Тема 11. Качественное интервью
Лабораторно-полевая работа, 4 часа
Цель: формирование умений разработки вопросника для одной из разновидностей качественного интервью (биографического, автобиографического, глубинного, лейтмотивного, нарративного); освоение методики и техники проведения свободного интервью; формирование умений составления транскриптов интервью.
Описание занятия: на занятии прослушиваются записи 2-3 свободных интервью, выполненных в качестве домашнего задания. Разбираются положительные стороны и методические ошибки в работе.
Практическое задание, выполняется дома: выбрать вид качественного интервью; выбрать тему, сформулировать цели и задачи исследования; составить вопросник; провести интервью с респондентом; записать его на диктофон или аудиовидеокамеру; составить транскрип (стенограмму) интервью. Результаты работы представляются в виде: аудио- или аудиовидеозаписи интервью; текстового транскрипта интервью (компьютерный текст).
Оборудование:
1) Записывающие устройства (диктофон, камера).
2) Список тем для разработки вопросника и проведения интервью:
Распределение домашней работы между мужьями и женами;
Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе;
Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;
Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;
Межпоколенные отношения в семье;
Супружеские конфликты в семье;
Конфликты между родителями и детьми в семье;
Практики заботы о старшем поколении в современной семье;
День семьи: анализ каждодневных практик;
Выбор брачного партнера (ценности и практики молодежи).
Вопросы теории для повторения дома:
1. Характерные черты и особенности качественных интервью, их отличия от стандартизованного.
2. Виды качественных интервью, их особенности. Нарративное, лейтмотивное, глубинное, фокусированное, биографическое, диалоговое.
3. Вопросы в качественном интервью.
4. Процедура качественного интервью.
5. Методика и техника ведения беседы. Способы раскрытия темы, ее контроля и поддержания мотивации респондента.
6. Фиксация результатов интервью, транскрипт.
Основная литература:
Белановский С.А. Глубокое интервью. - М.: Никколо-М, 2001.
Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. Самара, 2002. - Ч.2, тема 3.
Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. - Самара, 2004. - Гл.6.1.
Квале С. Исследовательское интервью. Перевод с англ. - М., Смысл, 2003. - Гл.2,7,8,9.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.,1998 - С.103-107,115-123, Гл. 5, 6, 7.
Дополнительная литература:
Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006.
Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. - М.: Ин-т молодежи, 1991.
Троцюк И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. – М.: Изд-во РУДН, 2006.
Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. – СПб.: Алетейя, 2009.
Тема 12. Фокус-группа
лабораторная работа (моделирование метода), 4 часа
Цель занятия: формирование навыков разработки плана (гайда) фокус-групп; отработка процедуры проведения фокус-группы.
Описание работы:
1. За несколько недель до занятия формируется рабочая группа из 3-4-х студентов, которые готовят фокус- группу.
2. Проводится выбор темы, определение целей и задач исследования, подбор ведущего, его вхождение в проблему.
3. Рабочая группа составляет план беседы.
4. На занятии проводится фокус-группа. В качестве респондентов выступают 6-8 студентов группы. Остальные студенты являются наблюдателями, задача которых дать оценку проведенной фокус-группы.
5. После проведения фокус-группы проводится просмотр всей группой аудиовидеозаписи. Проводится общее обсуждение проделанной работы, выявление достоинств и недостатков, методических ошибок.
Оборудование и материалы:
1) Занятие проводится в специальной лаборатории или в подготовленной аудитории с размещением мест для респондентов кругом. Ведется аудиовидеозапись фокус-группы.
2) Список тем для разработки и проведения фокус-группы:
Распределение домашней работы между мужьями и женами;
Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе;
Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;
Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;
Межпоколенные отношения в семье;
Супружеские конфликты в семье;
Конфликты между родителями и детьми в семье;
Практики заботы о старшем поколении в современной семье;
День семьи: анализ каждодневных практик.
Выбор брачного партнера (ценности и практики студенческой молодежи).
Вопросы теории для повторения дома:
1. Область применения метода, достоинства и трудности. Виды фокус-групп.
2. Процедура фокус-групп.
3. Принципы формирования группы.
4. Процедура беседы. Основные приемы ведения беседы.
5. Модератор: его функции и необходимые качества.
6. Особенности обработки информации, полученной в фокус-группах.
Основная литература:
Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Изд-во Магистр, 1996.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 13, Приложение 6.
Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. Уч. пос. - М.: Издат. центр «Академия», 2003.
Дополнительная литература:
Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006. - С.222-240.
Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. - М.: Ин-т молодежи, 1991.