Определение числа и размера фокус-групп
Число фокус-групп в исследовании может быть различным и определяется познавательными возможностями метода, целью исследования, наличием различных характеристик в изучаемой социальной группе и т д. При определении необходимого количества групп решающее значение имеет учет следующих обстоятельств:
· их должно быть не менее двух, чтобы соблюсти минимум условий сопоставимости мнений их участников;
· количество фокус-групп должно быть достаточным для того, чтобы выявить мнения представителей тех групп населения, которые гипотетически по-разному относятся к изучаемой проблеме;
· увеличение количества групп, участвующих в исследовании, желательно продолжать, пока в обсуждениях появляются новые мнения, т. е. до тех пор, пока дискуссии не станут повторяться, "идти по кругу".
Состав участников групп устанавливается с учетом гомогенности, однородности по составу, свойствам, происхождению. Должны учитываться следующие характеристики:
- социальная принадлежность (статус) респондентов. Обычно в одну группу включают представителей, близких друг другу по социальному статусу; в разных группах должны быть представлены все основные слои населения;
- жизненный опыт участников. В одной фокус-группе собираются, как правило, близкие по жизненному опыту люди;
- степень компетентности. Респонденты с существенно различной степенью компетентности не должны присутствовать в одной группе;
- потребительские возможности. В одной группе должны быть люди примерно одного уровня финансово-экономических возможностей;
- возраст и семейный статус. В одну группу не следует включать людей разных возрастов, но они должны быть в разных фокус-группах;
- культурные различия. Желательно не включать в одну группу представителей разных культур;
- пол (обычно интимные темы не обсуждают в смешанных по полу группах). Чтобы участники дискуссии были откровенны при обсуждении интимных вопросов, желательно, чтобы модератор был одного с ними пола;
- точка зрения на обсуждаемую проблему. В одну группу обязательно следует приглашать людей с различными мнениями по вопросам, выносимым на дискуссию.
Продолжительность фокус-группы. Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 часа. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30-40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа интеграции новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6-8 часов.
Количество участников. Как уже отмечалось, обычно в одном заседании фокус-группы участвуют 7-10 человек. Вместе с тем существует довольно распространенная практика проведения фокус-групп в составе 5-6 человек. Целесообразность сокращения численности фокус-групп объясняется некоторыми проблемами, возникающими в больших группах. В главном эти проблемы сводятся к следующему:
· в большой группе участники имеют меньше времени для выступлений, дискуссии длятся дольше, порой, не приводя к должному результату;
· ведущий дискуссии (модератор) в большой группе вынужден действовать директивно, жестко ограничивая во времени ее участников;
· в большой группе многие чувствуют себя менее комфортно, чем в малой, их возможность отстоять свою точку зрения снижается;
· возникают дискуссии между респондентами, сидящими рядом. Они идут параллельно с основной беседой и сложно поддаются контролю, а данные практически не расшифровываются;
· в больших группах роль модератора приобретает особое значение и определяет весь ход дискуссии. В этом случае обсуждение идет строго по плану, и теряется самобытность группы, а также возможность наблюдать когнитивные процессы.
Главным фактором, определяющим размер группы, является цель ее проведения, характер обсуждающейся проблемы. Если цель фокус-группы состоит в получении возможно большего количества новых идей, то предпочтительнее большая по численности группа. Если же мы хотим выявить максимально глубокие и развернутые мнения каждого респондента, то желательно формировать малочисленные группы.
Набор респондентов
Следующий шаг подготовительного этапа – это определение единиц исследования. При этом выборка в чистом виде не применяется по ряду причин. В исследовании с методом фокус-группы в специфической форме может применяться стратифицированная выборка. Тогда критериями могут быть: возраст участников, социально-экономический статус, уровень образования, религиозные воззрения, национальность, место жительства, семейное положение и т. д.
Набор респондентов осуществляется следующими основными способами: предварительное анкетирование или интервью, наблюдение, анализ данных, имеющихся в распоряжении исследователя списков, в месте сбора потенциальных респондентов; использование уже существующих групп, по принципу "снежного кома" – это список названных кем-либо людей, отвечающих критериям, заданным социологом.
Предварительное интервью и анкетирование позволяют набрать в фокус-группы наиболее подходящих респондентов, а также дополнительно использовать информацию из анкет для описания изучаемой группы. Один из недостатков данного метода заключается в том, что, заполняя эти формы, потенциальный респондент начинает задумываться над поставленной проблемой и в ходе фокус-группы теряется спонтанность и непринужденность обсуждения. Иногда можно использовать выборку фирм, агентств, которые имеют базу данных респондентов. Не следует привлекать потенциальных респондентов с помощью объявлений и сообщений в средствах массовой информации, т.к. это может привести к искажению информации: могут прийти люди, особенно заинтересованные в предложенной теме или желающие получить дополнительный заработок.
Достоверность результатов исследования повышается, если участники не знакомы друг с другом. Использование уже существующих групп (рабочие коллективы, классы в школе) не всегда подходит для фокус-групп, так как система сложившихся отношений может повлиять на ответы и на обсуждение деликатных тем. Но это требование не имеет универсального характера, а набор индивидов зависит от темы исследования. В случае если обсуждаемая тема не повлияет на характер взаимоотношений между людьми, то в фокус-группе могут быть знакомые друг с другом участники. Используя мастерство модератора и возможности метода фокус-групп, можно снизить влияние "знакомства" на процесс сбора информации.
В процессе набора фокус-групп существует ряд проблем. Среди участников фокус-группы встречаются люди с низким уровнем коммуникативных качеств (застенчивые, косноязычные), а также индивиды, не отвечающие заданным критериям (те, кто пришел за компанию с приглашенными). Чтобы этого избежать, респондентам, которые не подходят для участия в фокус-группе, предлагают заранее подготовленную анкету, после ее заполнения их благодарят, отдают (если было обещано) материальное вознаграждение и отпускают.
Другая сложность набора заключается в том, что необходимо собрать различных людей в одно время и в одном месте. Чем выше социально-экономический статус людей, тем труднее проводить рекрутирование в группу. В исследовательской практике встречаются случаи, когда на фокус-группу никто из респондентов не пришел. Тогда нужно обзвонить приглашенных респондентов и уточнить причину отказа для того, чтобы учесть ее в дальнейшем.
Выбор тем и определение их числа
Как показал опыт использования метода фокус-групп, основной проблемой являются деликатные или интимные темы. Степень раскрытия респондентов при обсуждении подобных тем зависит от композиции группы, степени знакомства ее участников, их социально-демографических характеристик (пол, возраст) и т. д. Для подготовки респондентов к обсуждению подобных тем можно использовать анкеты для отбора, с вопросами не только о социально-демографических характеристиках, но и по предполагаемой теме. Это связано с тем, что методу фокус-групп не хватает анонимности. При проведении фокус-групп, в которых затрагиваются интимные темы, важно создать условия для самораскрытия респондентов и снижения числа ответов, традиционно одобряемых в общественном мнении. В ходе дискуссии по ним социолог должен следить за соответствием уровня раскрытия каждого участника ожиданиям других респондентов.
Число тем должно определяться целью исследования, степенью формализованности фокус-группы, существующими пределами психологической вовлеченности и заинтересованности в дискуссии, ее темой и степенью ознакомленности с ней потенциальных участников.
Число тем зависит также и от их характера. Практика применения метода фокус-групп показывает, что при обсуждении деликатных и интимных вопросов около 30 минут уходит на создание доброжелательной, открытой, свободной атмосферы и раскрытие участников в фокус-группе, в результате, на дискуссию по основной теме остается немного времени. В зависимости от степени ознакомленности индивидов с темой меняется количество вопросов, и данное положение следует учитывать при проведении фокус-групп с экспертами и обычными респондентами.
Определение степени формализованности фокус-группы
Нецелесообразно делать дискуссии формализованными и строго следовать плану. Это может привести к существенной потере информации, так как социолог в этом случае не слушает внимательно комментарии интервьюируемых и, таким образом, не может уловить причины и последствия этих замечаний, предлагая свои рутинные вопросы из плана. Неформализованный характер фокус-групп позволяет получать неожиданные результаты, способствует раскрытию индивидуальных мнений, без давления и навязывания представлений социолога по данной теме.
Написание плана (гайда) для фокус-группы
Для проведения фокус-группы социолог составляет ее план или сценарий, который получили название "гайд". План начинается с формулировки приветствия респондентам, цели исследования, объяснения основных правил участия и написания вводных вопросов, позволяющих создать раскованную и свободную атмосферу.
При создании плана фокус-группы используется такой порядок вопросов, как в анкетах. Движение от общего к частному помогает не открывать в начале замысел исследователя и сохраняет спонтанность высказываний респондентов, что является важным качеством фокус-группы. В гайде обычно записываются правила участия в фокус-группе для респондентов, вводные фразы. План групповой дискуссии определяется степенью ее формализованности. В формализованной фокус-группе гайд представляет перечень тем для обсуждения и примеры вопросов по ним. Одним из недостатков следования гайду является снижение спонтанности высказываний, возможности социолога корректировать дискуссию в зависимости от сказанного респондентами.
В неформализованной фокус-группе выделяют основные направления, которых должно быть два или три, что создает больше возможностей для самовыражения респондентов. План дискуссии должен быть кратким, и ведущий постоянно импровизирует и стимулирует участников к высказываниям. На написание гайда влияют следующие факторы: уровень мастерства социолога, количество модераторов в проекте, степень формализованности группы, имеющееся в распоряжении исследователя время; степень знакомства ведущего с темой, изучаемой группой респондентов, языком и т. д.
Типология вопросов в фокус-группе
Вопросы в фокус-группе могут быть различными, при этом отвечать следующим основным требованиям: своевременность появления в дискуссии; предоставление наибольшего простора и свободы респондентам; соответствие характеру изучаемой проблемы и т.п. Существуют различные классификации вопросов в группе: по степени важности, формализованности, очередности появления в дискуссии и т.д.
По степени важности в фокус-группах выделяются следующие типы вопросов:
- основные;
- направляющие;
- проверочные или уточняющие (возвращающие фокус-группу к обсуждаемой теме);
- вопросы с приглушенным звучанием в безличностной, абстрактной формулировке (для обсуждения деликатных тем);
- фактологические, позволяющие уточнить факты и детали;
- вопросы, непосредственно не связанные с темой дискуссии и направленные на организацию работы группы.
По уровню структурированности выделяют неструктурированные, полуструктурированные и структурированные вопросы, соответствующие различным степеням формализованности фокус-группы.
Выделяются пять основных категорий вопросов по последовательности их появления: ознакомительные, вводные, переходные (от вводных к основным), основные и заключительные вопросы. Отвечая на ознакомительные, респонденты кратко представляются. В ответах на вводные – респонденты рассказывают о тех фактах из жизни, которые имеют непосредственное отношение к теме. Обычно полученная таким образом информация не является основной для социолога, однако подобное проведение дискуссии стимулируют процесс общения и "разогревает" респондентов. Переходные – позволяют участникам увидеть обсуждаемую тему в более широком свете, узнать об отношении других к данной теме. Основные касаются поведения, мотивации людей и являются предметом анализа. В зависимости от степени формализованности задают от двух до пяти подобных вопроса. Заключительные – это поставленные в конце фокус-группы, связанные с восприятием респондентами темы и собственной позиции. Они в свою очередь подразделяются на вопросы общего характера, итоговые и финальные. Отвечая на общие, респонденты выражают свое отношения к главной теме дискуссии. Итоговые – это мнение респондентов о социологе. Финальные вопросы помогают социологу узнать то, что, по мнению участников, было пропущено в ходе дискуссии. На подобные вопросы целесообразно отводить около 10 минут. Практика применения метода показывает, что финальные вопросы необходимы для корректировки гайда с учетом мнения и позиции респондентов.
Вопросы, включающие такие слова, как "в какой мере", "насколько", "удовлетворенность" задают определенные ответы на вопросы, шкалу измерения. Начинающиеся со слова "почему" вызывают затруднения у респондентов, так как многие действия совершаются по привычке, без сознательного обдумывания. Слово "почему" лучше заменять на словосочетания "что вы испытываете", "как вы...".
Помимо вопросов, задаваемых социологом в фокус-группе, респонденты также могут поставить ряд вопросов. Иногда задаются вопросы о том, кто финансирует исследование. Если целью социологического или маркетингового исследований является изучение имиджа компании или фирмы, отношение к какому-либо объекту социальной реальности, то называть имя спонсора нецелесообразно, так как это может повлиять на ответы респондентов.