Пятиуровневая иерархия социологического знания
Необходимость удлинения иерархической цепочки знания в социологии, выделение в нем не трех, а пяти уровней обусловлена рядом весьма серьезных обстоятельств. Первое из них связано с методологическим требованием полноты охвата объекта исследования. Методолог изучает не выборочные, а все типы и уровни знаний. В трехуровневой теории Мертона куда-то выпали два исключительно важных типа и одновременно уровня социологического знания — научная картина мира и прикладные исследования. Первая связана с общефилософскими основаниями социологии, вторые описывают связь науки с практикой. Пирамида социологического знания оголилась — ее вершину и основание, что называется, «обглодали». При трех этажах социология выглядит явно неполной системой знания.
Второе обстоятельство связано с эталоном подражания. На кого или на что следует ориентироваться при построении иерархии социологического знания? Выбор, на наш взгляд, невелик. С одной стороны, имеется явно устаревшая и не отвечающая нынешним реалиям концепция Р. Мертона, с другой — весьма плодотворная и современная концепция В. Степина. Первый — социолог, но западный, второй — философ, но отечественный. Мер-тон создавал свою модель для социологии, Степин — для физики. Казалось бы, приоритет должен быть отдан первому, но дело обстоит не так просто. Мертон создавал свою модель на примере незрелой по строгим научным меркам дисциплины, а Степин за основу брал самую фундаментальную науку, которая всегда выступала и выступает до сих пор эталоном и мерилом всего на свете. Лучшие умы человечества, если судить хотя бы по числу лауреатов Нобелевской премии, сосредоточены именно здесь — в фундаментальной физике и в ее прикладных областях.
Прежде чем рассматривать проблему дальше, сделаем одну важную оговорку. Выбор эталона пал на Степина5 не потому, что он умнее других методологов или лучше разбирается в вопросе, но потому, что именно его концепция объясняет иерархическую структуру знания. Такие серьезные методологи, как Карнап, Поппер, Кун, Фейрабенд, Зеттеберг или Лакатос, работали не с вертикально-интегрированной (позаимствуем этот новомодный термин из менеджмента) структурой научного знания, которая единственно нас вданный момент интересует, ас горизонтальной системой, с тем, что, пользуясь теми же новообразованиями, именуют сетевыми и матричными организациями. Иными словами, у них речь идет о научных революциях, ядре и периферии исследовательской программы, верификации и фальсификации теорий, решении головоломок и преодолении аномалий, кризи-
Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
се и нормальном развитии теории, дедуктивно-генетических и индуктивных способах выведения научного знания.
В. Степин рассматривает не пять, а три этажа физического знания. Объясняется это двумя обстоятельствами: во-первых, он поставил целью проанализировать только теоретическое знание, не касаясь эмпирических исследований (они представлены в теоретическом слое физики так называемыми эмпирическими схемами объекта исследования); во-вторых, из поля зрения выпали прикладные исследования, которые в социологии составляют органическую часть самой науки, а в физике они давно уже вышли за ее рамки как фундаментальной науки, превратившись в самостоятельные отрасли знания, например в теплотехнику.
В результате, дополнив звенья, выпавшие при анализе физического знания, и обобщив сказанное выше, мы получим, во-первых, правильный эталон для подражания, а именно физику, во-вторых, пять, а не три уровня научного знания. Теперь перейдем собственно к социологии и рассмотрим внешний вид социологической пирамиды (рис. 31).
Верхний, пятый, этаж — это научная картина мира (философские предпосылки), четвертый — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, третий — частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.
Второй этаж пирамиды представлен эмпирическими исследованиями — сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.
Рис. 31. Иерархия уровней социологического знания 442
Нижний этаж — это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.
Четыре верхних уровня социологического здания представляют фундаментальную социологию, а нижний уровень — прикладную.
Три верхних уровня в пятиэтажном здании социологии занимает теоретическое знание», а два нижних принято именовать общим названием — «эмпирическое знание» (в данном случае слово «эмпирия» понимается в широком значении как опытное знание, неважно, получено оно за счет выборочного исследования или прикладного внедрения).
На уровне эмпирических исследований мы подходим к такому важному вопросу, как тематическое, проблемное поле науки. Что это такое? Это совокупность всех эмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретное время. Если в стране более 10 или 20 тыс. социологов и каждый занимается своей узкой темой, то общее тематическое поле социологии представляет собой сшитое из разных лоскутков одеяло. Где-то его плотность выше, а где-то ниже. Это означает, что некоторые темы, например удовлетворенность трудом, проработаны очень подробно и тщательно, а другие — весьма поверхностно. По одним темам проведены десятки и сотни исследований, по другим — единицы. Но даже и в насыщенных секторах науки, если присмотреться внимательнее, неизученных проблем более чем достаточно. Когда составляется перечень всех исследований, например, по адаптации (в советское время их было проведено около 30), то обнаруживается их структурная неполнота.
Во-первых, подавляющее большинство исследований посвящены производственной и трудовой адаптации, мало затрагивают или не затрагивают вообще другие ее виды, во-вторых, изучены только временные, пространственные и психологические аспекты адаптации, но оставлены без внимания ее структурные характеристики. К примеру, так и осталось невыясненным, какие группы лучше адаптируются, а какие — хуже, из каких элементов состоит социальная адаптация, повышается или снижается уровень адаптации в кризисные периоды по сравнению со стабильными временами, от каких социальных характеристик (класса, пола, возраста, профессии и др.) адаптация зависит больше, в каких по численности (малых, средних или крупных) коллективах ее уровень выше и т.д.
Прикладные исследования — самый приземленный уровень социологии. Это совокупность частных исследований, как правило, монообъектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и, иногда, их внедрением. Прикладные исследования — это исследования местных событий. Цель прикладного исследования — не описание социальной реальности, а ее изменение. Для этого важно знать инструменты прикладной социологии, ее цели и задачи. Если социолог будет изучать, например, динамику ценностных ориентации у работников предприятия при помощи методов фундаментальных исследований, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, не рассуждают в этих
категориях, они говорят совершенно другим языком. Перед практиком, в отличие от академического ученого, стоят совершенно другие проблемы.
В первой четверти XX в. демография, гуманистическая социология и социальная психология были включены в программу социологических факультетов университетов США в качестве прикладной социологии, хотя относились не к ее ядру, а к периферии, так как считались пограничными науками. В состав прикладной социологии входили также такие разделы, как: а) социальное планирование; б) диагностика и решение социальных проблем. Человеческая или гуманистическая экология занималась вопросами организации коммун, разделением труда, социальной стратификацией (прежде всего изучением бедных и маргиналов), социальными последствиями развития промышленной техники и технологии. Прикладная социология включает в себя традиционные области — криминологию, подростковую преступность (и более поздние области), умственное здоровье, социальную геронтологию, бедность. Сегодня выход на практические рекомендации можно найти во всех основных исследовательских областях американской социологии.
В СССР прикладная социология чаще всего ассоциировалась с развитием заводской социологии. Более 40 лет прошло с тех пор, как в нашей стране начали действовать первые социологические и психологические службы, занимавшиеся прикладными исследованиями в промышленности (при Пермском телефонном заводе, ленинградских объединениях ЛОМО и «Светлана», львовском «Электроне» и московском «Красном пролетарии» и др.). Сегодня это многочисленный отряд специалистов, вооруженных последними достижениями науки и техники. От простейших планов социального развития, которые социологи составляли в 1960-е гг., они перешли к использованию сложнейших программно-целевых методов планирования и многоступенчатым системам социального управления. Прогностические разработки, прогрессивные нормативы и социальные технологии стали непременным условием принятия эффективных управленческих решений. Главная цель деятельности практического специалиста, будь то социолог, психолог или экономист, — это не получение нового знания и не изучение фундаментальных закономерностей (что является прерогативой академического ученого), а внедрение практических рекомендаций, социальная реконструкция, нововведения. Такие ориентиры лучше всего отвечают требованиям развития научно-технического прогресса, технологическому перевооружению и реконструкции производства. Специалист-практик применяет такие методы, как психодиагностика или групповой тренинг, пользуется хронометражем или моделирует конкретную экономическую ситуацию.
Выделенные пять уровней знания (каждый уровень одновременно означает самостоятельный тип знания) различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий. Общий вид пятиуровневой структуры знаний выражается пирамидой, помещенной в декартову систему координат (рис. 32).
По степени обобщенности самой абстрактной выступает научная картина мира, а самым конкретным знанием становится прикладное исследование, адресованное одному объекту и нацеленное на решение данной ситуации, проблемы или задачи.
По степени распространенности знания самый редкий тип — научная картина мира (НКМ), которых в каждой социальной науке наберется всего несколько6. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Эмпирических исследований проведено уже многие тысячи. Но еще больше осуществлено прикладных исследований на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. Большинство нигде не фиксируется, в научные статьи их результаты не облекаются, и единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.
Как уже говорилось, эмпирические и прикладные исследования — это разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить:
1. Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, прикладывают их к конкретному объекту.
2. Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным, оно проводится на одном объекте (одно предприятие).
Рис. 32. Пирамида уровней и типов научного знания 6 Подробнее о научной картине мира рассказано в следующей главе.
Для практических специалистов академическими учеными разрабатываются стандартные анкеты и стандартные инструменты, такие, как тест Кэ-телла. Он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели: оценка личных и деловых качеств сотрудников. Никаких новых знаний для науки при этом не добывается, новые знания получает только администрация и только о своих сотрудниках.
Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в ней присутствуют разнокачественные уровни — теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение цикла теоретического познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания.
В этом разделе мы подробно рассмотрим содержание, структуру и функции теоретического знания, которое включает научные картины мира, категориальное знание, общие и частные теории, научные гипотезы.
НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ
И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
Самый верхний уровень теоретического знания, связанный с научной картиной мира, еще не является собственно социологическим. Поскольку он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное для всех наук значение, его правильнее относить к философии. Наука с самого начала испытывала сильнейшее влияние философских принципов и положений. Их ценность и эвристическая значимость для развития научного знания признается сегодня всеми.
ЧТО ТАКОЕ КАРТИНА МИРА?
Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.
«Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Такую "стыковку" обеспечивают философские основания науки. В их состав входят наряду с обосновывающими постулатами также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно направляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются
для обоснования полученных результатов — новых онтологии и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом философские основания науки гетерогенны. Они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности»1.
Философия стремится построить картину мира, эксплицируя и развивая смыслы универсалий культуры в форме философских категорий. При этом она не только схематизирует образы мира, представленные смыслами категорий культуры, но и постоянно изобретает новые нестандартные представления, выходящие за рамки этих образов2. Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная и постоянно развивающаяся система всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся в определенную историческую эпоху. Но именно благодаря механизму упрощения и схематизации картина мира выделяет из бесконечного многообразия именно те сущностные связи реального мира, которые составляют основную цель и задачу науки3.
Философское знание — феноменология, позитивизм, неокантианство, марксизм, функциональный структурализм — определяет основу научной картины мира в социологии. Какой философской традиции придерживается социология в данной стране, такова и ее научная картина мира.
Понятия «картина мира», «образ мира», «модели мира» активно используются для осмысления процессов современного познания, в том числе познания художественного4. В свое время А. Эйнштейн писал, что «художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему», занимаются «созданием простой и ясной картины мира»5. Отправной точкой часто служит интерпретация «картины мира» у М. Хайдеггера как образа сущего, в котором возникает и самораскрывается присутствие человека6. Позиция человека по отношению к миру понимается как мировоззрение. Анализируя понятие «картина мира», М. Вебер полагал, что «не интересы (материальные и идеальные), не идеи непосредственно господствуют над
'тепин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники // http://philosophy.ru/library/ it/OO.html
'.тепин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 195. амже. С. 184-292.
Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М.: Изд-во АН СССР, 1961; Кузнецова Л.Ф. Картина мира ее функции в научном познании. Минск, 1984; Казютинский В.В., Степин B.C. Междисципли-арный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. № 4. '. 31—42; Алтухов В. Философия многомерного мира // Общественные науки и современность. 992. № 1. С. 15-27; Казин А.Л. Образ мира: Искусство в культуре XX века. СПб.: ВНИИИ, 1991; атракова СП. Образ мира в живописи XX века // Мировое древо. Arbor mundi. 1992. № 1. С. 82— 10; Хольтхузен И. Модели мира в литературе русского авангарда // Вопросы литературы. 1992. ып. III. С. 150—160; Мириманов В. Искусство и миф: Центральный образ картины мира. М.: Со-исие, 1997.
йнштейн А. Собр. науч. тр.: В 4 т. М.: Наука, 1967. Т. 4. С. 40.
айдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М.: Республика, 1993.
поведением человека, но: картины мира которые создавались идеями". Они, как стрелочники, очень часто определяли пути, по которым динамика интересов продвигала дальше (человеческое) действие»7. «Картины мира» могут восприниматься в качестве системы координат, позволяющей определять основные направления жизнедеятельности человека, его важнейшие цели, определять отношение человека к миру. По мнению В.М. Диановой, Вебер выделил три самые общие типа, три способа отношения к «миру», заключающие в себе соответствующую установку, предопределяющую направленность жизнедеятельности людей. Первый из них он сопрягает с конфуцианским и даосистским типами религиозно-философских воззрений, получившими распространение в Китае, второй — с индуистским и буддистским, распространенными в Индии, третий — с иудаистским и христианским, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе (а впоследствии и на Американском континенте). Первый из них Вебер определил как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром8.
Картина мира может складываться из научного (парадигмального) и вне-научного (мифологического, религиозного, утопического, художественного) знания. Согласно И. Лакатосу, в картине мира может быть не одна, а одновременно несколько научных парадигм9. В философии постмодернизма картина мира включает в себя как научное, так и вненаучное знания10, куда относят мифы, легенды, искусство, астрологию, вымыслы, утопию, мистику.
Претендуя на синтез науки и философии, ставшая особенно популярной в последнее время синергетика, выдвигающая своей задачей познание общих закономерностей процессов самоорганизации социальных и природных систем, заявляет о создании неклассической картины мира. В русле синерге-тического подхода происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц — кирпичиков материи — в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов11. В нашей стране проблемами синергетики занимается многочисленная группа ученых: В.Н. Аршинов, В.В. Ва-силькова, Ю.А. Данилов, М.С. Каган, СП. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов, В.Ю. Крылов, СП. Капица, Г.Г. Малинецкий, А.В. Родин, В.В. Тарасенко, В.П. Бранскийидр.
7 Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. 1. Tubingen, J. С. В. Mohr (Paul Siebeck),1986. S. 252.
8 Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000.
9 Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
10 Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М.:Политиздат, 1990; Романовская Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 23—36; Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления.СПб.: РХГИ, 1999.
Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980; Пригожий И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986; Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994; Новое в синергетике: Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука, 1996; Онтология и эпистемология синергетики: Сб. ст. М.: Ин-т философии РАН, 1997; Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Введение в синергетику. М.: Наука, 1990; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3-20; Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.