Тема 20. Социология молодежи
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Молодежь как субъект социальных отношений. Проблемы социализации и адаптации современной молодежи.
3. Молодежная субкультура и молодежные движения.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 21. Культура как система ценностей и норм
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Понятие и основные элементы культуры.
3. Виды культуры, их характеристика.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
Тема 22. социология религии
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Определение, происхождение и признаки религии.
3. Социологические теории религии.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 23. Методология социологических исследований
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Понятие, виды и этапы социологических исследований.
3. Рабочая программа социологического исследования.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 24. Опросные методы социологических исследований
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Анкетирование – понятие, виды, требования.
3. Интервью – понятие, типология, правила.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 25. методы социологических исследований
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Наблюдение и эксперимент.
3. Анализ документов.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 26. социология позитивизма Огюста Конта
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Социальная статика.
3. Социальная динамика.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 27. органическая Социология герберта спенсера
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Органическая теория общества.
3. Теория социальной эволюции.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 28. социология эмиля дюркгейма
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Социологизм как теория общества.
3. Общественная солидарность и разделение труда.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ТЕМА 29. социология макса вебера
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Понимающая социология.
3. Социология религии.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
Тема 30. социология питирима сорокина
1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).
2. Неопозитивизм, теоретическая и практическая социология.
3. Социология революций.
4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ
1. Общество: его основные признаки, типология.
2. Социальная структура общества.
3. Социальная стратификация общества.
4. Признаки и измерение социальной стратификации
5. Неравенство и бедность в России.
6. Социальная мобильность: ее измерение.
7. Маргиналы в обществе.
8. Средний класс в социальной структуре.
9. Социальные институты в социальной структуре общества.
10. Институционализация, ее основные этапы.
11. Культура: социологический анализ.
12. Структура культуры: доминирующая культура, субкультуры, контркультура.
13. Виды культуры: элитарная, массовая, народная.
14. Личность, ее характеристика ( социальный статус личности, социальная роль личности, ролевой конфликт)
15. Семья: ее функции и дисфункции в российском обществе.
16. Религия: функции, религиозные организации, типология.
17. Социальный контроль, его основные формы.
18. Девиантное поведение, его виды.
19. Социологическое исследование и его основные типы
20. Основные методы в социологическом исследовании
21. Программа социологического исследования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012.
2. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2012. - 404 с.
3. Кравченко, А. И. Социология : учеб. для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. - 526 с.
4. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-метод. пособие / под ред. В. Г. Зарубина. - Ростов-на-Дону : Легион. Вып.1. - 2011. - 437 с.
5. Социология: учеб. для бакалавров / под ред. В. А. Глазырина. – М.: Юрайт, 2012. - 400 с.
6. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества : учеб. для вузов. – М.: Логос, 2010. - 656 с
Яковлев, А. М. Социальная структура общества и право : учеб. пособие для вузов. – М. : Норма, 2012. - 368 с.
7. Штомпка, П. Доверие - основа общества: моногр. – М. : Логос, 2012. - 448 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Волков, Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. - 3-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.
2. Гараджа, В.И. Социология религии: учеб. пособие для вузов/ В. И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2007. - 348 с.
3. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М..- Т.1: Теория и методология. – 2003. – 904с.
4. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.2: Эмпирическая и прикладная социология. – 2004. – 985с.
5. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.3: Методика и техника исследования. – 2004. – 932с.
6. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.4: Бщество: статика и динамика. – 2004.-1108 с.
7. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.5: Социальная структура. – 2004. – 1095 с.
8. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.6: Социальные деформации. – 2005. – 1074с
9. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т. 7: Человек. Индивид. Личность. – 2005. – 950 с.
10. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.8: Социализация и образование. – 2005. – 1026 с.
11. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.9: Возрасты человеческой жизни. – 2005. –1094 с.
12. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. - Т.10: Гендер. Семья. Родство. - 2006. - 1094 с.
13. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М. - Т.11: Культура и религия. - 2007. - 1096 с.
14. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб./ Г. Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 608 с.
15. Карцева Л.В. Социология культуры: учеб. пособие для вузов/ Л. В. Карцева, Ю. В. Шабалина. - 2-е изд.. - М.: Дашков и К, 2008. - 232 с.
16. Кравченко А.И. История социологии : Учеб. для вузов / А. И. Кравченко: Учеб. для вузов/ А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби; М.: Проспект, 2008. - 408 с.
17. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов/ А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
18. Кукушкина, Е. И. История социологии : учеб. для вузов. - Москва : Высш. шк., 2009. - 487 с.
19. Манько Ю.В. Социология молодёжи: учеб. пособие для вузов/ Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - М.: Петрополис, 2008.
20. Матецкая А.В. Социология культуры: учеб. пособие/ А. В. Матецкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 317 с.
21. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): Учеб. пособие для вузов/ под ред. Е. И. Кукушкиной. - М.: Высш. шк., 2006. - 456 с.
22. Российская повседневность в условиях кризиса: моногр./под ред. М. К. Горшкова. - М.: Альфа-М, 2009. - 272
23. Россия на новом переломе: страхи и тревоги: научн. изд./ под ред. М.К. Горшкова, Р.Крумма, В. В. Петухова. - М.: Альфа-М, 2009.- 160 с.
24. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие/ Г. П. Смехнова. - изд., испр. и доп.. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 252 с.
25. Социология молодежи: Учеб. для вузов/ М.Ю. Попов, С.А. Гусова, Л.Г. Костюченко и др.; под ред.В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.
26. Социология семьи: Учеб. для вузов/ под ред. А. И. Антонова. - М.: Инфра-М, 2007. - 640 с.
27. Социология. Курс лекций: учеб. пособие для вузов/ Ю. Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 509 с.
28. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования (учебно-методическое пособие)/ Зарубин В.Г науч. ред., - Ростов-на-Дону: Легион; СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. – 464 с.
29. Социология: учеб. для студ. вузов/ под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 448 с.
30. Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность: моногр./ Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. - М.: Альфа-М, 2009. - 320 с.
31. Тощенко Ж.Т. Социология труда: учеб. для вузов/ Ж. Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 423 с
32. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учеб. пособие/ А. И. Черных. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.
33. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: Учеб./ Ф. И. Шарков. - М.: Экзамен, 2007. - 478 с.
34. Шереги Ф.Э. Наука в России: социологический анализ/ Ф. Э. Шереги, М. Н. Стриханов. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. - 456 с.
35. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2004.
Периодическая литература (журналы в библиотеках ДВГУПС):
1. Общественные науки и современность (ОНС).
2. Социологические исследования (Социс).
3. Экономические и социальные проблемы: сб. обзоров /РАН ИНИОН. Серия: «Россия: экономика, политика, общество».
Словари
1. Социологический энциклопедический словарь: научное издание / Осипов Г.В.. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 488с.
2. Социология: Словарь: Учеб. пособие для вузов / А. И.Кравченко. - М.: Академия, 1997. - 240с.
СЛОВАРЬ
Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над ней.
Анкетирование – вид опроса; процесс сбора первичной социологической информации путем распространения и сбора анкет, на вопросы которых респонденты отвечают сами.
Аномия– отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм). Отсутствие норм, безнормность.
Армия – социальный институт, предназначенный для защиты государства от врагов, отстаивания национальных интересов.
Аутгруппа– группа, с которой в данный конкретный момент человек себя не идентифицирует; даже будучи ее членом, чувствует себя как бы со стороны, наблюдателем; по отношению к другим людям, входящим в ее состав, переживает чувство «они».
Аутсайдеры – лица с наименьшим авторитетом, они не участвуют в принятии решений, с их мнением не считаются.
Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.
Бедность «сильных» – бедность, возникающая в чрезвычайных условиях, когда полноценные (а то и выдающиеся) работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния.
Брак– исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Вербальная система коммуникации –система общения (коммуникации) с помощью языка (таких свойств языка, как звучание и значение).
Вертикальная мобильность – перемещение индивида (социального объекта) из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).
Включенное наблюдение (полевая работа) – исследовательский метод, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает.
Внутрипоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.
Восходящая мобильность– социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса.
Вторичная группа– группа, взаимодействие в которой обусловлено стремлением ее членов к достижению определенных целей, где основное значение придается умению выполнять определенные функции, между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи (организация, спортивный клуб, производственный цех и т. д.).
Выборка – часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).
Выборочная совокупность– уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.
Генеральная совокупность– все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.
Гипотеза– теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями. Главная задача эмпирического исследования в социологии – проверить гипотезы.
Горизонтальная мобильность – переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Передвижение индивидов из одного региона страны в другой, или из одной страны в другую.
Групповая динамика – развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.
Групповая мобильность– мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп.
Групповая сплоченность – степень взаимной привлекательности членов группы и группы как целого. Сплоченность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида.
Групповая структура –система иерархически расположенных внутригрупповых отношений.
Девиантное поведение– это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Деликвентное поведение–вид девиантного поведения, преступления и иные правонарушения.
Депривация – состояние недовольства, вызываемое расхождением между оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект.
Динамика культуры – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерны целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.
Дисперсный характер неравенстваозначает, что индивид может занимать неодинаковые позиции по различным критериям.
Дисфункции– появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров.
Досуг– 1) Свободное от работы время, 2) часть свободного от участия в общественном разделении труда времени, которую индивид использует по собственному усмотрению и не на непреложные обязанности, а на реализацию индивидуальных интересов.
Доход – денежные выплаты, обычно связанные с зарплатой, должностным окладом или с инвестициями.
Знак – сигнал, несущий смысл, закодированную информацию, указывающий на определенный предмет.
Идеальный тип –мысленная конструкция, создаваемая исследователем посредством выделения отдельных черт реальности, используется для соотнесения и сравнения с конкретными социально-историческими объектами.
Ингруппа –группа, с которой человек в данной ситуации
идентифицирует себя, т. е. переживает чувство «мы», чувствует себя комфортно.
Индустриальное общество–общество, образованное в результате социально-экономических, политических и социокультурных изменений в результате трансформации аграрных (традиционных) обществ в результате промышленной революции.
Инновация-(нововведение) – явление культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития.
Институт семьи – система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, социализации, обеспечением социального положения.
Институционализация– процесс образования социального института.
институционализированный конфликт– конфликтное взаимодействие, основывающееся на существовании общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательствах сторон, согласии участников конфликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта.
Институциональные нормы – специально разработанные правила организационного поведения.
Институциональный анализ – изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.
Интеграцияпредполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, противодействие дезинтеграции системы.
Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.
Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.
Интервьюирование– способ сбора информации, построенный как исследовательское общение с индивидом по схеме «вопрос – ответ» и связанный с «непосредственным наблюдением за личностью». Интервью как вид исследования позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают стандартизированные, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и той же последовательности и свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования проводится специально подготовленным интервьюером.
Исследование социологическое – вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.
Каста– одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.
Клан – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типична для доиндустриальных обществ.
Класс– большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.
Коллективное поведение – стихийная и неорганизованная групповая реакция на социальную ситуацию, затрагивающую интересы общности людей.
Коммуникация – обмен - прямой или опосредованный – информацией между людьми в процессах межличностного общения.
конструктивный конфликт– конфликт, приводящий к позитивным социальным изменениям.
Контент-анализ – метод анализа содержания социологических документов, нацеленный на измерение качественных и количественных характеристик текста (например, количества упоминаний того или иного имени в контекстах, характеризующих его положительно, отрицательно и без оценок) и на анализ зависимостей между ними.
Контркультура – субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.
Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.
конфликтная ситуация– ситуация, в которой одна из сторон стремится осуществить желаемые социальные изменения путем воздействия на другую, а вторая ориентирована на сохранение существующего положения и потому стремится блокировать усилия первой.
конфликты интересов– конфликты, связанные со стремлением к перераспределению ресурсов.
конфликты ценностей– конфликты, основывающиеся на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей.
Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.
Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.
Латентные функции – функциональные последствия, являющиеся нежелательными или неожиданными для членов социальной системы, в которой они проявляются.
Легитимация – способы объяснения и оправдания сложившегося институционального порядка.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Люмпен – деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.).
Макросоциология– уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействием.
Малая группа – объединение людей, для которого характерны немногочисленность, наличие общей цели, непосредственное личное общение, наличие общих норм поведения и развитой структуры.
Маргинализация – процесс утраты индивидом, группой социальной опоры своего существования (привычного образа жизни и деятельности).
Маргинальность – промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.
Масса – сравнительно большое количество людей, между которыми отсутствует непосредственный контакт, но существуют сходные стимулы.
Массовая культура– производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчинение ему как цели.
Маятниковые движения – периодическая переоценка ценностей в рамках устойчивой цивилизации. Переход от античности к средним векам и далее к Новому времени является примером маятникового движения, чередования эпох демифологизации и ремифологизации.
Межпоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, предполагающий, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.
Менталитет(лат. mens – ум, мышление, образ мыслей) – естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления. Это хорошо проявляется в идиомах, пословицах, географических названиях, когда об их происхождении и точном значении не задумываются и когда они естественно, почти непроизвольно, всплывают из подсознания.
Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов.
Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп населения.
Микросоциология –уровень социологии, обращенный к социальному поведению людей, межличностному общению, мотивации человеческих действий.
Мировая система – социальная система глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок. Мировую систему можно рассматривать как “единое глобальное общество”.
Мобильность социальная– переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация).
Модернизация– совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.
Молодежная культура–субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье; относительную первостепенность досуга, а не работы; вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни; качество бесклассовости в стиле досуга и поведении.
Молодежь–социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.
Моногамия – форма брачного союза, при которой каждому брачному партнеру разрешается иметь только одну супругу или супруга одновременно.
Наблюдение – метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания. Различают включенное (участвующее) наблюдение, осуществляемое человеком, который и сам участвует в наблюдаемых событиях (например, сам временно является членом рабочей группы, трудовую активность которой исследует), и невключенное, когда исследователь находится вне изучаемого объекта.
Наука– социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.
Невербальная коммуникация – коммуникация между индивидами, основанная на мимике лица, жестах и позах тела, без использования речи и языка вообще.
Невербальные системы коммуникации –мимика, жест, одежда, цвет, т. е. все проявления, которые не связаны с языком. Система жестов наиболее вариантна, одни и те же жесты в разных культурах имеют различное значение. Невербальные системы являются более ранними, они предваряют возникновение вербальной системы коммуникации.
Неполная семья – семья, в которой нет одного из родителей.
Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.
Низший класс (underclass) – класс индивидов, находящихся в самом низу классовой пирамиды.
Нисходящая мобильность– мобильность, связанная с понижением социального статуса.
Нищие–убогий, неимущий, побирающийся, питающийся подаянием, ходящий по миру, просящий подаяние.
Нормы– правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.
Нуклеарная семья– семья, состоящая из отца, матери (или одного из них), а также несовершеннолетних детей.
Образование – передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения.
Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.
Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации.
Общество – это группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними.
объект конфликта–причина, вызывающая конфликтное взаимодействие участников.
Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).
Опрос– способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым).
Отклонение– формы поведения, не подчиняющегося нормам и ценностям, принятым большинством в группе или обществе.
Панельное исследование –способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).
Парадигма– совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых.
Первичная группа – группа индивидов, находящихся в личных взаимоотношениях друг с другом, между которыми устанавливаются прямые эмоциональные контакты.
Пилотажное исследование–пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария.
Позитивизм– направление в социологии, согласно которому существуют тесные взаимоотношения между естественными и социальными науками, что позволяет использовать естественнонаучные методы для познания общества. Отсюда делался вывод о существовании объективных социальных законов, которые не зависят от сознания и воли людей.
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Полиандрия – форма брака, в которой женщина может иметь одновременно двух или более мужей.
Полигамия – форма брака, в которой индивид может иметь одновременно двух или более партнеров по браку.
Полигиния – форма брака, в которой мужчина может иметь одновременно двух или более жен.
Постиндустриальное общество – базируется в большей степени на производстве информации, чем на материальном производстве товаров.
Престиж – это степень уважения определенного статуса, сложившаяся в общественном мнении.
Преступление – любые действия, нарушающие законы, установленные властью.
Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.
Программа исследования – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.
Прогресс –направление развития, переход от низшего к высшему.
Протест – массовое несогласие с существующим порядком вещей; активная форма защиты своих интересов от посягательства извне.
Протестное поведение– проявление негативного отношения к социальной системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым властью решениям в открыто демонстрируемой форме.
Процесс социальный – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.
Развитие– характеристика качественных изменений субъектов, появление инноваций, связанных с преобразованием внутренних и внешних связей.
Развод – формальное прекращение действительного брака между живыми супругами.
Разделение труда – дифференциация видов деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития.
разрешение конфликта– преодоление конфликта, основывающееся на изменении конфликтной ситуации, преодолении тех обстоятельств, которые его вызвали.
Расширенная семья – семейная группа, состоящая из более чем двух поколений родственников, ведущих совместное хозяйство и проживающих вместе.
Реадаптация– приобретение лицом с ограниченными возможностями здоровья новых навыков взаимодействия и поведения в стандартных жизненных ситуациях, которые позволяют ему компенсировать вновь возникший дефект.
регулирование конфликта– разработка и применение системы мер, направленных на ограничение масштабности конфликта и снижение степени его остроты.
Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить (достаточно точно отражать) характеристики генеральной совокупности.
Ресоциализация – вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде.
Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.
Референтная группа – общность людей, чьи мнения, убеждения и способы действия являются решающими при формировании собственных мнений, убеждений и способов действий индивида, выступают для него образцом для подражания и сравнения.
Ритуал – форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.
Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.
Ролевой репертуар –разнообразие ролевого поведения конкретного человека, его способность модифицировать, варьировать исполнение одной и той же роли в зависимости от изменения ситуации.
Роль – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.
Самореференция– способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а следовательно, и от других систем.
Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.
Сегментация институционального порядка – процесс увеличения числа и сложности институтов, их дифференциации, в основе которого лежит степень разделения труда в обществе, специализация деятельности.
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.
Семья как социальный институт – система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, социализации, обеспечением социального положения.
Символ – использование определенных знаков (предметов) для обозначения других, как, например, использование флага, символизирующего нацию, государство.
Символический