Социальная стратификация современного российского общества.
Цель занятия: раскрыть понятия социальной стратификации и мобильности, представить их основные характеристики, усвоить особенности экономической стратификации и мобильности в современной России. Выделите четыре уровня жизни населения: достаток; нормальный уровень; бедность; нищета. Дать определение понятиям: минимальный доход; прожиточный минимум, потребительская корзина, порог бедности.
Содержание задания: Основания и критерии стратификации. Структурно-функциональный подход к построению модели социальной стратификации. Понятие “социальный статус”, “социальная роль”, “ранг”, “престиж”, “социальная позиция”, “страта. Проблемы социальной мобильности и миграции в РФ.
Указания по порядку и методике выполнения задания:
Дайте определение социальной стратификации и мобильности. Рассмотрите исторические типы стратификации, классовую систему общества. Остановитесь на понятиях скорости и интенсивности социальной мобильности. Отметьте существование двух основных видов социальной мобильности - межпоколенной и внутрипоколенной, и двух основных типов - вертикальной и горизонтальной. Раскройте особенности «челночной миграции» в странах СНГ. Подчеркните особенности интеллектуальной миграции. Остановитесь на характеристиках экономической, трудовой миграции.
Требования к отчетным материалам:устный ответ.
Литература:
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс Серия: Высшее образование, 2009. — 571 с.
Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с. Гл.11-12.
Писарев Д.И. очерки по истории труда. В кн.: Кузьмичёва А.А. Человек и общество. Хрестоматия. Иркутск. 2004. Пакет 15. С.42-45
П.А.Сорокина «Социальная стратификация и мобильность». В его кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542
Практическое занятие № 7.
Методы социологических исследований
Цель занятия: дать студентам общее представление о программе социологического исследования; познакомить с основными разделами и методологическими принципами построения программы социологического исследования; изучить виды и особенности социологических методов.
Содержание задания:Построение программы социологического исследования. Неопросные методы социологии: эмпирические и теоретические типы методологий. Опрос, как базисный социологический метод, его виды.
Указания по порядку и методике выполнения задания:
Необходимо ознакомить студентов с основами построения программы социологического исследования. Дать представление об основных социологических методах.
На этом практическом занятие можно дать представление о методике составления «Рабочей программы социологического исследования» на конкретном примере по актуальной для бакалавров теме, где респондентами выступят студенты группы. При подготовке к семинару обратите внимание на основные составляющие теоретико-методологического и процедурно-методического разделов программы. Необходимо четко осознать, в чем значение процесса операционализации понятий, каковы виды гипотез. Обратите внимание на разработку социологического инструментария.
Познакомьтесь с видами социологического исследования. Обратите внимание на содержание понятий «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность исследования». Студент должен иметь четкое представление об основных типах и видах выборки.
Требования к отчетным материалам:устный ответ на семинаре. Оформление и защита «исследовательской группой» «Рабочей программы социологического исследования» в рамках выполнения самостоятельной работы
Литература:
Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.: ил.
Кравченко, А.И. Социология: учеб. по дисц. «Социология» для студентов вузов, обуч. по несоц. спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.
Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с. Гл 18-19
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2003.
Практическое занятие № 8.
Социализация личности
Цель занятия: раскрыть понятие социализации, рассмотреть социализацию как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Содержание задания:Понятие социализации. Агенты и институты социализации. Социализация в течение жизненного цикла. Теории социализации. Социализация в условиях социальной трансформации.
Указания по порядку и методике выполнения задания:
Изучение темы начните с повтора понятий «личность», «социальный статус» и «социальная роль», с определения понятия «социализация». Проанализируйте различия в понятиях «воспитание», «образование» и «социализация». Рассмотрите этапы социализации.
Важным аспектом темы является рассмотрение агентов социализации. Дайте определение данному понятию. Обратите внимание, что агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда - противоречивое, разнонаправленное. В рамках темы важно обратиться к рассмотрению теорий социологии (Ч.Кули и Дж.Г.Мида, З.Фрейда, Ж.Пиаже, Э.Эриксона). При рассмотрении особенностей социализации в условиях социальной трансформации остановитесь на объяснении особенностей социализации различных поколений в современной России, раскройте сущность понятия «ресоциализация» и объясните особенности процесса нравственной ресоциализации личности в современной России.
Требования к отчетным материалам: устный ответ.
Литература:
Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.: ил.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.
Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС – 2007 - № 2.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. – М: Гардарики, 2005.
Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины
Основная учебная литература
Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.
Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с.
Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Р., Попов А.В. Социология. Учебник /под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – 3-у изд.- М.: Гардарики, 2007. – 512с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс Серия: Высшее образование, 2009. — 571 с.
Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2009. – 352 с.
Дополнительная учебная и справочная литература.
Американская социологическая мысль: Тексты : хрестоматия: Перевод / Сост. Е. И. Кравченко; Под общ. ред. В. И. Добренькова. - М. : Междунар.Ун-т Бизнеса и Управления, 1996. - 557 с.
Глобализация и социальные институты: социолог. подход / Ин-т социологии РАН ; отв. ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. – М.: Наука, 2010. – 335 с.
Джери, Д. Большой толковый социологический словарь: Collins : русско-английский, англо-русский: [В 2т.: Перевод]. Т. 1. А-О / Дэвид Джери, Джулия Джери. - М. : Вече:АСТ,1999-, 1999. - 543 с.
Кравченко, А.И. Социология: учебник по дисциплине «Социология» для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.
Кравченко, А. И. Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко . - М.: Акад. проект, 2006. - 507 с.
Павленок П. Д., Савинов Л. И.. Социология. Учебное пособие.- М.: изд-во «Торговая организация «Дашков и Ко», 2007.-580 с
Рысь, Ю.И. Социология: Структур.-логич. схемы с коммент. : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Рысь, В.Е. Степанов . - М.: Акад. проект, 1999. - 240 с. : схемы. - (Gaudeamus)
Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов . - М.: Феникс, 1994. - 687 с.
Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 542
Социология: [Учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова]; Под ред. В. Н. Лавриненко; [Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. - 407 с.
Электронные образовательные ресурсы:
.Ресусы ИрГТУ, доступные в библиотеке университета или в локальной сети университета
http://www.istu.edu/ru
Ресурсы сети Интернет.
Перечень адресов сайтов, на которых содержится информация, необходимая для освоения дисциплины: учебная, справочная, методическая и др.:
http://www.lib.socio.msu.ru
http://www.i-u.ru
http://www.auditorium.ru
http://www.ihtik.lib.ru
http://www.irklib.ru
www.ecsocman.edu.ru
www.sociology.ru