Организация социологического
ЗНАНИЯ
Мезкдисциплинарная матрица социологии
Родственный круг: антропологические дисциплины
Внутридисциплинарная матрица социологии
Родной круг: социологические отрасли, школы
Основные парадигмы и перспективы в социологии
Новые отрасли социологии
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА СОЦИОЛОГИИ
Как мы уже говорили, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество — настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество.
«ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА» Т. КУНА
Для целей методологического анализа тематической связности родственных социологии наук воспользуемся понятием «дисциплинарная матрица», которое использовал Т. Кун в своей книге «Структура научных революций» для обозначения совокупности когнитивных характеристик науки, объединяющих членов того или иного научного сообщества. Понятие дисциплинарной матрицы учитывает, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине, во-вторых, систему правил научной деятельности. В состав дисциплинарной матрицы Т. Кун включил: 1) символические обобщения; 2) метафизические компоненты парадигм; 3) ценности; 4) образцы, или парадигмы решения проблем. Кун воспользовался данным понятием для анализа научного консенсуса ученых, процесса и механизма согласования различных представлений людей по поводу фундаментальных понятий, принятых или разделяемых сообществом ученых в той или иной дисциплине.
Хорошим ключом к идентификации дисциплинарной матрицы являются ссылки на одних и тех же авторов или взаимные упоминания ученых в их статьях, книгах, интервью. Так, Г.С. Батыгин и Г.В. Градосельская1, приме-
1 Батыгин Г.С., Градосельская Г.В. Сетевые взаимосвязи в профессиональном сообществе социологов: методика контент-аналитического исследования биографий // http://www.nir.ru/Socio/scipubl/ sj/sjl-OIgrad.html
нив сетевой подход к анализу биографий ведущих российских социологов 60—80-х гг., установили дисциплинарную матрицу отечественной социологии как формального, так и неформального сообщества специалистов. Структура взаимодействий в социологическом сообществе рассматривалась ими как сеть, вершинами которой являются авторы профессиональных биографий. Упоминание актора или предмета («артефакта») отражалось в матрице смежности (своего рода социоматрице), в строках которой указаны акторы, которые называют, а в столбцах — акторы, которых называют. Подсчет количества упоминаний учеными друг друга помогает установить систему научной коммуникации в социологическом сообществе.
Сходство с обычной социоматрицей ограничивается тем, что в ячейках указано количество упоминаний одним актором другого. Обычный социометрический опрос — это набор социоматриц, полученных по принципу «одна социоматрица — один вопрос», и наличие связи при ответе на один вопрос является маркером присутствия или отсутствия определенных отношений, например симпатии, антипатии, уважения, благодарности и т.п. В этом смысле матрицу, построенную по тексту, нельзя считать «заочным» социометрическим опросом хотя бы потому, что здесь не существует признаков отношения, общих для всех интервью. Поэтому модальность связей в данном случае не имеет значения для их регистрации. Особое значение приобретает их фактологическое обоснование.
В научном сообществе чаще всего упоминают друг друга не столько в связи с личностно-окрашенными контактами, сколько в связи с совместной работой над темами. Это объясняется нормами научного этоса: даже если личностные разногласия существенны, они реинтерпретируются в терминах научной дискуссии. Кроме того, со временем личностные предпочтения и связи меняются. Бывшие друзья и коллеги расходятся во взглядах, возникают конфликты, образуются новые альянсы и т.д. Неизменным остается только факт — встреча, совместная работа, книга, исследование. Это снимает «оценочность» воспоминаний. Мы будем называть такие важные события, сопровождающие упоминания о связях между персонажами, артефактами. Артефакт — это своего рода дискурсивная легитимация связи, погружение ее в контекст события. Артефактом может быть институт, методологический семинар, дружеские посиделки на кухне, конференция, совместное или индивидуальное исследование (например, «Таганрог» или «Копанка»), любое событие, которое оказало воздействие на историю жизни (например, «лекции Левады» или «стажировка Ядова»), совместная работа в газете, журнале, партийном комитете, участие в кружке единомышленников, книга, над которой работали один или несколько авторов. Фактически речь идет о каталоге текстовых событий, наполняющих профессиональный биографический дискурс и, соответственно, социальный капитал сообщества. По всей вероятности, хронологически упорядоченный каталог этих событий должен соответствовать социальной истории дисциплины, в противном случае есть все основания говорить об иррелевантности данных.
«Связь между актором и артефактом отражается в ячейке матрицы смежности. Упоминания одним актором другого сопровождаются указанием на соответствующие артефакты... один актор может упомянуть другого в определенном контексте, т.е. в связи с определенным артефактом ("пришел Руткевич и разогнал ИКСИ") это упоминание включается
в матрицу смежности. Если просуммировать по столбцу частоту упоминания актора в связи с определенным артефактом, можно установить, какой артефакт оказал наибольшее влияние на данного актора (или с каким артефактом более или менее устойчиво ассоциируется данный актор)»2.
В частности, Батыгину и Градосельской удалось выяснить, что Румянцев упомянут 123 раза, Федосеев — 55, Иовчук — 47, Бурлацкий — 43, Шубкин — 4 раза, Осипов — 1 раз, Заславская — 13 раз, Рывкина — 3 раза.
Наряду с куновской традицией сведения дисциплинарной матрицы к научному сообществу в методологии формируется другой подход, в основе которого не общение специалистов между собой, а объективное знание, продукт их труда. К примеру, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига понимает под дисциплинарной матрицей психотерапии фундаментальную теорию психических процессов и структуры психического с высоким теоретическим и практическим потенциалом эвристики и верификации3.
ПОНЯТИЕ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА»
Нас не интересует проблема научного консенсуса, поэтому мы даем отличную от куновской трактовку дисциплинарной матрицы. Во-первых, вместо единого термина «дисциплинарная матрица» мы будем использовать в дальнейшем два термина: «внутридисциплинарная матрица» и «междисциплинарная матрица». Во-вторых, мы будем говорить не о единстве субъективных взглядов, предпочтений, симпатий или взаимных выборов ученых в рамках одной науки, а о единстве научных подходов, способов решения проблемы, методов и теоретических воззрений, о плотности логических связей, существующих: а) между родственными науками; б) между родственными отраслями внутри одной и той же науки. Таким образом, в случае междисциплинарной матрицы речь пойдет о пересечении и взаимосвязи социологии, антропологии, экономики, психологии, политологии и других наук, относящихся к отрасли социального и гуманитарного знания, а при обсуждении внутридисциплинарной матрицы — об отраслях внутри социологии (социология культуры, экономическая социология и т.д.).
Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединена логическими связями, общими понятиями и методами, представляя собой своего рода систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.
Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содружестве с этими дисциплинами — психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией — она образует подсистему системы научного знания — социальное
2 Батыгин Г.С., Градосельская Г.В. Указ. соч.
3 Веб-адрес: http://ppI.ptt.ru/komitet/zakon/
знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. В практической сфере, скажем, в области управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание основ психологии (тестовая оценка личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.). Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.
Однако следует помнить, что комплексность никогда не подменяет специфичность. Каждая наука рассматривает мир, социальную реальность под специфическим углом зрения. Возьмем конкретное событие: дама покупает в магазине шляпку. Экономист проанализирует событие в терминах спроса и предложения, сезонного колебания цен, семейного бюджета. Психолога заинтересует, быть может, то, каким образом дама стремится выразить в покупке свое «Я», не произошла ли покупка под влиянием эмоционального порыва, как на выборе шляпки сказывается характер и темперамент человека, не желает ли она подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, выбрав именно этот фасон, и т.д. Социолог установит взаимосвязь таких переменных, как социальная принадлежность и тип покупки, престиж и демонстративное поведение, способы проявления социальной роли и нормативные ожидания.
Изучение междисциплинарной структуры знания необходимо в тех случаях, когда выделяется предмет науки, его специфика и отличие от предметов других наук.
В отличие от других наук, социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека — его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина — социальная психология — описывает человека в непосредственном окружении. Она изучает взаимодействие людей в малой группе. Но социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий. Этими проблемами занимается политическая наука (так ее именуют за рубежом, в России же ее называют политологией; в дальнейшем будут использоваться оба термина). Политология добилась многого, но она не в силах предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, колебания спроса и предложения на рынке, динамику цен. Эти вопросы находятся в компетенции экономики.
МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ НАУК
В литературе еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно следует зачислить социологию — в разряд социальных или гуманитарных наук.
С одной стороны, социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам.У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.
К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные наукиоперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки— формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное, знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных — элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов.
Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислить в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским, традициям.
В русской традиции социология часто мыслится как наука, исследующая также и духовные проблемы общества, его духовные ценности. Поэтому социология предстает и как социальное, и как гуманитарное знание. По своей исторической интенции подобная интерпретация совершенно бесспорна. Вспомним работы Н. Кареева, М. Михайловского, П. Сорокина и других российских социологов. Они поражают нас не только математическими расчетами, формализованными построениями и богатством эмпирического материала, но и особым вниманием к морально-нравственным проблемам. Та же характеристика относится и к трудам Н. Бердяева и С. Булгакова.
По всей видимости, социологию следует отнести к наукам с двойным статусом: это и социальная, и гуманитарная дисциплина. Двойной статус отражается и в понимании сущности предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов. Когда же стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не наследственностью и не физиологией, как для генетика или медика, а культурным контекстом, т.е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.
История мировой социологии доказывает, что одинаково весомый вклад в ее развитие внесли как направления (социологические перспективы), ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и направления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (качественная методология, признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей духовного начала и т.д.), например символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.
Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют дисциплины естественныеи технические.Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представ-
ляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.
В начале XIX в. известный французский философ-позитивист О. Конт построил пирамиду научного знания (рис. 13). Все известные тогда фундаментальные области знания — математику, физику, химию и биологию — он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась биология, изучающая многообразие и законы живого мира.
Наука об обществе в то время еще не выделилась в самостоятельную дисциплину подобно математике или биологии. Общество изучали разные науки — каждая под своим углом. Часто полученные ими данные не стыковались, а иногда и вовсе противоречили друг другу. О. Конт решил, что наступило время создать некую синтезирующую науку, объединяющую разрозненные сведения в стройную систему.
Поскольку никакого специального названия для науки об обществе тогда не существовало, Конт ввел в научный оборот термин «социология» (от лат. socius — общность, сообщество, коллектив, общество и греч. logos — учение, наука, знание). Если оба входящих в название новой науки слова заменить на русские, то мы получим обществознание или обществоведение. Слова «знание» и «ведение» — синонимы. Поэтому изучаемый в школе курс «общество-знание» означает то же, что «социология».
Вначале О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества. Он даже пытался на основе всемирно-исторических законов сформулировать идею о том, что общество якобы развивается с древнейших времен, проходя теологическую, метафизическую и позитивную стадии. Но контов-
Рис. 13. Пирамида наук О. Конта 242
ский закон оказался чрезмерно абстрактным и вскоре был забыт. И вообще многое из задуманного им казалось утопическим.
Социология, как и все другие науки, пошла по пути дифференциации знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую — политология, внутренний (душевный) мир человека — психология, традиции и обычаи народов — этнография, а динамику народонаселения — демография. И социология выделилась в специальную дисциплину, которая сосредоточилась на изучении социальной сферы.
Возникшая позже некоторых других наук, социология вбирает в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Так всегда происходит с вновь возникающими науками. Молодым наукам свойственно обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Философия древнее физики, и последняя взяла у нее многие фундаментальные понятия: материя, вещество, атом, причина, сила и др.
Заимствование — это еще и показатель преемственности развития научного знания. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Расширяются объяснительные возможности науки. Старые понятия получают новую жизнь, их генеалогия удлиняется. Некоторые понятия имеют очень древнюю родословную; наиболее общие понятия именуют уже категориями, а это особая честь.
Из философии в социологию пришли такие категории, как «общество», «ценности», «индивид», «прогресс», «развитие» и др., из юриспруденции — «статус», из экономической отрасли знания — понятия «капитал», «деньги», «прибыль», «рента», «товар» и др. Социологи разработали и собственные понятия — «социализация», «девиантность», «делинквентное поведение», «интеракция» и т.д.
Специалисты в области методологии по-разному оценивают заимствование понятийного аппарата: одни считают это позитивным процессом, ведущим к взаимному сплочению и пониманию наук, другие относятся к заимствованию понятий отрицательно. Так, немецкий социолог Э. Шойх утверждает: в течение более чем 100 лет со дня своего рождения социология заимствовала из других наук, в частности из экономики, культурной антропологии, биологии и социальной истории, различные понятия, концепции, модели. И что получилось? Социология является в интеллектуальном плане скорее реципиентом, нежели донором. В настоящее время социология колонизирована микроэкономикой, следуя интеллектуальной моде, которая ошибочно называет себя «рациональным выбором»4.
Вряд ли стоит так драматизировать ситуацию, так как заимствование — это вечный процесс «обмена веществ» в природе науки, активно происходящего обмена знаниями и опытом. Утверждают, что главным донором является философия — самая древняя система знания. Из нее возникли все прочие науки, которые по отношению к ней являются реципиентами. Но сколько она «наворовала» из мифологии и обыденного сознания? Трудно даже сосчитать! Кто в таком случае колонизатор, а кто — колонизируемый?
4 Култыгин В.П. Социальное знание и реальность: противоречия в познании и развитии современного мира // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 10.
Язык науки, т.е. совокупность применяемых понятий и терминов, — это не только средство общения ученых, но и основной инструмент познания. Каждая наука имеет специфический язык общения и познания: услышав слова «дифференциал» или «умножение», вы отдаете себе отчет, что речь идет о математике, а слова «электрон» или «закон тяготения» вы безошибочно относите к физике, и т.д.
В области обществоведения ситуация сложнее. Как мы уже говорили, многие термины социология заимствовала: «функция», «группа» или «сила» — из естествознания, «общество», «власть», «личность» — и из философии и т.д. Атермин «роль», имеющий в поведенческих науках важнейшее значение, скорее всего позаимствован из сферы театрального искусства. В латинском языке слово «роль» имеет другой эквивалент — «персона». Первоначально этот термин обозначал маску актера. «Персона» буквально означает «говорить сквозь маску», а латинский глагол «персоно» переводится как «громко звучать», «оглашать звуками, шумом» и даже «играть на инструменте». Но постепенно понятие приобрело иное, привычное нам значение — роль, лицо, личность, положение.
Несмотря на терминологические заимствования, социальные науки обладают такими же строгими законами, методами исследования и эмпирическими данными, как и отрасли естествознания. «Социальная апатия», «статус», «лидерство», «рестрикционизм», «инновации», «социальные роли», «мозговая атака», «обогащение труда», «нормы», «ценности», «барьеры общения», «каналы коммуникации» — эти и многие другие понятия используются в языке поведенческих наук.