Основные школы российской социологии.

Предсоциология в России. Славянофилы и западники о "проекте Россия". Л.И. Мечников и географическая школа социологии. Освоение водной среды как фактор развития общества. А.И. Стронин и натуралистическое направление. П.А. Кропоткин и социал-дарвинизм. Субъективная школа российской социологии. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский и антипозитивизм. Роль субъективного, личностного фактора в развитии общества. Психологическая школа. Плюралистическая концепция М.М. Ковалевского. Интегральная социология П.А. Сорокина. Советский этап в развитии социологии. Современное состояние социологических исследований.

Современные социологические теории.

Полипарадигмальный характер современной социологии. Интеллектуальная социология П. Бурдье. Понятия социального пространства, социального поля, социального и иных капиталов. Ю. Хабермас и концепция двух социальных миров. Теория коммуникативного действия. Д. Белл об индустриальном и постиндустриальном обществе. П. Штомка и развитие теории социальной и культурной травмы. М. Кастельс и концепция информационного общества. Горизонтальные связи в сетевом обществе. Изменение структуры общества, необходимость нового осмысления этого ключевого социологического понятия. Социологический постмодернизм. Ж. Деррида и Ж. Бодрияр.

Раздел 3. Проблемы отраслевой социологии

Предметное поле социологии управления.

Объект и предмет социологии управления. Связь социологии управления с теорией управления, теорией организаций, другими отраслями социального знания. Сущность социологического подхода к управлению в различных типах обществ. Понятийный аппарат социологии управления. Классификации обществ и социального управления. Понятие, структура и функции социального управления. Сущность социального управления, его трактовка П. Друкером, А. Файолем. Субъект и объект социального управления, его цели и классификация задач. Уровни социального управления, его модели. Субординация, координация.

Становление и развитие социологии управления.

Социальное управление в доиндустриальный период. Основные школы зарубежной социально управленческой мысли Нового и Новейшего времени. Школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа. Управленческие концепции У. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо, М. П. Фоллета. Теории социального партнерства и соучастия в управлении. Развитие социологии управления в России. Организационно-технические концепции А.А. Богданова и А.К. Гастева. Социальная школа П.М. Керженцева. Исследования в 1960-1980 годах: В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Б. А. Грушин, А. И. Кравченко.

Основные закономерности и принципы социального управления.

Основные закономерности социального управления. Законы необходимого разнообразия, специализации и интеграции управления, экономии времени, интеллектуализации управленческого труда. Основные следствия и применение законов управления. Понятие глобальной цели управления. Доктрина и миссия социального управления. Главные принципы социального управления. Специфичные и общие принципы. Научность управления; мотивация управленческого труда; сочетание отраслевого и территориального управления обществом в целом; гуманизм и нравственность в управлении; персональная ответственность управленческих кадров. Основные методы социального управления. Социальные; социально-психологические; экономические; организационно-административные методы и их содержание.

Организационная культура.

Понятие организационной культуры и ее основные элементы. Признаки организационной культуры. Миссия, базовая цель и кодекс поведения как элементы организационной культуры. Типология организационной культуры. Факторные модели ценностей в организации. Индивидуализм - коллективизм; большая дистанция от власти - малая дистанция; сильное стремление избежать неопределенности - слабое стремление; маскулинизация - феминизация. Стиль управления и роль руководителя в формировании организационной культуры. Г.М. Андреева о трех традиционных стилях управления. Т. Коно о современных стилях управления. Рационально-инновационное и интуитивно-инновационное стили.

Наши рекомендации