Происхождение и история воззрений на категории
Слово «категория» имеет два значения — широкое (философское) и узкое (техническое). Если вас интересует все многообразие оттенков и смыслов, вкладываемыхв это слово самыми разными людьми, не только учеными, но и практиками, можно воспользоваться какой-нибудь поисковой системой в Интернете, которая выдаст более 40 тыс. сайтов. В них вы обнаружите такие выражения и сочетания, как: продажа недвижимости высшей категории, категории товаров, категории фотографий или открыток, категории болезней, весовая категория в спорте, категория сложности туристического маршрута, категории обслуживания, категории государственных должностей, категории граждан, нуждающихся в социальной защите, возрастные категории спортсменов, квалификационные категории педагогических работников и т.д.
Лингвисты говорят о таких категориях, как вид, время, залог, наклонение, род, число, падеж. У Л.В. Щербы1 в число грамматических категорий включены: прилагательные, существительные, междометия, служебные сло-
(ерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. С. 77—100.
ва, имена собственные и нарицательные, имена отвлеченные и конкретные и др. В концептивной лингвистике используется термин «понятийные категории». В социологии можно встретить выражение «категория холостых людей».
Таково узкотехническое или служебное употребление слова «категория». Оно подразумевает определенное множество объектов, выделенных по некоторому признаку: междометия собираются в единую группу по одному признаку, а холостые люди — по другому.
В широком значении «категория» обозначает высшую форму понятийного мышления, самое широкое и богатое по своему содержанию понятие. Это такой абстрактный конструкт, который включает в себя не просто множество схожих по своим признакам объектов, а многоуровневую иерархию понятий. Таким образом, в узком смысле слово «категория» объединяет горизонтальное множество объектов, имеющих одинаковую степень абстрактности (все междометия), а в широком — вертикальную иерархию понятий, когда из более общих понятий логически выводятся более конкретные.
В отечественной и зарубежной социологии «категория» употребляется в обоих своих значениях — узком и широком, т.е. в классификационном и обобщающем.
Слово «категория» (от греч. kategoria) состоит из двух частей: приставки «ката» (вниз, на, за) и «эрейн» (говорить). Их сочетание означает «говорить против, обвинять». В античности глагол «категорео» подразумевал не только обыденное «порицание», но и совершенно абстрактные действия; обнаруживать, показывать, высказывать, утверждать. Аристотель употреблял его в логико-философском смысле, предпочитая, правда, краткую запись формы глагола — «категорий». Выражение «категоричный» вполне соответствует изначальному смыслу термина и подразумевает «высказывающий обвинение», «резко и решительно настаивающий на чем-то». У Демокрита он обозначал даже «ответственный за что-либо».
Обратившись к античным временам и доказав метафизические истоки категорий, М. Хайдеггер как никто другой в современной философии глубоко проанализировал этимологию слова «категория». По-гречески kategoria — обвинение, осуждение, приговор— словом, обличительная речь, в которой выставлена на вид суть дела. На почве этого языкового значения вырастает дофилософское значение категорий как таких «называющих слов», в которых схвачено существо вещи2. Первоначально они служили инструментом классификации, с их помощью происходило деление сущего на классы, роды и всевозможные разряды. Лишь позже категории признаются в качестве онтологических экспликатов того, что в этом определении предшествующим образом уже сказалось.
Категории в философии и социологии представляют наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Они возникли как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.
По мнению выдающегося знатока древнегреческой философии А.Ф. Лосева, каждая философская категория представлена в истории бесчисленным
Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 84.
количеством едва заметных оттенков, и для каждого вполне раздельного и прерывного скачка необходимы десятки, если не сотни лет непрерывного и на первый взгляд едва заметного, едва раздельного развития. Огромный шаг вперед в этом направлении сделала эпоха античности, которая вместо мифологии создала мыслительную систему абстрактных категорий3.
В античности категории выступали в виде исходных принципов, неких первоначал мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, категории приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Главенствующей категорией у Аристотеля оказывается oysia (чтойность, что-бытия), как первостепенный онтологический предикат, в то время как все остальные категории отражают ее состав4. Аристотелевский список категорий выведен из состава возможных предикаций любого сущего5. Например, о человеке можно сказать, что он есть некое что или сущность, длиною в три локтя, белый, боль-
~м.: Лосев А.Ф. История античной философии. М.: ЧеРо, 1998.
2м.: Борисов В.Н. О смысле категории «oysia» в философии Аристотеля // Вестн. Самарского гос.
™-та. 1996. № 1. С. 5-16.
3азинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http://
vww.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/PubI/razin_l.htm
ше (чем другие), на площади или в Ликее, в прошлом году, сидит, обут, режет, его режут. Его категориальная система господствовала в течение нескольких веков — абсолютный рекорд среди научных долгожителей.
Аристотель называл категории «родами сказываемого» о сущем. «Роды сказываемого» соответствуют родам бытия. Именно под этой рубрикой «родов сказывания» Аристотель вводит в трактате «Категории» свой знаменитый список, считывая его с лексико-грамматических структур греческого языка. Кант, правда, предлагает выводить список категорий из «таблицы суждений»6, но это не меняет общего с Аристотелем понимания категорий как непонятийных форм мышления. У Канта категории выступают прежде всего как логические формы связи суждений, которые лишь затем осознаются в качестве основополагающих философских понятий7.
В классической философии категории трактуются как предельные определения действительности, которые в качестве таковых выступают предельными основаниями всего относящегося к ним знания о мире, являются своего рода «ядрами» понимания, основными единицами мышления, «узловыми пунктами» в сети всевозможных определений действительности8. В таком качестве они служат базовым орудием рационального мышления, а поскольку рационализм — отличительная черта философии Нового времени, то мно-
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
Разинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http:// www.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/Publ/razin_l.htm
Борисов В.Н. Категориальное знание: гносеологическая природа, формы, способы функционирования // Категориальные основания научного познания: Межвуз. сб. науч. ст. Куйбышев: Изд-во ^ Куйбышевского университета, 1988.
Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 85—86. Там же. С. 85.
гие европейские мыслители тратили время только на то, чтобы составить исчерпывающий перечень категорий, который с максимальной полнотой способен был охватить все стороны бытия и мышления.
В Новое время мыслители как бы решили посостязаться с Аристотелем предложив собственные варианты. Так, И. Кант рассматривал категории как априорные формы рассудка. Они только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. В кантовском реестре числилось немало категорий: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Его система, как и у Аристотеля (к идеям которого прибегали в 1980-е гг. самые выдающиеся западные физики-теоретики), охватывает наиболее важные стороны человеческого мышления и во многом сохраняет свое значение до настоящего времени.
Огромным вкладом в становление теоретического мышления явилась система категорий Г. Гегеля, названная диалектической. Она, как и у его великих предшественников, охватывала все на свете: мышление, природу, общество, искусство, науки, дух, историю. К числу логических категорий, подотряду универсальных категорий, у Гегеля относились: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причем в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), поня-
тие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель, считающийся вторым после Платона великим диалектиком, показал развитие, взаимосвязь и взаимопереходы категорий. Категории играли у него всеми цветами радуги, переливались друг в друга, сходились и расходились, создавая немыслимую мозаику, которую невозможно повторить даже сегодня, используя самые современные компьютерные технологии. И неудивительно: на языке категорий с миром разговаривал Бог (Абсолютный дух).
Дело Гегеля поддержал только, пожалуй, патриарх социологии конфликтов Карл Маркс. Он приложил категориальную систему к политэкономии и в результате создал самую совершенную, логически очень сложную и, как оказалось позже, неэффективную для практики социальную теорию. Однако до сих пор ей не перестают удивляться, и она питает новыми идеями тысячи мыслителей со всех концов света. Именно на Марксе категориальная мысль человечества иссякла, ибо после него уже никто не посягал на создание нового готического собора. Философы во всех странах предпочитали разбираться в интимных подробностях человеческого бытия, оторвав взор от величественных небес.
Так, представители экзистенциализма убеждены, что любая категория, которой пользуется человек в своем мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для этого направления крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы ее выражения в понятиях и символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося «очеловечить» категории, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести категории к простым терминам формальной логики и понятиям специальных областей научного знания.
Б7
Поддержать гегельянско-марксистскую линию на развитие категорий пытались во второй половине XX в. советские философы, но очень неудачно. Позже они признавались, что лучше бы они этого не делали. В одном отношении их усилия не пропали даром. Отечественные социальные и гуманитарные дисциплины до сих пор пропитаны категориальными устремлениями. Иногда это приносит пользу, поскольку возвышает конкретные суждения до уровня философских обобщений, а иногда несет с собой и явный вред, поскольку вынуждает подменять точный анализ реальных событий пустыми разговорами о всеобщем и сущностном.
Как бы то ни было, но русская культура, как во многом и европейская, в гораздо большей степени тяготеет к философско-категориальному строю мышления, причем в его лучшем понимании, чем очень заземленная и весьма прагматичная американская мысль. Естественно, что общекультурные условия наложили свой отпечаток и на отечественную социологию: она более теоретична, менее точна и экспериментальна, более глобальна в своих выводах и ближе расположена к фронту гуманитарного знания.
Категории выступают идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. В отличие от общих понятий конкретных областей знания, которые играют методологическую роль лишь в определенной сфере мышления, категории пронизывают собой всю ткань научного мышления. Категории выступают в роли «мерки» умопостигаемого объекта, логического средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эта-
лоны, с помощью которых осмысливается все богатство чувственной непосредственности (А.Г. Спиркин).
Именно категории человеческого мышления — показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историческую эпоху. Недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря категориям единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение категорий студентом является необходимым условием формирования его способности теоретического мышления.
Система категорий строится на основе единства логического и исторического. Последовательное развертывание категорий философии должно в сокращенном виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры человеческого мышления, идущего от простого к сложному. Категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы.
КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Кирпичиками, из которых строится научная теория и теоретическая модель предмета исследования, выступают категории, понятия и термины. Они образуют основу того языка, на котором с эмпирическим миром разговаривает мир теоретический. Этот язык состоит из общенаучных понятий и специальных терминов, совокупность которых принято называть терминологией, или тезаурусом, а в среде ученых его называют научным жаргоном. С его помощью ученые общаются между собой и пишут научные статьи. Социологическая терминология включает в себя общие понятия и специальные термины.
Общенаучные понятияпредставляют собой такие языковые формы (категории, понятия, термины, словосочетания), которые употребляют представители всех отраслевых направлений социологии. К ним относятся понятия общества, социализации, культуры, социальной проблемы, социального факта, семьи, социального института, социальной организации, социальной группы и некоторые другие. Общенаучные понятия подразделяются на две группы — общие понятия (категории) и частные понятия (понятия). Так, «общество» и «личность» входят в состав категорий, а «социальная группа» — в состав понятий. Общие понятия социологии применяются во всех ее разделах, отраслях и направлениях. Они описывают общество в целом либо важнейшие его сферы и институты. Эти универсалии проникли в социологию из философии либо из других несоциологических наук.
Специальные терминывключают те языковые формы (понятия, формулы, словосочетания), которые употребляют в одной отрасли социологии и не употребляют (или употребляют редко) в другой. Например, в демографии используются такие специальные термины, как «сальдо миграции», «потенциальная и реальная миграция», «отток и приток населения», «прирост населения», «повозрастные коэффициенты смертности», «уровень рождаемости», «маятниковая миграция», в исследованиях бюджетов времени — «баланс времени населения», «недельный фонд свободного времени», «средние затраты времени» и т.п.
В9
Итак, термины — связующее звено между эмпирической схемой объекта исследования и теоретической моделью предмета исследования. Термин — это двуликий Янус: одной стороной он смотрит на теорию, другой — на инструментарий. У него двойственная природа. Он представляет единство абстрактного иконкретного начал. Выступает переходным мостиком из мира категорий и понятий в мир формулировок анкетных вопросов. Первые — его родители. Вторые — его дети. Два-три вопроса расшифровывают один термин. Если на формулировки вы выводите не термины, а понятия, которые суть более абстрактная субстанция, вам может не хватить одного-двух вопросов, а понадобиться целая батарея их.
Категории, понятия и термины образуют главные семантические единицы теоретического знания.Они выражают три различных уровня, или степени обобщения, теоретического знания и расположены в убывающем по степени абстрактности и внутренней полноты порядке. Самые абстрактные, но вместе с тем и самые богатые содержанием это категории.Они включают в себя множество понятий. Категории составляют общетеоретический и теоретико-философский уровень научного знания. Понятиянаходятся как бы внутри категорий, они состоят из множества терминов и относятся к частно-теоретическому уровню знания. Термины— элементарные кирпичики знания. Они структурно просты. Как правило, термины имеют одно четкое определение и поэтому внутри себя уже не из чего не состоят. Это конечная точка расщепления научного знания.
Если посмотреть на рис. 34, то мы увидим, что основные компоненты научного знания расположены в иерархическом порядке сверху вниз от наи-
более общих и богатых содержанием до наиболее конкретных и бедных содержанием. Другая особенность рис. 34 состоит в том, что на нем изображены объемы трех типов компонент, иными словами, количество охватываемых ими объектов более низкого уровня. Термин распространяется на одно-два явления действительности, понятие охватывает целый класс явлений и описывающих их терминов. Категория охватывает самый широкий, скажем так, всемирно-исторический класс явлений и описывающих их понятий. «Термин — это понятие, обозначающее Какой-либо объект или группу объектов для тех или иных научных целей. Терминами могут быть обозначены не только объекты, которые можно видеть... Связь терминов с идеализированными объектами может быть установлена посредством приписывания смысла термину... Каждая новая фундаментальная теория вводит новые термины, которые не существовали в предыдущих теориях» п.
Категории, как мы выяснили, представляют фундаментальную систему знания в любой науке. В педагогике к ним относятся, в частности, воспитание, развитие, обучение, образование, формирование, личность. С течением времени их содержание постоянно уточнялось, в отечественную педагогику входят, а точнее, возвращаются, такие понятия, как «социализация», «индивидуальность» и др.
К обобщающему пониманию категории склоняются сегодня не только отечественные, но и зарубежные социологи. Так, например, Н. Пэндит12 считает, что граунд-теорию, основу качественной социологии, составляют три базовых единицы: понятия (concepts), категории (categories) и пропозиции (propositions). Понятия — это базисные элементы концептуаль-
Грибанов Н.И. Проблема соизмеримости теорий в научном познании // http://www.ssu.samara.ru/ i2research/phiIosophy/journal5/8.html Pandit N.R. The Creation of Theory: A Recent Application of the Grounded Theory Method // The qualitative Report. 1996. Vol. 2. № 4 (December) (http://www.nova.edu/ssss/QR/QR2-4/pandit.html).
Рис. 34. Соотношение объемов и иерархия основных компонент научного знания
ного анализа, т.е. осмысления проблемы в терминах теории, но никак не метод анализа данных, где применяются таблицы, графики и т.п. Дж. Кор-бин и А. Страусе утверждают13, что социологическая теория ни в коей мере не выводится прямо изданных наблюдения или опроса. Наблюдение или опрос, пусть и языком цифр, говорят о неких событиях и явлениях, происходящих в социальной реальности — событиях, которым ученый присваивает «концептуальное имя», т.е. понятие. К примеру, ежедневное бритье, одевание или прогулка — это конкретные понятия, описывающие конкретные события. А вот категории, по мнению тех же американских социологов, специалистов в области качественной методологии, обладают более высоким теоретическим статусом. Категории — это собирательное название или обобщающая форма для ряда понятий, отображающих сходные явления и события. Категории, а не отдельные понятия, выступают ключевыми точками роста социологической теории14. Конкретные события, скажем, прогулка, посещение театра, чтение газеты, зафиксированные соответствующими понятиями, обобщаются в категорию «отдых» или «рекреация».
Третий элемент социологической теории (в данном случае — качественной теории или, выражаясь точнее, граунд-теории15) составляют пропозиции, которые связывают два понятия либо понятие и категорию в некую логическую форму, каждый элемент которой может принимать ряд цифровых значений16. В принятой нами классификации третьим элементом выступают термины, которые в отличие от понятий принимают одно, а не множество значений.
эгЫп J., Strauss A. Grounded theory research: Procedures, canons, and evaluative criteria // Qualitative
•ciology. 1990. № 13. P. 7.
id.
граунд-теории см. подробнее в гл. 6.
rauss A., Corbin J. Basics of qualitative research: Grounded theory procedures and techniques. L.: Sage,
Категории, понятия и термины — это разные виды абстрактных объектов. Абстрактный объект или концепт — это любое сингулярное (от лат. singularis — отдельный, одиночный) теоретическое образование. Несингулярное теоретическое образование — это высказывание, состоящее из нескольких терминов или понятий, например утверждение «Все вороны черные». Сингулярное теоретическое образование — это отдельное слово «ворона».
В таком случае термином называется любое сингулярное теоретическое образование, или любой абстрактный объект, имеющий, как правило, одно четко определенное значение. Пример: увольнение, коллективный договор, прогул, совмещение профессий, переход на другую работу. Понятие — это сингулярное теоретическое образование, имеющее некоторую совокупность значений, каждое из которых выражается собственным термином. «В отличие от термина понятие представляет собой определенный мысленный образ, в котором зафиксированы существенные признаки изучаемого объекта или группы объектов... Понятие связано с теорией, в структуре которой оно функционирует, что проявляется, в частности, уже в процессе его "конструирования". Понятие является единственным средством введения абстрактных и идеализированных объектов в теорию, а также средством установления значения терминов. Язык научной теории, термины, посредством которых он работает, должны быть в идеале однозначно определены, так как язык должен обладать свойством однородности. Теория, в свою очередь, выраженная в системе понятий, определяет конкретное содержание каждого понятия... под содержанием понятия имеется в виду совокупность признаков, благодаря которым в понятии обобщаются объекты или группы объектов... Основные признаки и составляют логическое содержание теории... Объем понятия предполагает класс объектов, обобщаемых в понятии»17.
Понятия состоят из терминов, а не наоборот. Примеры понятий: «вертикальная мобильность», «горизонтальная мобильность», «карьера», «статус», «роль», «социализация». Перечислим некоторые понятия и докажем, что они состоят из терминов. Возьмем пример: горизонтальная мобильность. Она представляет собой вид социальной мобильности, т.е. в качестве одного из понятий входит в состав категории социальная мобильность. В свою очередь, горизонтальная мобильность состоит из следующих видов, каждый из которых выражается собственным термином:
♦ перемещения из города в город;
♦ перемещения из города в село;
♦ перемещения из села в город;
♦ перемещения из села в село;
♦ перемещения из страны в страну, а это:
♦ туризм;
♦ эмиграция;
._ ♦ иммиграция.
Грибанов Н.И. Проблема соизмеримости теорий в научном познании // http://www.ssu.samara.ru/ research/philosophy/journal5/8.html
Горизонтальной мобильностью называется перемещение индивида из одной социальной группы в другую, не подразумевающее изменение статуса по вертикали. Таким образом, мы видим, что понятие «горизонтальная мобильность» есть совокупность нескольких терминов. Обозначим процесс вхождения менее общих сингулярных образований в более общие следующей формулой: пТерминов э пПонятий э Категория,
где э — вхождение и равенство нескольких элементов меньшей общности в элемент большей общности, п — некоторое количество конкретных элементов меньшей общности.
Формула читается так: несколько терминов входят в одно понятие и их сумма равна объему понятия, а несколько понятий входят в категорию и их сумма равна объему категории.
Высший уровень обобщения научных знаний — категории — это: 1) наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Например материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.; 2) абстрактный объект или сингулярное теоретическое образование самого высокого уровня обобщения. А самый высокий уровень — философский. Вот почему говорят, что в любой категории содержится значительный элемент философского познания. Отсюда следует, что все категории, которые мы применяем в социологии, имеют еще и философское основание.
Категории можно всегда адресовать вопрос, который в своей время задавал И. Кант: «А как это возможно?» Как возможна личность? Как возможно общество? Как возможна культура? К понятиям такого вопроса поставить нельзя, а тем более к терминам.
Мы вправе утверждать, что любое понятие, которое нельзя назвать философским, не может быть отнесено к категориям. Так, например, личность изучают социологи, философы и психологи, но каждый под своим углом. Однако как бы ни различались подходы психологов и социологов на своем, частнотеоретическом уровне, они сходны на философском, общетеоретическом уровне, ибо и психологи, и социологи понимают сущность личности так же, как понимают ее философы. Вопрос о сущности категорий всегда решается только в рамках философии, а вот вопрос о конкретно-социальных или конкретно-психологических проявлениях этой сущности решается уже в рамках социальных наук и отраслевых дисциплин.
Вопрос о разграничении сущности, содержании и функции трех элементов теоретического знания представляет исключительный интерес для социолога, проводящего эмпирическое исследование. Когда мы поступаем с категорией так же, как с понятием или термином, неизбежно возникают серьезные методологические ошибки. К примеру, вы оперируете понятием «социальная мобильность», но при операционализации ограничиваетесь единственным признаком — перемещением рабочих с одного предприятия на другое или продвижением человека по должностной лестнице. В таком случае вы просто подменили понятие термином, а не раскрыли его содержание. В результате на эмпирической стадии вы опросили рабочих или «карьеристов», но теоретические выводы распространили на все группы населе-
ния, которых касается социальная мобильность. К примеру, низкая квалификация может явиться барьером на пути перемещения рабочей силы (текучести кадров), но этот фактор нельзя интерпретировать как барьер на пути социальной мобильности, поскольку он не универсален для всех видов социальной мобильности.