Здравый смысл и обыденное сознание
Более высокий, чем обыденное сознание уровень знаний, понятий и представлений — это здравый смысл, т.е. не эмоциональная, а рациональная, рассудочная форма коллективного сознания. В здравом смысле русского крестьянина сосредоточена вековая мудрость коллективного сознания, практическая сметка, которая его никогда не подводила. Вся сумма народных поговорок и пословиц составляет наследие здравого смысла русской нации, они учили крестьянина, когда лучше сеять и убирать урожай, как ориентироваться по погоде, строить трудовой режим жизни, воспитывать детей, встречать гостей, строить взаимоотношения с соседями и т.д.
Здравый смысл будем понимать как совокупность преимущественно правильных суждений о практической жизни людей, состоящих из неких норм и принципов, регулирующих наше поведение, помогающих приспособиться к действительности. В суждениях здравого смысла много рационального, прагматического, полезного людям. Это почти научные теории, проверенные опытом и помогающие правильно ориентироваться в окружающей реальности, только создаются они не гениями-одиночками, а безымянным коллективом.
Здравый смысл отдельного человека впитывает коллективный опыт своего класса или своего народа, но привносит в него много личного, своеобразного. В этом случае он является результатом индивидуального осмысления и познания мира. Однако знания, добываемые на основе здравого смысла, и научные знания существенно различаются. Информацию о своем социальном окружении, воспринятую от других людей, или почерпнутую из газет, журналов, книг, или услышанную по радио, мы принимаем на веру, т.е. не подвергая сомнению и критической перепроверке. Наука, напротив, любые знания проверяет и перепроверяет, она добывает информацию путем систематического наблюдения или эксперимента, результаты которого могут удостоверить другие ученые. Но знания здравого смысла удостоверяем только мы сами. Они достоверны для одного человека, добываются путем отрывочных и разрозненных наблюдений, заимствованных сведений и не всегда проверяемых слухов. Помимо того на мир мы смотрим глазами своего класса, нации, группы. В этом случае знания здравого смысла получают определенные искажения. Они не систематизированы не только по источнику происхождения (случайные наблюдения), но и по способу подтверждения. Хотя знание, полученное с по-
мощью здравого смысла, доступно эмпирической проверке, все, чем располагает человек — это его уши, глаза, руки. Ученый же вооружен технически совершенными инструментами. К тому же проверить свои знания мы способны только на своем жизненном опыте, а он ограничен. Ограничено и то объяснение, которое мы можем дать нашим знаниям, добываемым здравым смыслом. Ученый постоянно нацелен на доказательства выдвинутых им гипотез, нередко придумывая самые изощренные эксперименты. Но в своей повседневной жизни мы не можем устроить подобное испытание получаемым нами знаниям. Не пройдя всестороннюю проверку и не получив глубокого объяснения, здравый смысл может дать неожиданные результаты, которые противоречат научным знаниям.
Социолог из Нижнего Новгорода В.Ф. Анурин1, изучивший свойства здравого смысла, указывает на ряд его фундаментальных ограничений. Знание здравого смысла, в отличие от научного:
♦ находится в опасной близости к мифологии и идеологии;
♦ приобретается каждым человеком в одиночку;
♦ не поддается систематической эмпирической проверке (не верифицируется и не фальсифицируется);
♦ ограничено и поверхностно;
♦ содержит такие логические связи и утверждения, которые нельзя явным образом эксплицировать и подвергнуть научному доказательству;
♦ обладает нормативным характером, имеет оценочные суждения, личные предубеждения и элемент долженствования;
♦ не является объясняющим, его носитель не в состоянии толково объяснить всем окружающим, почему это происходит именно так, а не иначе, и при каких условиях события могли бы двигаться в ином направлении;
♦ не является передаваемым в такой же степени, как научное знание.Знание здравого смысла, в отличие от научного, по мнению В.Ф. Ану-
рина, «заведомо не является обобщающим; оно всегда ограничено — и в пространстве, и во времени — личным жизненным опытом его обладателя. Знания и опыт, накопленные предками, также входят в состав знания здравого смысла, но, главным образом, в той мере, в какой они пригодны для сегодняшнего практического использования... Задачей знания здравого смысла также является сбор и обобщение фактов об окружающем мире. Однако, в отличие от научного знания, самое большее, чего оно в состоянии достичь, — это установление простых и достаточно очевидных закономерностей типа "если..., то...". Выражаясь языком методологии научных исследований, знание здравого смысла не идет дальше формулировки коррелятивных или направленных гипотез, в то время как задачей научного знания становится формулировка и проверка каузальных гипотез»2.
Понятие «обыденное сознание» шире понятий «здравый смысл» и «общественное мнение». Здравый смысл выступает как центральное ядро обыденного сознания. Иочень малую часть обыденного сознания составляет общественное мнение (рис. 1). У политически пассивной части населения нет четко выра-
' Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. Н. Новгород:
НКИ, 1998. 2 Анурин В.Ф. Социология как наука // http://www.nki.nnov.ru/public/sociol/introd.htm
женной политической или экономической позиции. Они готовы голосовать за кого угодно и за что угодно, лишь бы жилось лучше. Лишь у политической элиты и окружающего ее политического актива общества, который организует митинги и постоянно их посещает, участвует в избирательной и про-пагандистско-агитационной кампаниях, есть своя позиция и они готовы за
нее бороться чуть ли не насмерть. Они будоражат умы людей, выводят их на забастовки, митинги и революции. Они являются теми, кого именуют лидерами общественного мнения. Но их меньшинство. Правда, это меньшинство — политически очень ангажированное, грамотное и пристрастное — умеет лучше большинства сформулировать общественное мнение, политические или экономические чаяния рядовых граждан. Последние только присоединяются к уже сформулированному в предвыборных лозунгах общественному мнению, присоединяются, поддерживают те или иные партии. Таким образом, можно сказать, что общественное мнение формируется во многом благодаря небольшой группе общественных лидеров.
У политически активного меньшинства общественное мнение на индивидуальном уровне формируется как четко очерченная идеологическая доктрина. Часто это очень косная, догматическая система взглядов. Коммунистическая часть электората, которая одобряет лишь те меры правительства, которые согласуются с коммунистическими взглядами, — прекрасный пример. Еще более яркий образец — поведение фракции КПРФ в Госдуме, до 2002 г. выступавшей всегда единым фронтом. Если на предварительном заседании фракции решено забаллотироватьтот или иной законопроект, депутаты голосуют единодушно, хотя некоторым из них законопроект может показаться вполне приемлемым. В угоду политической выгоде фракция может забаллотировать даже самый разумный и правильный законопроект, который каждому отдельному депутату-коммунисту может понравиться.
. 1- Соотношение объемов понятий «общественное мнение» (на индивидуальном уровне), «здравый смысл» и «обыденное сознание». Самое широкое — последнее, самое узкое - первое
Но фракция подчиняется партийной дисциплине. Сходным образом ведут себя и депутаты, входящие в другие фракции Госдумы.
Демократы голосуют против предложений коммунистов только потому, что его выдвинули коммунисты, а коммунисты голосуют против законопроектов демократов на том же основании. Это и есть партийный догматизм. Индивидуальное общественное сознание (мнение), т.е. рефлексивная реакция и оценка индивидом общественно значимых событий, отходит на второй план, оно глушится партийным, т.е. групповым, общественным сознанием.
Стержнем общественного сознания политического ядра общества всегда выступает здравый смысл, который сильно отличается от здравого смысла обычных людей — он пропитан идеологическими клише, подчиняющими себе повседневную жизнь «партийца». Ради партийных принципов активисты готовы пожертвовать мирскими заботами, семейной привязанностью, любовью и дружбой, досугом и развлечениями.
Если у простых граждан общественное мнение захватывает часть объема обыденного сознания, хотя и очень небольшую, то у активистов оно формируется исключительно из рассудочных принципов здравого смысла, принявшего крайне идеологизированную форму.
Такой части респондентов нужен уже не психолог, а политолог, который анализирует структурные аномалии общества и действует не индивидуально, а работает с коллективом. И социолог не может помочь каждому конкретному человеку — он для него не цель, а средство получения обобщенной картины, он помогает преобразовывать общество в целом. Напротив, психолог выявляет жизненные обстоятельства конкретного человека и помогает справиться с проблемой каждому индивидуально.
Изучение социальной биографии, беседа со взрослыми людьми об их прошлом, о нынешних приемах воспитания с самими детьми — прекрасный метод познания механизма обыденного сознания и здравого смысла.
В здравом смысле кристаллизуется прошлый опыт человека. Жизненную мудрость каждого человека составляет множество поучительных случаев, жизненных коллизий, любовных драм, экономических катастроф, которые получают в нашем сознании (и подсознании) две формы осмысления и рефлексии (если сюда подходят данные термины):
♦ эмоциональную форму неприятных или приятных воспоминаний;
♦ рациональную форму жизненных наставлений и правил.
Первое составляет базис обыденного сознания (включая и подсознание), второе — здравого рассудка. Оба они — наши поводыри по жизни. Решаясь создать своей бизнес, вступить в брак, поменять сексуального партнера, пойти на митинг или выразить свое недовольство начальнику, мы вспоминаем две вещи — эмоционально окрашенные события, случавшиеся в подобных ситуациях с нами самими, знакомыми или литературными героями, и жесткие правила поведения (жизненные принципы). То и другое представляет собой разновидность социального действия по аналогии, или по прецеденту, — вы говорите себе: «Я не выйду замуж за мужчину, не имеющего определенного положения в обществе, поскольку моя мать (подружка, знакомая, литературная героиня) однажды так поступила и оказалась несчастной». Кроме этого факта в вашем сознании формируется стройная аргументация того, почему так поступать не следует, и, несмотря на массу доводов за и против, вторые перевешивают первые. Вас никто не разубедит на уровне теоретичес-
кой аргументации — только практика должна опровергнуть вашу обыденную теорию, построенную здравым смыслом. Но это должна быть ваша собственная, а не заимствованная практика. Если человека в чем-то убеждает эксперимент, то это должен быть его собственный эксперимент. Вот почему каждому из нас приходится повторять ошибки снова. Вот почему мы не можем учиться на чужих ошибках. Пословица «Дурак учится на своих, а умный — на чужих ошибках» верна лишь как метафора, но реального положения дел не отражает. Каждому человеку необходим определенный запас собственных ошибок. Только тогда социализация пройдет полнокровно, а полученные уроки закрепятся в сознании.