызовы».
Решение:
Английский историк А. Тойнби обосновал закономерности роста и заката цивилизаций и принцип, лежащий в основе их смены. Он утверждал, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов». Цивилизация развивается и достигает расцвета, пока противодействующие ей факторы не слишком суровы и пока творческое меньшинство (образованная элита) способно дать отпор неблагоприятным факторам. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
57. Согласно Г. Спенсеру _____ способствует социальной эволюции и прогрессу.
а) свободная конкуренция;*
б) государственное регулирование;
в) социальная поддержка слабых;
г) монополизация рынка.
Решение:
Согласно Г. Спенсеру свободная конкуренция способствует социальной эволюции и прогрессу. По его мнению, социальная эволюция аналогична биологической. Борьбу за существование как основной закон природы он приравнивал к «свободной конкуренции». При условии невмешательства со стороны государства самые приспособленные индивиды и институты выживут и придут к процветанию. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
58. В эволюционной концепции социальных изменений Дж. Ленски аграрным обществам предшествуют …
а) огороднические;*
б) гибридные;
в) индустриальные;
г) сложные.
Решение:
В эволюционной концепции социальных изменений Дж. Ленски эволюция общества зависит, прежде всего от уровня развития технологии и способа экономического производства. Он выделяет общества охотников и собирателей, примитивные и развитые огороднические общества. На смену последним приходит аграрное общество. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 576 с.)
59. К «новым» социальным движениям относят ______ движение.
а) экологическое;*
б) профсоюзное;
в) фермерское;
г) социалистическое.
Решение:
К «новым» социальным движениям относят экологическое движение. В 70-е годы ХХ века появилось понятие «новые социальные движения». К их числу относят феминистские, экологические, новые городские движения. В отличие от профсоюзного или фермерского движения, организовывавшихся по классовому признаку, новые движения опираются на различные ценности, используют различные структуры и тактику, стремясь добиться социальных изменений. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов-н/Дону. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
60. Исключительно ненасильственные методы действия использовало …
а) национальное движение М. Ганди в Индии;*
б) национал-социалистическое движение в Германии;
в) движение «Хесболла» в Пакистане;
г) движение «ирландская революционная армия».
61. С позиций теории модернизации ______ противостоит нововведениям.
а) традиция;*
б) право;
в) секуляризация;
г) индустриализация.
Решение:
С позиций теории модернизации традиция противостоит нововведениям. Понимание социокультурной динамики в классической теории модернизации сводится к выстраиванию оппозиции «традиция – современность». Традиция при этом трактовалась как консервативная сила, которую необходимо преодолеть с тем, чтоб обеспечить условия для внедрения всего нового. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)
62. Формирование алфавитов европейских языков на основе латинского алфавита – это пример культурного (-ой) …
а) диффузии;*
б) аномии;
в) релятивизма;
г) этноцентризма.
Решение:
Формирование алфавитов европейских языков на основе латинского алфавита – это пример культурной диффузии. Диффузия культуры – это процесс перетекания культурных элементов или целых культурных комплексов и конфигураций от одной социальной системы к другой. Таким образом происходит распространение культурных образцов за пределы ареалов отдельных обществ. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов-н/Дону. : «Феникс», 2009. – 576 с.)
63. Система норм и ценностей социальной группы называется …
а) субкультурой;*
б) массовой культурой;
в) контркультурой;
г) элитной культурой.
Решение:
Система норм и ценностей социальной группы, часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе – это субкультура. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре н<