Сущность и структура грауна-теории

Большая ошибка — теоретизировать до того, как собраны данные...

Шерлок Холмс

Эпиграф из книги К. Дойла о знаменитом сыщике появился здесь не слу­чайно. Он выражает самую суть качественной методологии и искусство тео­ретизировать, сформированное ее приверженцами.

Граунд-теория — это основной носитель и одновременно организатор теоретического знания в качественной методологии. Она получила свое на­звание благодаря тому, что она как бы вырастала непосредственно из «зем­ли» или «почвы», а лучше сказать — рождалась в ходе проведения полевого исследования, на самом объекте, в процессе общения с людьми или наблю­дения за их поведением. Подобно художнику, социолог творил свою теорию на виду у всех, пробуя и отвергая множество версий, уточняя и редактируя их в зависимости от ситуации и обстоятельств. В этом смысле качественная теория является «заземленной» («grounded»).

Термин «grounded theory» впервые появился в работе Бэрни Гласера и Ан-сельма Страусса12 «Открытие граунд-теории: стратегия качественного иссле­дования»13 (1967). Именно их авторитетный Оксфордский словарь социоло­гии называет пионерами граунд-теории. ее научными родителями14.

В те годы, а это середина 1960-х гг., оба ученых работали в Калифорний­ском университете, где получили грант для руководства исследовательским проектом изучения тяжело больных пациентов в одном из госпиталей. По­левое исследование, а это было именно оно — в отличие от социологическо­го опроса, ради которого ученый на короткое время посещает цех, квартиру или офис, — очень длительное и трудное, позволило получить богатейший эмпирический материал и создать оригинальную методику исследования. Позже оказалось, что Б. Гласер и А. Страусе совершили настоящее научное открытие — создали новый тип научной методологии, принципы и основ­ные штрихи которой, возможно, угадывали либо описывали представители

12 В отечественной литературе можно встретить самые разные транскрипции двух фамилий, а имен­но: а) Глейзер, Глезер; б) Стросс, Страус, Страусе, Штраусе.

" Glaser B.G., Strauss A.L. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Chicago: Aldine, 1967.

14 Oxford Dictionary of Sociology/Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998. P. 265.

так называемой гуманистической социологии за полвека до них. Но одно дело угадать, предвидеть, указать, совсем другое — создать рабочий инструмент, его структуру, характер, принципы действия, сферу применения, достоин­ства и недостатки, наконец, написать учебник, популяризирующий новую методологию15. Б. ГласеруиА. Страуссу удалось все это сделать и воспитать несколько поколений молодых приверженцев нового метода. Вместе со стар­шим поколением, т.е. представителями понимающей социологии, символи­ческого интеракционизма и даже философии прагматизма, качественная методология предстает сегодня мощной и весьма уважаемой научной тради­цией, теоретические корни которой восходят в началу XX в., эмпирическое рождение приходится на середину 1960-х гг., а расцвет и повсеместное ув­лечение — на конец XX и начало XXI в.

Союз двух ученых оказался на редкость удачным. Ансельм Страусе — выпускник Чикагского университета, который, как известно, является ро­доначальником качественных исследований и накопил в этой области огром­ный опыт. А. Страусе формировался под влиянием идей Роберта Парка, Уильяма Томаса, Джона Дьюи, Дж. Мида, Эверетта Хьюза и Герберта Блу-мера. Высокая культура полевого исследования, впитанная им, предполага­ла, что получить интересные факты можно только в полевом исследовании, а не в библиотеке или кабинете, что хорошая теория вырастает из фактов, что ученый должен вживаться в ситуацию и быть ее активным участником. Все это нашло отражение на страницах учебников и монографий, посвященных качественной социологии.

Врезка

X. Беккер

Однажды в Чикагском университете

Когда я был студентом знаменитого Чикагского университета, преподаватели нас мучили кон­цептуальными вопросами. В аспирантуре моим консультантом, а затем партнером по исследо­ваниям стал Эверетт Хьюз — ученик Роберта Парка, основателя Чикагской социологической школы. Хьюз не любил абстрактную теорию и рекомендовал учиться социологическому мыш­лению прежде всего у немцев, в частности у Ге­орга Зиммеля — учителя Р. Парка. Однажды группа студентов сгрудилась вокруг него после окончания лекции и все допытывалась: что дума­ет мэтр по поводу научной теории? Хьюз повер­нулся к ним и сердито спросил: «Теория чего?» Он был уверен, что существуют теории этничес­кой группы, расы и организации труда, но зверя под именем «Теория вообще» на свете нет. Создавая теорию, Хьюз просто конкретизировал исходные понятия. Иногда на подобное занятие у него уходила приличная статья. Так, в частно-

сти, случилось с термином «этническая группа». Он определил ее очень конкретно: это такая группа, которая отличается от другой этничес­кой группы своей религией, физическими харак­теристиками, языком, обычаями, институтами и культурными чертами. Перечисляя признаки этнической группы, Хьюз оказался неспособным подняться на ступеньку выше по линии обобще-

сущность и структура грауна-теории - student2.ru

ния и указать на такие обобщенные свойства, которые отличают этническую группу от других типов групп, неэтнических. Источник: Becker H. Tricks of the Trade: How to Think about Your Research While You're Doing It // http://www.press.uchicago.edu/Misc/Chicago/ 041247.html

15 Авторы новой методологии подчеркивали, что она только кажется весьма простым делом. На ее изучение потребуется минимум 1,5 года. Постичь это искусство очень сложно, не имея большого жизненного (социального) опыта (Glaser B.G. The Grounded Theory Perspective: Conceptualization Contrasted with Description // http://www.groundedtheory.com/socl4.html).

В противоположность ему Бэрни Глезер получил подготовку в Колум­бийском университете и испытал влияние П. Лазарсфельда, одного из ос­нователей количественной методологии. Для Колумбийского университе­та характерен акцент на развитии математических методов в эмпирическом исследовании, основательная проработка формальной, сциентистеки ори­ентированной теории. Воспитанный в подобных традициях, Б. Глезер пре­вратил качественный анализ в хорошо продуманную, эксплицитно сфор­мулированную и систематизированную стратегию научного поиска, подра­зумевающего кодирование, проверку гипотез, рожденных во время исследовательского процесса, обоснование выборки исследования и мно­гие другие процедуры, которые приближают по уровню научной строгости качественную методологию к количественной.

Новая методология возникла у Б. Гласера и А. Страусса как альтернатива традиционному академическому исследованию, требующему выдвижения и проверки гипотез, технологии верификации, количественного анализа дан­ных, хорошего знания основ математической статистики. Образно говоря, оно являлось весьма эффективным на широких просторах, колхозном поле, но совершенно не годилось для тонкой работы на огороде или отдельной грядке. Здесь лучше подходили глубинное интервью, анализ отдельных слу­чаев (кейс стади), длительное погружение в жизненную ситуацию, анализ ус­тных историй, биографический метод, этнографическое исследование.

В противоположность формальным или абстрактным теориям, создавае­мым в рамках количественной методологии, дедуктивно выводимым по оп­ределенным логическим правилам, содержащим гипотезы, которые нужно проверять опытом, граунд-теория вырастает из наблюдения конкретных фактов, воображения исследователя, выдвигающего по ходу исследования все новые идеи. Понятия, создаваемые творческим воображением ученого, Гла-сер и Страусе называют сензитивными, т.е. чувственными, интуитивными, а метод конструирования понятий или теоретизирования именуют аналити­ческой индукцией16.

Много позже А. Страусе и Дж. Корбин17 попытались систематизировать свои идеи о сущности и структуре граунд-теории, выделив три уровня ана­лиза (они же — стадии построения теории) в качественном исследовании: 1) представление данных без интерпретации и обобщения, т.е. рассказ уча­стников о своих жизненных историях; 2) создание полноценного (богато­го фактурой) и правдоподобного описательного нарратива, который дает ученому полевое исследование, появляющихся здесь же транскриптов18 ин­тервью и интерпретаций, сделанных исследователем; 3) построение теории, используя высокий уровень абстракции и интепретации.

Отвечая на вопрос: «Что такое обоснованная теория?», А. Страусе и Дж. Корбин пишут в своей монографии (сейчас ее можно прочитать и по-русски): «Обоснованная теория — это теория, которая индуктивно выводит­ся из изучения феномена, который она представляет. То есть она создается,

16 Oxford Dictionary of Sociology/Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998. P. 265-266.

17 Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research: Grounded Theory Procedures and Techniques. L.:Sage, 1990.

18 Так на профессиональном жаргоне именуют нерасшифрованные и необработанные записи живогоразговора ученого с интервьюируемым.

развивается и верифицируется в разных условиях путем систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену. Таким обра­зом, сбор данных, анализ и теория находятся во взаимной связи друг к дру­гу. Нельзя начинать с теории, а затем доказывать ее. Скорее начинают с об­ласти исследования, и все, что имеет отношение к этой области, имеет шанс проявиться»19.

Сказать, что граунд-теория представляет собой совокупность индуктив­но выведенных прямо из материалов полевого исследования (в том числе высказываний информантов) обобщений, еще не значит дать полное пред­ставление об этом уникальном явлении в мире научной методологии.

Круг определений граунд-теории, высказанных ее авторами и последо­вателями, довольно широк. Приведем только главные.

Итак, граунд-теория— это:

♦ Общий метод сравнительного анализа20.

♦ Общая методология, регулирующая сбор субстантивных (сущностных, качественных) данных ради выведения на их основе индуктивной тео­рии21.

♦ Качественный подход, используемый для анализа социальных процес­сов, ограниченных рамками межличностного взаимодействия22.

♦ Научный подход, основанный на идее, что группа или группы людей имеют специфические социально-психологические проблемы, которые не всегда могут быть артикулированы23.

♦ Это форма полевого исследования, которая позволяет применять по­шаговые процедуры для сбора и анализа данных об индивидуальных (специфичных) явлениях24.

♦ Самокорректирующийся метод; набор концептуальных гипотез25.

♦ Индуктивно выводимая изданных полевого исследования отдельных явлений теория. Она создается путем прямого и возвратного движения от фактов к обобщениям, верифицируется только предварительно26.

♦ Основанная на понятийных индикаторах модель, которая руководит концептуальным кодированием совокупности эмпирических индика­торов27.

♦ Теория-наблюдение, или субстантивная теория, создающая не статис­тический, а сущностный образ изучаемого явления28.

19 Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры итехники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 20—21.

20 GlaserB.G. and Strauss A. L. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Aldine,1967. P. 1.

21 Glaser B.G. Emergence vs. Forcing: Basics of Grounded Theory Analysis. Sociology Press, 1992. P. 16.

22 Siegel P.H. A Comment on the Application of Grounded Theory to Accounting Research // http://hsb.baylor.edu/html/davisc/abo/reporter/summer95/siegel.htm

23 Glaser В., Strauss A. The Discovery of Grounded Theory. Chicago: Aldine, 1967.

24 Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Newbury Park, Ca: Sage, 1990.

25 GlaserB.G. Doing Grounded Theory: Issues and Discussions. Sociology Press, 1998. P. 3, 150.

26 Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Newbury Park, Ca: Sage, 1990.

27 Glaser B.G. Doing Grounded Theory: Issues and Discussions. Sociology Press, 1998. P. 62.

28 Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Newbury Park, Ca: Sage, 1990.

♦ Попытка понять человеческие действия с позиций индивида, включен­ного в них29.

♦ Применение усовершенствованной версии методики количественно­го анализа данных П. Лазарсфельда30.

♦ Субстантивная теория, которая прекрасно дополняет количественные теории среднего ранга, расширяя сферу их действия, сужая разрыв меж­дутеорией, исследованием и практикой31.

С методологической точки зрения природа граунд-теории двойственна: с одной стороны, она индуктивная, потому что выводится из данных наблю­дения, а с другой стороны — дедуктивная, поскольку содержит общие прин­ципы, которые могут быть подвергнуты эмпирической проверке32.

Изложив в своей первой работе основные компоненты граунд-теории (постоянное сравнение, теоретическая выборка, процедуры кодификации и др.), Б. Гласер и А. Страусе в последующих произведениях углубили и рас­ширили трактовку нового типа теоретизирования. При этом внимание уде­лялось не столько детализированию поэлементной структуры новой теории, сколько теоретико-методологическому и даже эпистемологическому сравне­нию качественной и количественной методологии33.

Сторонники Гласера и Страусса после каждого исследования создают свою теорию, подходящую только к этому конкретному случаю, охваты­вающую всю полноту обстановки, многочисленные нюансы и т.д. Такие граунд-теории принципиально отличаются от гранд-теорий, создаваемых чисто дедуктивно и охватывающих большие миры — отличаются не толь­ко камерностью, но и неповторимостью. Над расширением и приложени­ем гранд-теории ко множеству похожих ситуаций трудятся десятки и сот­ни людей, иногда целые школы и даже страны. Вспомним хотя бы такую гранд-теорию, как марксизм. У марксизма были многочисленные после­дователи не только в СССР, но и в США. Знаменитый исследователь со­циальной структуры и стратификации Эрик Райт создавал свою концеп­цию как некоторое продолжение гранд-теории классов К. Маркса, о чем всякий раз не забывал сообщать. Эмпирическую верификацию своей тео­рии он провел в десятке разных стран. Трудно себе представить, что А. Пи-кард34, создавший, по его собственным заявлениям, граунд-теорию на основе эмпирического исследования «Цифровая информация — источник обучения молодежи», где ему пришлось использовать глубинное интер­вью и кейс стади, рассчитывает получить апробацию в международным исследовании или надеется, что его теорию будут проверять и использо­вать десятки независимых экспертов. Автор откровенно формулирует свою цель: генерировать теорию, которая полностью была бы заземлена (grounded) в конкретные данные.

"' Glaser B.G. Doing Grounded Theory: Issues and Discussions. Sociology Press, 1998. P. 115.

Glaser B.G. Gerund Grounded Theory: The Basic Social Process Dissertation. Sociology Press, 1996.

P. 120.

Siegel P.H. A Comment on the Application of Grounded Theory to Accounting Research // http://

hsb.baylor.edu/html/davisc/abo/reporter/summer95/siegel.htm. 12 Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Newbury Park, Ca: Sage, 1990.

Glaser B.G. Basics of grounded theory analysis. Mill Valley, CA: Sociology Press, 1992.

Pickard AJ. The impact of access to electronic and digital information resources on learning opportunities

for young people: a grounded theory approach // http://informationr.net/ir/4-2/isic/pickard.html

5S7

Даже отцы граунд-теории, Б. Гласер и А. Страусе, считали свое детище теорией случая, а не какой-то универсальной конструкцией наподобие тео­рии относительности, применимой во всех уголках вселенной. Их концеп­ция должна вырастать из этих фактов, всегда быть готовой объяснить эти' факты, т.е. быть релевантной этим фактам, свидетельствовать об этих фак­тах, обслуживать эти факты35.

Но не только на эти факты заземлена граунд-теория. Она, кроме того, за­землена на конкретного автора, создана им и может быть, по большому сче­ту, понята только им. Б. Гласер настаивает на том, что всякому, кто собира­ется иметь дело с качественной методологией, нужно изобретать свой соб­ственный рецепт измерения явлений, которые он собирается изучать36.

Образно выражаясь, гранд-теория — это мама всех детей на свете, напро­тив, граунд-теория — мать только для своих детей. Качественная методоло­гия — глубоко семейная, интимная, камерная исследовательская методоло­гия. Она не ставит своей целью любить весь мир и всех страждущих, посколь­ку, как выражался Л. Толстой, такая любовь абстрактна. Она любит очень конкретно и весьма эгоистично — только своих и только знакомых. Если и дальше проводить художественную аналогию, то придется отметить, что аб­страктная любовь ко всему человечеству — это любовь отчужденная, любовь ко всем и ни к кому конкретно. Этим грешит формализованная теория, со­здаваемая в рамках количественной методологии. В используемые ею про­позиции можно вставить какие угодно конкретные ситуации, и она их все опишет. Но лишь в самых общих чертах. А любовь к своему ребенку конк­ретная — теплая, полная жизненной силы и вместе с тем очень индивиду­альная и эгоистичная.

Врезка

Наши рекомендации