Тема 5. Интегральная социология П. Сорокина(1889-1968)

Ключевые категории. Интегральная природа социальной реальности. Человек - интегральное существо. Социокультурная концепция общества. Теория флуктуации социокультурных суперсистем. Идеациональная, чувственная и интегральная суперсистемы. Единство трансцендентальных ценностей Истины, Красоты, Добра. Социокультурная методология. Социальная реальность и ее формы: чувственная, духовная и интегральная.

Предмет изучения – взаимодействие человека и общества на социокультурной основе. Понятие интегральной природы человека: физическая, биологическая природа; рационально-деятельностная, творческая. Человек – создатель социокультурной реальности, общества. Понятие социального действия. Роль культурных смыслов как побудителей социального поведения человека. Социокультурная концепция общества. Детерминирующая роль духовного начала.

Уровни общества: 1)высший – духовный смысл (язык, наука, религия, искусство, философия),2) материальный (экономика, политика, право); 3)социальный уровень (личности и социальные группы);4) регулятивные образцы поведения.

Единство трансцендентальных духовных ценностей: истины, добра, красоты, справедливости. Механизм реализации духовных начал в общество. Этапы и институты. Отставание человечества в реализации добра. Теория флуктуации. Социокультурная динамика общества. Ее отличие от теории прогресса, теории циклов. Исторические и духовно-нравственные особенности флуктуации социокультурных суперсистем: чувственной и идеациальной. 6 – 12 вв. – идеациальная суперсистема.16 – 29 вв. – чувственная суперсистема. Кризис чувственной суперсистемы в конце 20 в. Переход к интегральной суперсистеме. Высшие ценности каждой социокультурной суперсистемы. Циклы флуктуаций: дезинтеграция, кризис, мобилизация сил, новый социокультурный порядок. Закон позитивной и негативной поляризации. Закон социального иллюзионизма.

Методология социокультурного анализа, ее особенности. Методы анализа: рациональные и интуитивные.

Задачи социологии: рассматривать человека как инициатора социальных изменений, выявлять духовные смыслы социального действия, ценности, культурные особенности; выявлять совокупность социальных факторов поведения человека и его взаимодействия с обществом.

Литература, обязательная для изучения

1. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003.

2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. — М.: Политиздат, 1992. — 542, [1] с. — (Мыслители XX века. Редкол.: Т. И. Ойзерман (пред.) и др.)

3. Сорокин П. А. Система социологии — М.: Астрель, 2008. — 1003 с., [1] л. портр.; 22 см. — (Социальная мысль России)

4. П. Бурдье. Социальное пространство и символическая власть.

5. Бурдье П. - Структуры, habitus, практики.

6. http://lib.rin.ru/doc/i/79629p2.html.

7. Штомпка П. «Социология социальных изменений».—М.: Аспект Пресс, 1996.

Дополнительная литература:

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009.

2. Гидденс Э. Современность и самоидентичность// РЖ "Социология", 1994, сер.11, №2.

3. Giddens A. Power, the dialectic of control and class structuration // Social class and the devision of labour. Cambridge. Электронная версия: http://soclib.ru.

4. Гидденс Э. Новые правила социологического метода., 1976. cтр. 15 – 16. Современная социальная теория. Новосибирск. 1995г.

5. Бурдье П. ст. «Опыт рефлексивной социологии», «Теоретическая социология. Антология», Мск., 2002.

6. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд–во Новосибирского университета, 1995.

7. Ключникова Е.В. Три взгляда на проблему национального музыкального искусства. А: Социология науки http://mconf.blogspot.com/2007/11/blog-post_26.html.

8. Горюнова, Л. О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи : Дисс. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Саратов, 2004 181 с.

Методические требования к подготовке отчета по парадигмам в социологии

Каждый отчет должен раскрыть содержание теоретико-методологических положений персоналий с обязательным цитированием их трудов.

Структура отчета определена планом лекции. На ее основе подбирается материал из первоисточников для иллюстрации соответствующих положений.

Отчет по парадигме должен содержать грамотно оформленный научный аппарат, с использованием цитат первоисточников по персоналиям.

В отчет входит таблица сравнительного анализа по ключевым категориям различных социологов в рамках определенной парадигмы с последующими выводами сравнительного характера.

Основным методом изучения является сравнительный анализ теоретических положений. Специфика каждой социологической парадигмы должна быть показана на основе сопоставления теоретических подходов каждой парадигмы к рассмотрению таких ключевых положений анализа как:

· Социальная реальность

· Объект

· Предмет

· Метод

· Методология

· Понимание задач социолога

· Ключевые категории, разработанные социологом

· Теоретические концепции, разработанные социологом

· Задачи социологии

Каждый отчет завершается таблицей сравнительного анализапо основным методологическим положениям в рамках определенной парадигмы с последующим выявлением общего и особенного в понимании ключевых категорий; формулировкой выводов. Это важнейшая задача на пути подготовки преддипломного проекта, т.к. представляет собой квинтэссенцию проделанной работы, в концентрированной форме позволяющей выявить «остаточное» знание (см. приложение 1).

Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями, научный аппарат строго выверен, к отчету прилагается список использованной литературы. Особо строгие требования предъявляются к оформлению научного аппарата. Рекомендуется активно использовать первоисточники, грамотно оформляя ссылки на цитируемый или использованный материал. Сноски следует делать постранично. Список литературы прилагается по каждой парадигме отдельно. (Подробные методические указания к подготовке отчета по парадигме содержатся в методических пособиях по соответствующим парадигмам. В них также даны образцы составления отчета по парадигмам в социологии).

Методические требования к подготовке курсовой работы по парадигмам в социологии (по выбору студента)

В курсовой работе по конкретной парадигме необходимо последовательно раскрыть основные положения парадигмы, дать характеристику по каждому персоналию. Составить сводную таблицу по каждому положению (в каждой парадигме выделяется от 9 до 15 положений). В заключение оценить достоинства и недостатки парадигмы.

Необходимо по каждому представителю парадигмы дать следующий материал:

1. Биографическая справка. Хронологические рамки творчества. Основные труды.

2. Вклад социолога в парадигму. Разработанные ключевые категории и понятия.

3. Характеристика методологических подходов и методов социологического исследования и анализа.

4. Главный исследовательский вопрос.

5. Понимание объекта.

6. Понимание предмета.

7. Понимание социальности.

8. Основные теоретические концепции (в каждой парадигме свои особенности рассмотрения проблем общества, личности, социальных институтов, теории развития, социальной реальности. Об этом говорится в установочной лекции по парадигме).

9. Задачи социологии.

10. Оценка творческого вклада социолога в парадигму. Достоинства и недостатки его подходов.

Провести сравнительный анализ всех персоналией по вышеуказанным позициям в виде сводной таблицы. Найти сходные черты и различия в подходах к пониманию основных положений в рамках парадигмы.

Заключительный вывод по парадигме.Провести заключительный анализ достоинств и недостатков парадигмы.

Самой важной частью курсовой работы является раздел, посвященный раскрытию теоретико-методологических положений социологической парадигмы и возможностей ее использования для написания дипломной работы. Курсовая работа отличается от отчета глубоким изучением первоисточников и умением применить теоретико-методологические подходы к анализу ключевых категорий дипломной работы в рамках рассматриваемой парадигмы.

Для этого необходимо показать, как ключевая категория будущей дипломной работы рассматривается в трудах классиков данной парадигмы, раскрыть ее содержание. Необходимо понять смысл и логику теоретических и методологических подходов каждого из социологов и проявить социологическое воображение с тем, чтобы сформулировать теоретические гипотезы и поставить исследовательские задачи для подготовки выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа защищается с презентацией.

Требования к оформлению презентации к защите курсовой работы

Слайд 1.Титульный лист с указанием темы курсовой работы, Ф.И.О. студента, группы, год написания.

Слайд 2.Общая краткая информация о парадигме

Слайд 3.Тема дипломной работы, актуальность проблемы, цель, объект, предмет, ключевые категории

Слайды 4-8.Основные труды и теории социологов в рамках парадигмы (Общая характеристика)

Слайды 9-13.Рассмотреть теории, применимые для анализа ключевых категорий дипломной работы. Сформулировать гипотезы и задачи для дипломной работы, опираясь на анализируемые теории.

Слайды 14-15.Основные выводы.

Методические требования к подготовке преддипломного проекта

Преддипломный проект по социологии пишется студентами в 7 семестре. Работа над преддипломным проектом является важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы.

Конечная цель преддипломного проекта – разработать теоретико-методологические основы изучения выбранной темы дипломной работы на основе различных социологических парадигм.

Необходимым условием успешной работы над преддипломным проектом является предварительный выбор темы (в крайнем случае, направления) будущей дипломной работы .Определив тему дипломной работы, следует выделить и ключевые категории в рамках дипломной работы. Необходимо определиться с научным руководителем.

Важным аспектом изучения трудов социологов является умение студента актуализировать теоретико-методологические подходы каждой парадигмы применительно к теме дипломной работы. В связи с этим, основным содержанием преддипломного проекта является проведение парадигмального анализа ключевых категорий дипломной работы. Предстоит проработать ключевые категории дипломной работы в рамках каждой парадигмы, конкретно по персоналиям, сформулировать обобщающие выводы.

Выводдолжен содержать: широкий комплексный подход к рассмотрению темы дипломной работы на основе полипарадигмальной теоретико-методологической базы; отразить специфику рассмотрения ключевых категорий дипломной работы в контексте каждой парадигмы; формулировку гипотезы( подгипотез) дипломного исследования с ссылкой на конкретных социологов; постановку исследовательских задач. Это позволит будущему дипломнику определить границы своего исследования (т.е. предмет), сформулировать гипотезы и задачи, наметить способы и методы исследования опираясь на всесторонний, комплексный полипарадигмальный подход.

Таким образом будет достигнута основная цель преддипломного проекта – провести теоретико-методологическое обоснование исследования в рамках выпускной квалификационной работы.

Защита преддипломного проекта происходит на основе презентации.

Методические требования к оформлению презентации к защите преддипломного проекта

Слайд 1.Титульный лист с указанием темы преддипломного проекта, Ф,И.О. студента,

Слайд 2.Тема дипломной работы, актуальность проблемы, цель, объект, предмет, ключевые категории

Слайды 3-8.Основные труды и теории социологов в рамках парадигмы (Общая характеристика)

Слайды 9-13.Рассмотреть теории, применимые для анализа ключевых категорий дипломной работы. Применить научные теории к теме своей дипломной работы. Сформулировать гипотезы и задачи для дипломной работы, опираясь на анализируемые теории

Слайды 14-15. Основные выводы.



Приложение 1

Наши рекомендации