Социальная стратификация и социальная мобильность.
Вариант 1.
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
А) Рабовладельческая стратификация.
Б) Основные критерии стратификации по П. Сорокину.
2. Дайте определения понятий:
А) Вертикальная мобильность.
Б) Маргинал.
3. Ответьте на следующие вопросы:
А) Система разного уровня благ, власти и престижа называется
а) социальная мобильность;
б) аномия;
в) каста;
г) социальная стратификация.
Б) Род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами называется….
Вариант 2.
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
А) Кастовая стратификация.
Б) Основные критерии стратификации по Т. Парсонсу
2. Дайте определения понятий:
А) Горизонтальная мобильность.
Б) Социальное неравенство.
3. Ответьте на следующие вопросы:
А) Как называется изменение социального статуса?
а) карьера;
б) социальная мобильность;
в) рейтинг;
г) социальная стратификация.
Б) Единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод называется….
Вариант 3.
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
А) Классовая стратификация.
Б) Основные критерии стратификации современной социологии.
2. Дайте определения понятий:
А) Географическая мобильность.
Б) Бедность.
3. Ответьте на следующие вопросы:
А) Какую из представленных групп можно отнести к маргинальным слоям населения?
а) эмигранты;
б) военные;
в) студенты;
г) нищие.
Б) Социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением называют….
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
· самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
· самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Цель СРС – организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Перечислим основные функции самостоятельной работы в учебном процессе:
1) закрепление психологических знаний и умений, изученных в рамках аудиторной работы;
2) расширение и углубление знаний по отдельным темам;
3) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;
4) освоение умений самопознания и саморазвития.
Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов может использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов:
- на семинарах, практических занятиях;
- при подготовке к лекциям, семинарам, практическим занятиям;
- при подготовке рефератов;
- при подготовке к экзамену и зачету.
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
· самоконтроль и самооценка студента;
· контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.
Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Кроме того, самостоятельная работа имеет и воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование навыков и умений самостоятельной работы студента может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
При обучении по бально-рейтинговой системе самостоятельной работе студентов уделяется важное место. Практика преподавания показывает, что в группах с большим количеством студентов возникают сложности при наборе желаемого количества баллов. В таком случае преподавателю заранее следует спланировать дополнительные способы набора недостающих баллов. В этом случае каждый преподаватель сам выбирает наиболее целесообразные виды самостоятельных работ. Например, можно предложить студенту написание реферата. Важно при этом заранее выбрать вид реферативной работы, обсудить тему работы, план и критерии оценки (приводятся в методических указаниях студентам).
Методические указания студентам.
Особые сложности в освоении социологии как науки об обществе связаны с ее междисциплинарным характером. Для того, чтобы «охватить» общество в целом, необходимо иметь определенный запас знаний об отдельных подсистемах общества - экономике, религии, политике, философии и т.д. Таким образом, освоение социологии на вузовском уровне во многом зависит от уровня знаний, полученных на предыдущей образовательной ступени.
Подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиямпредставляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. К сожалению, это делают лишь те немногие студенты, у которых сформировалось умение самоорганизации.
Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:
- повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;
- расширение и углубление знаний по теме занятия.
Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполнения лабораторной работы или практического задания.
Содержанием подготовки студентов к семинару или практическому занятию может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративного материала по определенным вопросам, описание результатов наблюдения и самонаблюдения.
При подготовке к семинарским занятиям студентам целесообразно соблюдать следующую последовательность в работе:
1.Изучение тематики, плана занятия, списка рекомендованной литературы, методических указаний.
2.Осмысление теоретических и практических выводов по каждому вопросу.
При подготовке к семинарским занятиям студент должен сделать исследование в виде реферата, доклада или контрольной работы (по предложения преподавателя).
Выбрав тему работы, необходимо приступить к подбору литературы, список который предлагается в учебно-методическом комплексе. Студент также самостоятельно подбирает литературу в библиотеке, пользуясь каталогами (систематический, предметный, алфавитный). Затем нужно составить план контрольной работы (реферата, доклада) который должен состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Использование пособия предполагает обращение студента к хрестоматиям по социологии, к трудам социологов - классиков, к справочникам и словарям. Их изучение должно помочь выявлению и осмыслению движения социологической мысли в ее преемственности и новациях, антиномиях и альтернативах, инвариантах и вариантах: способствовать тем самым росту общей культуры, развитию социологического мышления.
При изучении социологии следует учесть, что в этой науке существует большое разнообразие подходов в познании и теоретическом моделировании сущности и содержания общества, его структуры. Не следует связывать понятие «абсолютная истина» с каким – то одним авторским подходом. Наиболее оптимальным должно быть стремление выявлять самостоятельно рациональное зерно в той или иной теоретической конструкции, а в случае необходимости консультироваться со специалистами в данной области познания.