Парадоксы российской социологии
Парадокс первый: свобода — есть, но социологии как социального института — нет
В 1994 г. я участвовала в конференции, посвященной двадцатипятилетию Ленинградской социологической школы. Слушая доклады В.А. Ядова, В.Н. Шубкина, Б.М. Фирсова, А.Н. Алек-
сеева и других авторитетных российских социологов, я обнаружила фундаментальный парадокс. Они столь ярко живописали тогдашнюю социологию, что показалось, будто ее состояние в советские времена было блестящим. По их мнению, социология просвещала общество, разоблачала идеологические мифы, готовила будущую демократизацию. Из их выступлений вырисовывалась картина мощного научного направления, которое играло в обществе весьма заметную роль. С другой стороны, известно, что именно в 70—80-е гг., когда расцвела ядовская школа, ведущие социологи СССР оценивали положение социологии весьма критически. И вот через 10 лет выяснилось, что на самом деле тогда был расцвет. То, что современники оценивали пессимистически, потомки переоценили. По их мнению, в эпоху СССР социология переживала свой золотой век!
Каковы корни этой переоценки, как и почему она возникла? Причина одна — сравнение с нынешним временем. Как оказалось, на фоне нынешнего состояния социологической науки ее состояние в эпоху СССР стало выглядеть не только не трагично, но даже оптимистично. Участники конференции вспоминали царивший в 60—80-е гг. дух творчества, глубокие результаты, увлеченность работой, крупные научные школы, межрегиональные контакты, социологические экспедиции и т.д.
Не надумано ли все это? Ведь в СССР была цензура, был партийный и кегебистский контроль за мыслями, был запрет на изучение основных проблем общества, власти и собственности, не говоря уже о десятках конкретных тем, начиная от стратификации и кончая сексом.
Что показывает сравнение современной социологии с советской? По сравнению с советской эпохой сегодня у нас есть неоспоримые преимущества: 1) свобода организации любых исследований; 2) свобода международных связей; 3) свобода высказывания любых научных идей и концепций; 4) свобода использования и сбора любой информации. Однако кроме свободы, нужны еще базовые институциональные условия, которые позволяют эту свободу реализовать. К их числу нужно отнести по крайней мере семь: 1) существование научных организаций и (или) крупных научных коллективов; 2) «живое», функционирующее научное сообщество (на макро- и микроуровнях) как социальная среда для творчества, социальный механизм, необходимый для повышения качества и накопления научных знаний; 3) нормальное воспроизводство научных кадров; 4) внутренний социальный заказ — спрос на исследования со стороны государства, ведомств, хозяйственных и других организаций, причастных к управлению экономикой и культурой; 5) стимулы и мотивы для проведения исследований; 6) развитые научные контакты с другими научными организациями как внутри страны, так и за рубежом; 7) методологические предпосылки для проведения крупных исследований — таких, как национальная выборка населения, общедоступные банки информации по основным проблемам страны, доступ к временным рядам и др.
Если сопоставить состояние социологической науки в СССР и в постсоветский период по этим семи институциональным условиям, придем к парадоксальному выводу: в СССР социология была социальным институтом, а в постсоветскую эпоху перестала им быть. Хотя социологические организации и коллективы находились под сильным идеологическим контролем, их функционирование не теряло своего институционального характера.
Масштабы исследований были значительными, межнаучные контакты — тесными, обмен результатами (межрегиональные и отраслевые научные и научно-практические конференции, семинары) был нормой.
Конечно, идеология исследователей была разной — от прокоммунистической до диссидентской, но профессиональные нормы работы в сфере эмпирических исследований были довольно стандартизированными. И, главное (о чем мы тогда не задумывались), как диссидентствующие, так и прокоммунистические социологи были ориентированы на анализ и решение проблем страны.
Именно в условиях тоталитаризма и огосударствленной экономики в начале 60-х гг. стали возникать и сформировались крупные, продуктивно работавшие научные коллективы, выполнявшие значительную социальную функцию, так или иначе связанную с народно-хозяйственными задачами. Социология тех лет была макросоциологией. Это выражалось в анализе крупных проблем — таких, как межрегиональные различия в условиях жизни населения, сельско-городского различия, социальные проблемы в отраслях народного хозяйства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.).
Выполнялись крупные исследовательские проекты динамического характера: проект «Человек и его работа» в Ленинграде продолжался 12 лет (1965-1977); проект «Таганрог— 1,2иЗ»— 14 лет (1975—1989); проект «Методология системного изучения советской деревни» в Новосибирске — 15лет(1967-1982).
Именно в советскую эпоху появились стимулы для серьезного изучения социальных проблем. В 60—70-е гг. в социологию шли математики, инженеры, кибернетики, лингвисты, юристы, историки, педагоги, врачи, руководители предприятий. Приходили люди, искренне желавшие понять устройство общества, его трудности и проблемы и, главное, стремившиеся практически участвовать в решении этих проблем.
Именно в советское время сформировалась методология исследований, основанная не только на опросах общественного мнения, но и на «поведенческих» проектах, касающихся миграции, ориентации и поведения в сфере труда, в личном подсобном хозяйстве, в жилищном вопросе. Изучались конкретные категории населения (например, потенциальные мигранты, владельцы личных подсобных хозяйств и т.п.). Их мнения о ситуации соотносились сданными об их намерениях и действиях, с госстатистикой.
Советская социология продуктивно работала на промышленных и других предприятиях, решала социальные проблемы многих трудовых коллективов страны. Разработанная социологами методология социального планирования безусловно была полезной как с принципиальной стороны (как форма заботы об интересах работников), так и в практическом смысле. Социальное планирование усиливало стимулы к труду, улучшало обстановку на предприятиях, помогало управлять коллективами.
Институциональный характер советской социологии бесспорен. Не менее бесспорно и то, что сегодня свой институциональный характер российская социология утратила.
Парадокс второй: свобода есть, а углубления исследований — нет
Сегодня крупные научные коллективы распались на мелкие и мельчайшие группы, работающие, как правило, по западным проектам. Соответ-
ственно, произошла «дисперсификация» научного сообщества в целом. Сократился приток научной молодежи, а следовательно, приостановилось воспроизводство профессионалов. Практически не проводятся крупномасштабные и долгосрочные исследования, социологи ориентируются не на социальные нужды и проблемы страны, а на западные заказы. Ухудшилась технология исследований (за исключением отдельных крупных проектов, финансируемых западными организациями).
Советское общество социологи знали. Понимая его фундаментальные дефекты, хотя и не имея возможности изучать их, писать о них, социологи делали то, что разрешалось. Но все-таки они изучали общество достаточно глубоко и масштабно. Нынешнее российское общество социологи изучают фрагментарно,поверхностно.
Каков баланс приобретений и потерь? С одной стороны, перестройка и последующие реформы сняли идеологические запреты. Нет цензуры, нет идеологического контроля, изучать можно все. Можно проводить любые исследования за рубежом, сотрудничать с любыми партиями, придерживаться любой идеологии. Можно самостоятельно искать заказчиков, иметь дело с кем хочешь, кого найдешь — от министерств до преступного мира. Можно издавать любые книги, любые журналы, любые газеты. Можно ездить куда желаешь. Можно развивать любую западную теорию, создавать любые социологические организации. И при этом — никаких требований к науке со стороны государства, по существу, не предъявляется.
В результате облик социологии существенно изменился. В жизнь вошли опросы общественного мнения. Возникли десятки новых социологических центров. Расширились контакты с западными учеными, стали нормой совместные исследования. Стали разнообразнее, интереснее научные публикации.
Вроде бы новая эпоха продвинула социологию вперед. Но, расширив свободу, социальные изменения привели к фактическому сужению фронта науки.
Избавившись от идеологического заказа советских властей, социологи изучают то, что нужно за рубежом. А там чаще всего нужны не долгосрочные проблемы, а рейтинги политиков и, конечно, анализ спроса на продаваемые в России западные товары. В результате мы изучаем рынок жвачек, но не изучаем положение российской школы и российских больниц.
Во-вторых, на место существовавших во времена СССР больших научных коллективов пришли маленькие группки, «завязанные» на западного заказчика. Ушли в прошлое крупные научные темы, основанные на межрегиональных исследованиях. Не проводится и межрегиональных и тематических конференций по основным проблемам развития страны. По существу, утрачена традиция изучения макросоциологических проблем производства и труда.
В-третьих, сокращение финансирования науки привело к прерыванию начавшегося в 60—80-е гг. воспроизводства кадров. В социологию не только не приходят новые поколения, но, напротив, она лишилась молодежи, которая начинала научную карьеру. Социологов 30—40-летнего возраста очень мало. Выпускники вузов в науку не идут. А это значит, что накопленные традиции утрачиваются.
В-четвертых, размываются нормы научной деятельности, прежде всего принцип открытости информации. Именно это делает науку социальным институтом, обслуживающим потребности общества. Но о какой открытос-
ти может идти речь, если группы социологов конкурируют за заказчиков? Напротив, теперь все исследования — если не «эксклюзив» западных спонсоров, то как минимум — коммерческая тайна. В результате данные, получаемые разными исследователями на одних и тех же объектах, чаще всего не только не сопоставляются, не обобщаются, не накапливаются, но просто не показываются «посторонним».
В-пятых, свернута практика полевых исследований, в частности экспедиционные методы. В СССР существовали научные коллективы, для которых социологические экспедиции были если не главным, то важнейшим методом работы. На этом стояла Новосибирская школа. Сегодня крайне редким стал сбор информации непосредственно на изучаемых объектах. Не случайно социология отождествляется с «опросами общественного мнения». Но обследование общественного мнения — это особое направление работы, а не универсальный метод для изучения социальных проблем страны.
Парадокс третий: социологи боролись за смену власти, но новая власть устраняет социологию
Как изменилось положение социологии в обществе, каковы ее взаимоотношения с властью? Сегодня есть четыре класса социологов: 1) «придворные» — аналитические центры при властных структурах: Президенте, Правительстве, министерствах, силовых ведомствах и др.; 2) «рыночные» — центры опросов общественного мнения; 3) социологи, работающие на западные фирмы; 4) академические — остатки научных организаций.
В целом отношение власти к социологии осталось тем же самым: серьезные исследования, касающиеся наиболее сложных социальных проблем страны, ее мало интересуют. Но теперь у власти возник свой особый интерес — рейтинги политиков и, реже, поддержка или осуждение «народом» тех или иных политических и экономических решений. Хотя, как и раньше, никаких практических выводов власть не делает. Достаточно вспомнить: общественное мнение было против войны в Чечне, а война шла два года.
Зависимость социальных исследований от власти не только сохранилась, но стала сильнее. Власть приватизировала социологию. Сегодня каждая ветвь власти создала «при себе» аналитические центры, службы общественного мнения. Хотя существуют десятки НИИ,занимающихся этими же проблемами. Это создает парадоксальную ситуацию: цифр добывается много, а обобщений нет. Зато цифры напрямую используются в политической борьбе.
На положении социологии сильно сказывается прагматизм власти: важно то и только то, что можно продать сегодня. Знания, которые касаются не текущего момента, а продолжительного периода времени, не покупаются. Поэтому кажется, что фундаментальные исследования не нужны. Политический прагматизм порождает два следствия: делается ненужным долгосрочный прогноз и тем более ненужной оказывается социальная теория. Но краткосрочные обследования не позволяют разобраться в сложных проблемах современности.
Парадокс четвертый: свобода есть, а социальной теории нет
Прорисовывается еще один парадокс: западные деньги — работают, а западные теории — нет. Дело в том, что социология — национальна: в разных
национальных обществах проблемы иоблик общества разные. Поэтому западные теории среднего уровня, например теория политики, теория среднего класса, «слепленные» с западного общества, годятся только в качестве общей схемы, требуют конкретизации. С конкретизацией не получается. Мы деньги западные берем, а в западное научное сообщество войти не можем. Поэтому нас и используют как сборщиков информации, а не как коллег. Весьма показателен пример Е. Гайдара: проведя рыночную реформу на основе западных моделей рынка, но при полном игнорировании специфики российского общества, он не получил ожидаемого результата.
Парадокс пятый: социологи боролись за рынок, но рынок устраняет социологию
Как показала постсоветская история, после распада СССР социология утратила те завоевания, которые приобрела в советское время, при диктатуре ЦК КПСС. Надежды на ее бурное развитие, которое имела советская интеллигенция, не оправдались. Ожидания в адрес социологии, из которых исходила интеллигенция в 80-е гг., были идеализированными, утопическими. Действительно, в те годы нам казалось, что выводы и рекомендации социологов откроют глаза властям, что власть будет становиться умнее. И чем умнее будет власть — тем больше мы будем знать об обществе. И тем лучше будет становиться оно само. Не менее утопической была и вера в созидательную роль свободы. На деле оказалось, что все намного сложнее. Не было учтено, к примеру, что в условиях свободы общество станет «теневым» и поэтому изучать его станет невозможно. Оказалось, что свобода породила такое общество, такую власть и такую экономику, которые вымывают социологию.
Парадокс шестой: социологическое образование — есть, а специальности — нет
Социологическая специальность — не просто умение собирать и обрабатывать информацию, а искусство анализа социальных процессов. Социологи — это мыслители, которые открывают в обществе то, чего «простые люди» не видят. И тем самым помогают понять происходящее. Поэтому специальность «социолог» не может быть массовой. Тысячи крупных мыслителей никому не нужны.
В СССР все получилось наоборот. Когда социология была, наконец, признана, социологов стали выпускать сотнями. Ею заменили научный коммунизм. Произошла профанация социологии как науки и как специальности.
Есть ли спрос на социологов? Если под социологами иметь в виду специалистов по анализу социальных процессов и массовых форм поведения, то спроса на таких специалистов нет. Есть спрос на маркетологов, изучающих ситуацию на рынках, интервьюеров, занимающихся опросами. Для сбора такого рода информации вполне достаточно иметь десять классов образования. Я, конечно, немного утрирую: пригласив десятиклассников для участия в опросе, их надо два-три года поучить. Но обучаться социологии пять лет для такой работы не нужно.
Вообще-то Россия — сверхпроблемная страна. Поэтому, если говорить о спросе на социологов, очевидно: потенциальный спрос на социологов в России огромный. Но он не осознан ни обществом, ни государством. Поэтому
реальных рабочих мест под эту специальность сегодня нет. Под видом социологов из вузов выпускают тех, кого может принять рынок — маркетологов, специалистов по рекламе или просто людей, которые могут работать на компьютере.
В СССР спрос на социологов обеспечивало государство. Государство распределяло выпускников нате рабочие места, где они в той или иной степени могли использовать полученные знания. Практически во всех министерствах и на предприятиях существовали социологические службы, отделы социального планирования. Это обеспечивало стабильные рабочие места для социологов. Можно было считать, что профессия социолога стабильна.
Второй канал занятости социологов по специальности — научные учреждения. Вузы могли оставлять талантливую молодежь для научной работы в качестве аспирантов и ассистентов. Например, в Сибирском отделении АН СССР действовала система отбора отличников для пополнения научных кадров. Парадокс, но в условиях застоя готовились кадры глубоких аналитиков, настоящих ученых.
Сейчас модно говорить о необходимости «стыковки» науки и высшего образования. Создаются НИИ при учебных заведениях (например, в Академии народного хозяйства, в Высшей школе экономики), учебные центры при академических институтах (Российский центр гуманитарного образования). Но эти организационные формы не решают основной проблемы: для проведения исследований нужны деньги. Поэтому студентов учат... без поля, без социологической практики.
В России судьбы социологической науки и социологического образования оказатись разными. Пик социологического образования был достигнут в 1988 г., когда было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. После этого была открыта «зеленая улица» для социологических факультетов. Что касается социологической науки, то в этот период в ней шел противоположный процесс.
Сегодня социологию преподают даже в кулинарных техникумах. Возникло очевидное противоречие: прием огромный, но теоретической базы образования нет, рабочих мест — тоже нет. Поэтому социологическое образование оказалось фиктивным, номинальным.
Переход России к рынку породил новый критерий обучения в вузах — не возможность использования полученной специальности в данной стране, а наличие людей, которые могут заплатить за обучение.
Многие родители рассуждают еще проще: в вузе молодежь взрослеет. А чему они там 5 лет учатся или не учатся вообще — это не имеет значения. Время работает на молодежь, социализирует ее.
Сокращенно по источнику: Рывкина Р. В. Парадоксы российской социологии // Социологический журнал. 1997. №4. С. 197—208.
В. Шляпентох