Социальная стратификация, критерии стратификации современных обществ.
В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация — иерархически организованная структура социального (статусного) неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:- Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.- Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).- Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:- Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.
36. Гуманизация и гуманитаризация высшего технического образования
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Гуманитаризация образования - один из путей гуманизации всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.
Гуманитаризация образования может успешно осуществляться только путем взаимосвязанной и целенаправленной деятельности многих структур института: кафедр социально-гуманитарного цикла, кафедр специальных и общетеоретических, управленческих подразделений, коллективов студентов.
Гуманитаризация образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки, учитывающих профиль института, факультета, специфику конкретной специальности, региона.
Гуманитаризация образования призвана способствовать достижению следующих целей:
- преодоление узости и однобокости мышления;
-Формирование специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами;
-Развитие у будущего специалиста качеств творческой личности.
37. Социальные аспекты реформирования системы высшего образования в Казахстане
Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года.
За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие:
- Первый этап (1991-1994гг.) Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
- Второй этап (1995-1998гг.) Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.
- Третий этап (1999-2000гг.) Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.
- Четвертый этап (начало 2001-2007гг.) Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.
Согласно проведенным реформам в сфере образования в 90-годы были достигнуты: демократический характер управления образованием; расширены полномочия образовательных учреждений; бесплатность среднего общего и начального профессионального образования в государственных учебных заведениях; внедрен принцип триязычия; узаконены негосударственный сектор образования и право на получение образования в РК наравне с гражданами РК, для лиц казахской национальности, являющихся гражданами других государств; созданы законодательная основа для внедрения системы кредитования в виде образовательного гранта или кредита; проведены реструктуризация сети вузов и научно-исследовательских институтов для повышения маневренности и мобильности; признаны автономия вузов как одного из основных условий социальной эффективности высшего образования.
Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.