Что такое социологическое исследование? В чем его назначение? Укажите
Что такое социологическое исследование? В чем его назначение? Укажите
Типы и виды социологического исследования.
Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Социологическое исследование как измерение в широком смысле – это сбор и интерпретация новых фактов в терминах выбранной или построенной в соответствии с поставленной задачей теоретической модели с помощью методов, адекватных операциональным определениям свойств конструктов, лежащих в основании данной модели.
Типы социологических исследований различают по следующим критериям:
1) особенности конечного результата:
-теоретические
-прикладные
-теоретико-прикладные
-эмпирические
Еще по характеру и форме результата выделяют:
-информационные, социально-статистические обследования
-измерительные исследования
-социоинженерные
-экспериментальные
2) по цели проведения:
-общесоциологические
-частносоциологические
3)По критерию внутренней логики и решаемым задачам выделяют следующие исследования:
-пилотажные
-панельные
-лонгитюдные
-монографические
-выборочные
-сплошные
4)по особенностям организации:
-сравнительные
-диагностические
-экспертные
Что такое методология, метод, методика, процедура, техника
Социологического исследования?
Методология-это учение о методах(в словарях)/система принципов научного исследования(в науке)
Метод-это то, что обеспечивает в общем случае решение класса задач по устранению класса проблем. (Трактовка метода в рамках позитивистской парадигмы – Е.М.)/ путь к результату/во-первых, способ построения и обоснования социологического знания; во-вторых, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Методика-это совокупность технических приемов и операций, адаптирующих и конкретизирующих основную идею соответствующего метода в оп-ределенной исследовательской ситуации с учетом имеющихся у социолога ресурсных возможностей.
Процедура-это последовательность всех операций, предусмотренных определенной методикой.
Техника-это совокупность специальных приемов эффективного использования инструментария (анкет, бланков интервью, дневников наблюдения и т.п.), разработанного в рамках определенной методики.
В чем особенность социологического исследования как концептуального
Опишите логико-методологические функции социологической теории.
Онтологическая функция социологии объединяет задачи теоретического описания, объяснения и прогнозирования бытия социального явления. Другими словами, это объяснение того: совокупность, каких качеств обуславливает существование данного явления каков механизм воздействия этих качеств каким законам подчиняется его существование какое состояние примет данное явление при том или ином состоянии его качеств
Логико-методологическая функция решает задачу определения закономерностей производства достоверного знания о социальных явлениях, то есть закономерностей того, как надо их познавать. Происходит разработка принципов, методов, этапов и процедур получения знания о свойствах социальных явлений.(пример:теория социального действия Парсонса)
Различие между этими функциями относительно, так как описание, объяснение и познавательный анализ социального явления неразрывно связаны. В методологическом смысле теоретическая система является совокупностью логически взаимосвязанных утверждений, имеющих эмпирическое значение.
6. Что такое исследовательская парадигма? Приведите примеры
Исследовательских парадигм.
В философии понятие парадигмы было введено позитивистом Бергманом для характеристики нормативной методологии. Кун определял понятие парадигмы как признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Смена парадигм есть научная революция.
Исследовательская парадигма – это общая мировоззренческая конструкция, которая задет нормативный способ исследования реальности, принятый в качестве образа решения исследовательской задачи. Парадигма задает общий взгляд на понимание исследуемой реальности, а теория объясняет эту реальность в рамках данного понимания, наполняя парадигму конкретным научным содержанием.
Примеры исследовательских парадигм:
-Позитивизм и неопозитивизм
-Номинализм
-Интерпретативизм
Иногда также используется многопарадигмальный подход изучения социальной реальности.
Исследования?
Процедура 1. Постановка проблемы исследования и определение ее социальной значимости. Процедура 2. Определение проблемной ситуации
Процедура 3. Выявление научной значимости проблемы исследования
Процедура 4. Определение научной разработанности проблемы исследования
Процедура 5. Определение теоретического объекта
Процедура 6. Определение предмета исследования
Процедура 7. Формулировка темы исследования
Процедура 8. Формулировка цели исследования
Процедура 9. Формулировка задач исследования
Процедура 10. определение теоретических основ исследования
Процедура 11. Определение эмпирических основ исследования
Процедура 11.1. определение источников получения основных эмпирических данных
Процедура 11.1а. определение источников получения первичных эмпирических данных
Процедура 11.1б. определение эмпирического объекта
Процедура 11.1в. определение методов получения первичных эмпирических данных
Процедура 11.1г. определение методов формирования выборочной совокупности
Процедура 11.1д. определение методов обработки, обобщения и анализа первичных и вторичных эмпирических данных
Процедура 11.2 определение источников получения вспомогательных эмпирических данных.
Процедура 12. Определение научной новизны исследования
Процедура 13. Определение практической значимости темы исследования
Проблемы?
Социальная проблема – это несоответствие между действительным и желаемым состоянием социальных отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью в обществе, социальных действий и массового поведения, препятствующего развитию личности, социальных групп и общностей, обществу в целом.
Типология социальных проблем:
1) В зависимости от основы их возникновения:
a. Естественные – не зависят от сознания человека и порожденных противоречиях в рамках общества (время, уделяемое родителями детям в семье). Правомерно использовать социетальные теории, объясняющие жизнедеятельность общества как целостного явления , в частности теории, созданные в рамках структурно-функционального подхода.
b. Искусственные – не существуют в отрыве от сознания человека (образ родителей в сознании подростков). Целесообразно использовать феноменологические теории, объясняющие поведение человека с точки зрения особенностей состояния его сознания, такие как, например, теория символического интеракционизма.
c. Искусственно – естественные (характер восприятия детьми поведения родителей). Правомерно использовать многопарадигмальный подход, используя теории структурного функционализма и феноменологические теории.
2) В зависимости от сторон жизнедеятельности человека
a. Проблемы содержания и удовлетворения потребностей (деформация структуры потребностей). Теоретическая основа – теория потребностей.
b. Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей (предпочитаемые родителями виды действий по отношению к детям). Теоретическая основа – теория социального действия.
Выбора?
Социологическое исследование предполагает эмпирическую оценку явлений, то есть оценку на основе чувственного опыта. Для проведения исследования необходимо определить явления, существующие в социальной действительности, которые поддаются чувственному познанию, и которые будут представлять цель данного исследования на эмпирическом уровне. Эти явления будут выступать в качестве эмпирического объекта исследования.
В качестве таких явлений выступают индивиды в виде массовых форм их существования – общности, социальные группы, организации, наблюдаемые в действительности в прошлом и настоящем.
Эмпирический объект социологического исследования – это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования – общности, социальные группы, организации, которые будут представлять исследуемые явления на эмпирическом уровне.
Выбор индивидов и форм их существования обусловлен целью и задачами социологического исследования.
В введении необходимо конкретно назвать, какие именно индивиды и формы их существования будут выступать в качестве эмпирического объекта исследования.
Конкретизация индивидов и массовых форм их существования может проходить на основании их свойств:
1) Демографических
2) Профессиональных
3) Организационно – деятельностных
4) Привязка индивидов к конкретной территории
5) Ко времени их проживания.
Исследовании?
Предмет социологического исследования – это существенные свойства теоретического объекта исследования, обуславливающие возникновение в его рамках социальной проблемы.
Обоснование предмета СИ – выделение того свойства теоретического объекта социологического исследования, которое в наибольшей степени определяет существование в его рамках социальной проблемы или тот фактор, воздействие которого влияет на её возникновение.
Обоснования.
Концепция социологического исследования-это система теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения.
Задача концепции соц. исследования- объединение в логически связанную последовательность действий теоретические, методические и аналитические процедуры исследования посредством формирования основополагающей идеи исследования- определенной системы теоретических взглядов, способа понимания и объяснения исследуемого явления.
Этапы обоснования:
1 шаг- анализ того, насколько рассматриваемая теория соответствует природе исследуемого явления и типу проблемы.
2 шаг- определение описательно-объяснительного охвата данной теории.
3 шаг- определение объяснительной силы теории.
4 шаг- определение объяснительной глубины теории
5 шаг- определение конкретности рассматриваемой теории, т.е то, насколько узкую область действительности рассматривает данная теория и насколько исследуемое явление попадает под эту область действительности.
6 шаг- определение того, насколько эмпирические разработана рассматриваемая теория, т.е насколько используемые в теории понятия получили эмпирическое толкование, присутствуют ли в рамках данной теории определения понятий через наблюдаемые свойства исследуемых явлений.
7 шаг- определение того, насколько рассматриваемая теория является сопряженной с той теорией, которую предполагается использовать для социологического анализа объекта исследования.
Управленческих решений?
Теоретико-прикладные исследования относятся к такому типу исследований, которые классифицируются исходя из особенностей конечного результата. Они предполагают наличия некого заказчика, организация которого начинает плохо функционировать. Все это ведет к тому, что заказчик теряет управляемость своей организации. Таким образом, перед ним стоит социальная, управленческая проблема. Проблема поддержки нормального функционирования организации.
Для решения этой проблемы исследователь проводит исследование, состоящее из 2х частей: теоретической и практической. Таким образом, объект действующий – заказчик, объект познающий – исследователь.
По завершению исследования оба они получают своеобразную «выгоду». Исследователь – новое знание об исследуемых явлениях, заказчик – рекомендации по устранению проблемной ситуации функционирования организации. Так происходит воздействие результата на познавательную деятельность социолога и практическую деятельность заказчика. Исходя из результатов исследования, заказчик решает применять ли предложенную ему социологом тактику или не применять. Он получает от социолога лишь некоторые рекомендации по решению проблемной ситуации.
Исследования?
Концепция соц исследования – это система теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения. Понимание концепции соц исследования базируется на след. значениях понятия «концепция»: система последовательных, взаимосвязанных взглядов на те или иные явления и процессы; способ понимания, трактовки, рассмотрения, оценивания, объяснения явлений, событий, фактов, протекающих процессов; основополагающая идея к-л теории. Концептуальная модель соц исследования – это система взаимосвязанных понятий (понятийная сетка), характеризующих состояние теоретического объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы.. Она строится на основе идеализированного объекта выбранной теории, и выводится из него в соответствии с целями и задачами данного исследования.
Предмета исследования?
Исследовательский вопрос?
Исследовательский вопрос — это вопросительное предложение, выражающее недостаток знания о том, как и почему предмет исследования влияет на объект исследования, и требующее для получения ответа проведения социологического исследования.
В зависимости от вида отношений между предметом и объектом, которые предполагается исследовать, форма вопроса может меняться.
Для исследования описательных отношений между предметом и объектом исследования исследовательский вопрос будет звучать следующим образом: «Каково состояние предмета исследования и каковы его место и роль по отношению к состоянию объекта исследования?»
Для исследования описательно-объяснительных отношений между предметом и объектом исследования исследовательский вопрос будет звучать следующим образом: «Каковы направленность и сила воздействия состояния предмета исследования на состояние объекта исследования?»
Для исследования объяснительных отношений между предметом и объектом исследования исследовательский вопрос будет звучать следующим образом: «Каковы социальные и социально-психологические механизмы воздействия состояния предмета исследования па состояние объекта исследования?»
Исследовательский вопрос выражает содержание социологической проблемы. На его основе формулируется тема исследования.
Её составляющие? Требования формальной логики к определению
Концептуальных понятий.
Концептуальная модель социологического исследования-это система взаимосвязанных понятий (понятийная сетка), характеризующих состояние теоретического объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы.
Требования формальной логики к определению концептуальных понятий.
1. определение концептуального понятия не должно строиться с использованием самого понятия, т.е. через него самого
2. определение концептуального понятия не должно строится через родовое понятие более высокого уровня, чем-то общее понятие, в которое входит определяемое понятие
3. определение концептуального понятия не должно строится через неопределяемое родовое понятие, то есть через понятие, не имеющее ясного, строго содержания или иносказания.
Понятий?
Построение концептуальной модели социологического исследования- это процесс отбора и определения тех понятий, которые необходимы для характеристики свойств объекта и предмета, подлежащих исследованию в соответствие с его целью и задачами.
Построение концептуальной моедели социологического исследования происходит в результате определения понятий, составляющих содержание данной модели, в которых фиксируются свойства объекта и предмета данного исследования. При этом определения понятий концептуальной модели исследования берутся из понятийного аппарата тех теорий, которые составляют его концепцию. Ибо тот или иной научный смысл определения понятия приобретают в рамках конкретной теории.
С точки зрения формы выделяют простые и сложные понятия концептуальной модели исследования.
Простое концептуальное понятие- это понятие, которое определяет видовые признаки одного явления, выступающего в качестве объекта или предмета исследования.
Чтобы определить простое концептуальное понятие нужно:
1) Задать родовые признаки, фиксирующие более обширный класс явлений, к которому относится определяемое явление, называемое данным понятием;
2) Задатьвидовые признаки, выделяющие данное явление из более общего, по отношению к нему, класса явлений.
Сложное концептуальное понятие - это понятие, которое определяет видовые признаки нескольких явлений одновременно, выступающих в своем сочетании в качестве объект или предмет исследования. Конструирование определений сложных концептуальных понятий представляет собой соединение нескольких определений простых понятий, составляющих сложное понятие, в одно понятие.
Требования к определению концептуальных понятий:
1) Определение концептуального понятия не должно строиться с использованием самого понятия, т.е. через него самого;
2) Определение концептуального понятия не должно строиться через родовое понятие более высокого уровня, чем то общее понятие, в которое входит определяемое понятие;
3) Определение концептуального понятия не должно строиться через неопределяемое родовое понятие, то есть через понятие, не имеющее ясного, строгого содержания или через иносказание.
40.Как формируются исходные понятия для построения концептуальной модели
предмета социологического исследования и её сущностного определения?
Понятие- мысль, отражающая в особенной форме предметы и явления действительности и связи между ними, которые охватывает данная теория. Понятия закрепляются и выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или словосочетаний.
Исходную основу теории составляет система взаимосвязанных понятий, посредством которых описывается состояние явлений.
Понятие включает в себя смысловое содержание, характеризующееся совокупностью признаков. Именно посредством этих признаков происходит выделение исследуемых явлений из класса однородных явлений.
В качестве таких признаков выступают свойства предметов и явлений для выделения данных свойств необходимо определить понятие. Это происходит при наполнении смысловым содержанием названия понятия. Определение понятия - это суждение о классе явлений, обладающих такими свойствами или мыслимых с помощью данного понятия.
Построение концептуальной модели социологического исследования происходит в результате определения понятий, составляющих содержание данной модели, в которых фиксируются свойства объекта и предмета данного исследования. При этом определение понятий концептуальной модели исследования берутся из понятийного аппарата тех теорий, которые составляют его концепцию. Ибо тот или иной научный смысл определения понятия приобретают в рамках конкретной теории.
Пример:
Исследовании?
Переменная социологического исследования- это операциональное свойство предмета или объекта исследования, оддающееся наблюдению и принимающее два или более значения.
Переменная играет роль средства обобщения эмпирически наблюдаемого множества частных проявлений. Переменная выступает как динамическая характеристика исследуемого явления и позволяет раскрыть множество наблюдаемых состояний явления, а также установить наличие или отсутствие зависимости между его состоянием и состоянием других явлений
Среди переменных выделяются независимые, зависимые переменные.
Независимые изменяются независимо от других и поэтому рассматриваются исследователем в данном случае как причинный фактор в системе взаимосвязей.
Зависимые — переменные, изменяющиеся в связи с изменением независимых переменных и рассматриваемые поэтому как следствия.
45.Каковы требования к операциональным понятиям как к переменным? Что
Что такое социологическое исследование? В чем его назначение? Укажите