Социологическое исследование

Остерегайтесь глупых переводов!

Многогранное чудо слов зачастую становится причиной уморительных ошибок при переводе и прочих забавных недоразумений. В одном из последних номеров журнала «New Scientist »[33]рассказывалось о нескольких восхитительных ляпсусах этого рода.

Один читатель рассказал о забавном случае на радиостанции «Голос Америки», которая вещала на страны Восточной Европы. Затем ее работники слушали, как радиостанции различных стран ретранслируют их передачи. В одном из выпусков новостей сообщалось о смерти давней чемпионки по теннису, которая умерла в своем доме в Тутинге[34](Лондон). Болгарское радио обнародовало этот факт в следующем виде: «Теннисистка имярек умерла в своем доме в Лондоне, играя на трубе!»

Другой читатель поведал историю о том, как компьютер переводил российскую техническую статью на английский язык. Совершенно сбитые с толку инженеры, читавшие этот перевод, никак не могли сообразить, почему в нем все время говорится о каких-то «водяных козлах». Они долго ломали голову, пока наконец их не осенило, что «водяные козлы» – это «гидравлические тараны»!

Эта последняя история заставляет вспомнить один старинный анекдот, также о переводе с русского на английский язык: русская пословица «С глаз долой, из сердца вон» (наиболее адекватный перевод на английский– «Out of sight, out of mind») превратилась во фразу «невидимый идиот»!

Память и припоминание в процессе обучения

Разнообразные исследования, проводившиеся со времен Германа Эббингауза[35]и Уильяма Джеймса[36]в конце XIX столетия и вплоть до самых последних научных трудов профессора Гутман[37]из Венского университета, а также мои собственные изыскания полностью подтвердили тот факт, что шаблоны памяти устойчивы, предсказуемы и, что наиболее важно, управляемы.

Данные исследований подтвердили, что, пока ваш мозг занят учебой, память цепко сохраняет:

• то, что было усвоено в самом начале периода обучения (эффект первоначального впечатления);

• то, что было усвоено в самом конце периода обучения (эффект последнего по времени впечатления);

• любую вещь, которая выделяется в вашем воображении ;

• любую вещь, которую вы ассоциируете с чем-нибудь другим.

Память и припоминание по завершении процесса обучения

Данные исследований подтвердили уже существующие выводы о том, что происходит с вашей памятью после того, как вы закончили изучать какой-либо предмет (некоторые именуют это «забыванием»!).

Существует простая формула, которая поможет вам отчетливо помнить то, что вы изучили, и не позволит новым знаниям самым злосчастным образом ускользнуть из вашей памяти. Первая часть этой формулы – повторение. Вы должны повторить новую информацию по крайней мере 5 раз для того, чтобы она глубоко запечатлелась в вашей долгосрочной памяти. Вторая часть – выбор надлежащего времени или интервала между пятью повторениями.

Вам предстоит растянуть этот процесс во времени, повторяя или заново просматривая изученный вами материал приблизительно в соответствии со следующей формулой:

• Первое повторение – через час.

• Второе повторение – через день.

• Третье повторение – через неделю.

• Четвертое повторение – через месяц.

• Пятое повторение – через шесть месяцев.

Следуя этой формуле в ходе занятий по совершенствованию своего вербального интеллекта, вы наверняка почувствуете разницу между безоговорочной победой и сокрушительным поражением.

Левое и правое полушария вашего мозга

Не прошло и 20 лет с той блаженной поры, когда большинство людей понятия не имели ни о каких научных исследованиях с целью установить специфические функции левого и правого полушарий мозга. Ныне, к счастью, наши познания на этот счет стали неотъемлемой частью глобального знания.

Левое полушарие мозга имеет дело в основном со словами, логикой, числами, причинно-следственными связями; оно анализирует и составляет перечни.

Правое полушарие имеет дело в основном с ритмом, пространственным восприятием, со всеми тремя измерениями, воображением, мечтами, цветовым и целостным восприятием.

Вы увидите сами, что слова, по определению, принадлежат левому полушарию мозга. Однако не бывает правил без исключений. Когда у людей с высоким уровнем вербального интеллекта записывали электроэнцефалограмму, было видно, что, когда к ним обращались с какими-нибудь словами, вся кора головного мозга озарялась ярким светом.

Иначе говоря, слова пребывают всюду! Это особенно верно, когда речь идет о поэтах, писателях и гроссмейстерах памяти.

Причина, по которой их мозг озаряется целиком, состоит лишь в том, что они понимают: слова – это не просто слова.

Слова – это слово само по себе плюс образные, красочные, ритмические и пространственные ассоциации, которые являются неотъемлемой составной частью целостного значения этого слова!

Интеллект-карты

Интеллект-карты – это идеальный пример практического применения вышеупомянутого принципа.

В них аккумулируется и мощно выплескивается многовекторность слов – вспомните упражнение, которое вы выполняли со словом «сила». Разгадка их тайны заключается в том, что любое слово или изображение можно поместить в центр бумажного листа и из него будут безостановочно излучаться все новые и новые смыслы.

Кроме того, интеллект-карты – это максимально точное отображение тех принципов ассоциации и воображения, о которых говорилось в рубрике «Память и припоминание в процессе обучения». Действительно, вы могли бы описать интеллект-карту как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Далее, интеллект-карты включают абсолютно все элементы вашего левои правополушарного мышления, предоставляя в ваше распоряжение дополнительные ресурсы в результате согласованной деятельности обоих полушарий (тут действует известный принцип: «1+1 = больше, чем 2»).

Используя интеллект-карты, вы значительно увеличиваете ресурсы своего вербального интеллекта (см. интеллект-карты на цветных вклейках).

Развивайте свой вербальный интеллект!

Словесная загадка № 9

1. неоль _ Х _ _ _

2. доялое Х Х _ _ _ _

3. рефана _ _ _ Х Х _

4. цингора _ Х _ Х _ _ Х

Ключ: самый выдающийся мозг нашего тысячелетия.

_ _ _ _ _ _ _ _

Наши рекомендации