Контролирование девиантного поведения
Формирование моделей, эталонов поведения.
Практическое занятие №4 Социальные институты и социальные
Процессы
1.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
В данной таблице представлены общие для всех институтов признаки. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество, в котором они функционируют, находится, либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.
Есть пять основных признаков институционализированности.
I. Кодекс устный и письменный. Он состоит из двух требований:
ьНаличие норм. Для семьи такими нормами будут выступать некоторые семейные запреты и допущения. Для института образования - учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся, для государства - конституция.
ьНаличие ролевой структуры. В государстве наиболее ярко заметна роль президента или другого политического лидера. В семье мы различаем роли жены, ребенка или тещи. В образовании - студента, семинариста, ректора.
II. Социальные установки и образцы поведения - общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект. Например, институт экономики ставит перед собой целью получение прибыли, ориентирован на расчетливость, бережливость. Для образования важнее любовь к знаниям и карьерная ориентация. В семье на первый план выступают привязанность, лояльность, ответственность, уважение и любовь.
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы. Институт государства в качестве норм рассматривает систему прав и обязанностей, например, право на труд и свободу торговли. Для образования существует идеология академической свободы, равенство при обучении. В семье на первом плане дом, индивидуализм, романтическая любовь.
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института. Символ семьи, например - брачные ритуалы. Символами образования могут служить эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни. В государстве символом выступает флаг, а для института экономики - фабричная марка.
V. Материальные условия. Образование невозможно представить без аудиторий, библиотеки и специального оборудования (калькуляторы, персональные компьютеры). Экономика невозможна без производственного оборудования, а семья - без дома и предметов быта.
Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определённую систему отношений, объединяющую некоторое множество индивидов для достижения определённых целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определённых правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
Подобно социальным институтам, в зависимости от содержания регулируемой деятельности, социальные организации можно разделить на: политические (органы государственной власти, политические партии), экономические (коммерческие организации, банки), социально-культурные (театры, музеи), религиозные (церкви, мечети), образовательные (школы, университеты, академии) и др. Говоря об организации, всегда имеют ввиду некое объединение (группу) людей. Поэтому, организация– это крупная вторичная группа, сформированная для достижения определённых целей.Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение
3 Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила пове-дения в социальных отношенях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
4. Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, если социолог ограничивает себя изучением только явных функций, изучая проблему, достигнет та или иная организация или учреждение, созданные для определенных целей, свои цели, то он «превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения.