Ii этап полевое исследование

Вторым этапом в проведении социологического исследования является сбор данных. Как только участники фокусной группы собираются все вместе, ведущий открывает дискуссию кратким вступлением. После вступления дискуссия последовательно проходит три основные стадии фокусной группы: (1) разминка; (2) основное содержание дискуссии; (3) завершение дискуссии. Каждая из указанных стадий имеет свое специфическое содержание, свои цели и сопровождается соответствующим поведением модератора. Прежде чем рассмотреть каждую стадию дискуссии, определим методы, способствующие активизации участников дискуссии.

Для повышения работоспособности группы и ее динамичности определяют типы респондентов. Так, например, в фокус-группе могут быть эксперты, лидеры, тихони, болтуны и респонденты, отвечающие всем требованиям исследования. Эксперт – индивид, занимающий или занимавший высокий пост, а также имеющий отношение к обсуждаемой проблеме. Он подавляет других своими знаниями, и в этом случае участники присоединяются к его мнению и степень их вовлеченности в дискуссию снижается. Лидеры – респонденты, обладающие индивидуально-психологическими характеристиками, которые определяют их доминирующее положение в группе, не зависимо от опыта, знаний и т.д. Тихони – немногословные и тихо говорящие люди, не участвующие активно в дискуссии и не аргументирующие твердо высказываемые мнения. Болтуны – это многословные респонденты, говорящие по всем темам и отвечающие на все реплики.

Определив основные типы респондентов, модератор рассаживает их в соответствии с принципами коммуникативного взаимодействия, отвечающего фокус-группе (предполагаемый лидер располагается около модератора с тем, чтобы избежать частого с ним общения; "тихоня" напротив модератора для более активного включения в дискуссию через невербальные средства коммуникации).

Модератору для избежания неловкости в первые минуты следует начать с простых вопросов, направленных не на получение информации, а на создание благоприятной атмосферы для разговора.

Методы активизации дискуссии

В случае вялой дискуссии, когда участники отвечают по очереди, практически не общаясь между собой, ведущий объясняет, что именно дискуссия имеет важное значение или начинает с преамбулы, что все имеют различные мнения. Различие во мнениях в фокус-группе – это нормальное состояние, а не показатель конфликта.

Для активизации дискуссии предлагается использовать следующие методы. "Тихих", неразговорчивых участников можно втянуть в дискуссию, подчеркнув важность мнения каждого приглашенного в фокус-группу. Метод "снежного кома", а именно, повторение высказывания любого из респондентов с вопросительной интонацией помогает вовлечь в обсуждение членов фокус-группы. Кроме этого для уточнения ответов применяют метод "повтора", так как это хороший способ "заставить заговорить" участников фокус-групп. Следует использовать правило "5-секундной паузы", которая создает условия для последующих высказываний других участников дискуссии по данному вопросу или пояснений со стороны говорящего. Если социологу не понятны высказывания, то задают следующий вопрос: "Что вы подразумеваете под этим?" В случае доминирования дискуссии одним из респондентов, модератору целесообразно ее контролировать, избегая визуального контакта с ним.

Методы работы с молчанием

Для того чтобы "разбить повисшее в группе" молчание важно различать "гробовое" и "содержательное". Если возникла проблема первого типа, то независимо от степени формализованности группы, следует обращаться с вопросами по именам, и просить отвечать на вопрос по часовой стрелке. Содержательное молчание может быть вызвано характером обсуждаемой темы. В этой ситуации нужно просто выждать время.

Другие методы ведения фокус-группы Переходы от одной темы к другой могут быть инициированы респондентами и поддержаны модератором в неформализованной или полуформализованной фокус-группе. Подобная смена тем возможна только по инициативе модератора в формализованной фокус-группе. Кроме того, данный метод можно дополнить прожективными методиками (рисунки, ролевые игры, построение коллажей и т.п.).

Рассмотрим подробнее каждую стадию дискуссии.

Вступление

Модератор должен сделать небольшое вступление, цель которого – наладить контакт с аудиторией, помочь респондентам снять напряжение и объяснить им основные правила проведения дискуссии. Респондентам будет легче расслабиться, если они увидят, что модератор спокоен и ведет дискуссию дружественно и непринужденно.

Модератор должен представить себя. Для этого он сообщает респондентам свое имя и, иногда, какую-то дополнительную информацию о себе, что облегчает процесс установления связи с аудиторией, привносит в группу атмосферу дружественности и защищенности. Так респондентам будет легче раскрыться.

Устанавливается основная цель дискуссии. Респондентам подробно объясняют, зачем их собрали всех вместе для того, чтобы они лучше прочувствовали основную задачу проведения фокусной группы. Эта задача должна быть обрисована достаточно конкретно, и респонденты должны точно знать, о чем они будут говорить, а о чем – нет. Этим снимается лишнее беспокойство и устраняются любые неправильные представления.

Разнообразие мнений должно всячески поощряться. Респондентам сообщают, что в этой группе вообще не существует правильных или неправильных мнений, здесь приветствуется высказывание точек зрения, совершенно отличающихся от мнения окружающих. Участники дискуссии должны почувствовать, что от них ждут откровенных и честных высказываний. Позиция модератора в разговоре должна быть нейтральной, что дает участникам группы гарантию того, что модератор не связан с предметом дискуссии, и высказываемые ими мнения не смогут как-то задеть или обидеть его лично.

Объясняются правила проведения дискуссии. Участников просят говорить по одному, активно взаимодействовать между собой, но не прерывать друг друга.

Стадия 1: Разминка

Содержание этой стадии заключается в том, что здесь каждый участник группы представляется и рассказывает немного о себе, отвечая на ряд таких вполне безобидных вопросов, как, например, сколько у него детей, как давно он женат/замужем и т.д. Эти вопросы выявляют факты, которые могут иметь отношение к обсуждаемой проблеме. Важно помнить, что не должны использоваться вводные вопросы, которые задают участникам группы определенный стереотип поведения или устанавливают статусные различия между участниками.

Цель разминки – за короткое время, приблизительно за десять минут, суметь перевести группу из состояния разрозненности и разобщенности в состояние активного вовлеченного взаимодействия. Кроме того, разминка:

– дает респондентам возможность разговориться еще до начала основной дискуссии;

– устанавливает уважительные отношения между модератором и группой, что позволяет участникам дискуссии говорить без опасений;

– дает респондентам некоторое представление о процессе группового взаимодействия и позволяет им немного узнать других членов группы;

– помогает модератору и наблюдателям составить "общую картину" группы.

Поведение модератора, необходимое на стадии разминки, заключается в проявлении искреннего интереса, полной беспристрастности и положительного отношения ко всему тому, что говорят участники дискуссии. То есть модератор не должен допускать каких бы то ни было отрицательных оценок относительно высказываний респондентов. Плюс к этому он должен сделать все необходимое, чтобы члены группы получили достаточный запас исходных данных.

Стадия 2: Основное содержание дискуссии

Содержимое данной стадии дискуссии сводится к тому, чтобы обеспечить плавный и незаметный переход от общих тем к тому специфическому предмету, который составляет цель исследования. Обычно такой переход сопровождается переводом разговора с довольно конкретных предметов обсуждения к более абстрактным материям: от оперирования фактами к описанию чувств, отношений и глубоко скрытых убеждений, в том числе и тех, которые тревожат и беспокоят респондентов. Наиболее важные моменты обсуждения модератор может даже специально подчеркнуть во время дискуссии, для того, чтобы непосредственно проследить за реакцией респондентов.

Цель этой стадии дискуссии – достигнуть адекватного понимания искренней точки зрения респондентов на предмет исследования. Также целью является изучение природы отношения респондентов к обсуждаемым вопросам и наблюдение, в первую очередь, за языком и эмоциональным состоянием участников дискуссии. При этом нельзя ставить себе целью количественную оценку результатов исследования.

Поведение модератора во время основной дискуссии предполагает наличие довольно сложной системы знаний и умений. В том числе ему придется продемонстрировать:

1. Умение проводить “зондирование”, целью которого является прояснение и уточнение ответов респондентов. Вот примеры некоторых “зондов”:

· Молчание – дает возможность респонденту спокойно развить свою мысль.

· Использование “зеркальной техники” – воспроизведение того, что только что сказал респондент.

· Повтор слов респондента в форме вопроса – “Хорошо ли это?”

· Противопоставление предыдущих и высказанных только что реплик респондента для того, чтобы уточнить его позицию: “Признаться, я в замешательстве. Сначала вы говорили “X” , теперь вы говорите “Y”.

· Использование “словесных зондов”, например:

Утверждение респондента “Зонд” модератора
“ Это хорошо” “ Что именно здесь хорошо? ”
“ Мне нравится этот размер“ “ Почему вам нравится этот размер? ”
“ Это было бы удобно“ “ Каким образом это было бы удобно? “
“ Это работает“ “ Почему вы думаете, что это работает?”

· Использование техники ”позиция третьего человека”:

“Мне кажется, вам не безразличен этот момент. Как вы думаете, что другие думают по этому поводу?“

“Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?“

“Что вы могли бы сказать об этом?”

“Что вы имеете в виду?“

“Что заставляет вас так говорить?“

“Не могли бы вы привести пример?“

“Мне бы хотелось больше знать о том, что вы думаете по этому поводу“

“Я не уверен, что точно понимаю, как вы используете это слово“

“По каким причинам вы так думаете?“

“О чем это говорит лично вам?“

“О чем вы подумали, когда это увидели?“

“О чем еще вы думаете в данный момент? Что еще влияет на ваше впечатление?“

“Вы что-то начали говорить о …”

“Вы упомянули о …”

“Узнали ли вы что-то новое о .........., благодаря .......... ?“

“Какие слова вы бы использовали при описании .......... ?“

2. Чувствительность к уровню восприимчивости и степени самораскрытия респондентов на протяжении всей дискуссии. Хороший модератор всегда сможет почувствовать момент, когда от достаточно отвлеченной беседы на тему детских привычек можно перейти к разговору о младенческой смертности.

3. Привнесение информации, полученной на предыдущих этапах дискуссии, в текущее обсуждение. Очень часто респонденты высказывают замечания, важные с точки зрения целей исследования, на предварительных этапах обсуждения. В тот момент модератор может оставить такое замечание без внимания и вернуться к нему в более подходящий момент дискуссии для того, чтобы респондент смог развить свою мысль. Это не только продемонстрирует внимательность модератора, но и обеспечит гладкий переход от одной темы к другой, так, чтобы дискуссия воспринималась, как единое целое, а не как совокупность разрозненных разговоров.

4. Постоянное переплетение между собой замечаний, сделанных разными группами респондентов. Модератор связывает точки зрения всех респондентов и создает картину общего мнения группы.

5. Достаточная гибкость в обсуждении вопросов, имеющих отношение к предмету дискуссии, независимо о того, соответствует время их появления в процессе обсуждения запланированному или нет. Модератор должен настолько хорошо знать предмет и цели исследования, чтобы всегда суметь распознать, является ли неожиданный поворот дискуссии полезной информацией или ненужным отклонением от темы.

6. Успешное решение специфических проблем, неожиданно возникающих во время проведения группы, таких, например, как конфликт между респондентами или недостаток энтузиазма у всех или у части участников дискуссии.

7. Использование разнообразных тактик и подходов, имеющих своей целью облегчить работу группы и сделать ее работу продуктивной. Так, хороший модератор должен:

· стимулировать участников дискуссии говорить непосредственно друг с другом, а не с модератором;

· знать, когда нужно прозондировать сказанное респондентом, а когда - промолчать и оставить все как есть;

· зондировать респондентов, не подсказывая им “нужные” ответы;

· вовремя указывать на то, что не совсем понял сказанное респондентом;

· самым внимательным образом относиться к высказываниям каждого участника, поощряя на такое поведение всю группу;

· пристально следить за невербальным поведением участников дискуссии, чтобы лучше понимать сказанное ими и выявлять их истинные чувства;

· понимать, что в некоторых случаях то, что говорит респондент – совсем не то, что он имеет в виду или сделает на самом деле;

· поощрять возникновение естественных расхождений во мнениях между членами группы и не навязывать им согласия;

· помогать разговориться молчаливым участникам дискуссии;

· осаждать чересчур активных респондентов;

· быть добрым, но справедливым, т. е. сочетать "понимающее сочувствие " с "дисциплинарным воздействием";

· не давить на группу, но и не позволять ей выходить из-под контроля;

· быть готовым правильно и незамедлительно прореагировать на неожиданное развитие событий;

· импровизировать по ходу дискуссии, если что-то не работает или никак не удается собрать полезную информацию;

· использовать проектирующие методики и другие "уловки", чтобы получить как можно более полное представление о взглядах респондентов, которые не могут полностью раскрыть свою мысль при ответе на прямой вопрос.

Стадия 3: Завершение фокусной группы.

Содержание этой стадии исследования сводится большей частью к подведению итогов и выяснению степени идентификации респондентами тем, затронутых в течение дискуссии. Здесь беседа может вылиться в обсуждение степени устойчивости чувств и убеждений, которые, как выяснилось, существуют у членов группы. Другой вариант проведения этого этапа заключается в том, что модератор просто указывает на ключевые различия во мнениях участников дискуссии ("Некоторые из вас думают так, но другие считают иначе") и дает объяснение такому разнообразию мнений. И, наконец, завершающая стадия фокусного исследования – это самое лучшее время для заполнения оставшихся "белых пятен" и разрешения всех возникших разногласий.

Цель этой стадии исследования – помочь модератору и членам группы разобраться в том, что произошло в течение дискуссии. Здесь респонденты имеют возможность как-то изменить, объяснить свою позицию или дополнить ее мыслями, не высказанными ранее. Модератор же на этом этапе может проверить и уточнить свои предварительные выводы и гипотезы.

В конце фокус-группы, особенно неформализованной, целесообразно попросить каждого из респондентов сделать заключение. В этом заключении могут прозвучать высказывания, не сделанные ранее, а также оценка мнения в группе. В другом случае эти заключения можно получить после официального объявления об окончании дискуссии с тем, чтобы эти высказывания были более неформальными и живыми, по сравнению с фокус-группой.

Наши рекомендации