Механическая, Синтетич и георафич, Биологич, Био-соц. демографич, социологич, Психологич.
+ класификац: по имени основателя, по нац признаку, по наименованию учрежд,по названию города, по тематическому признаку.
38.Предмет истории социологии:
Характеристика социологии как института науки:
1. Наличие базовой системы знаний, теоретико-методологических основ, сохраняющих специфику и целостность данной отрасли науки.2. Наличие когорты ученых, обеспечивающих специализацию знаний и деятельности, приращение знаний, подготовку специализированных кадров. 3. Устойчивые внутридисциплинарные и междисциплинарные связи. 4. Наличие информационного обмена, собственных коммуникаций (издание журналов, сборников, проведение конференций и т.д.). 5. Наличие сети специализированных структур (учереждений, служб, заведений), обеспечивающих подготовку кадров. 6. Сформировавшиеся связи с несоциологией, определенный статус в общ.мнении и массовом сознании 7. Формирование научных сообществ. 8. Наличие механизмов контроля над социологической продукцией, качеством услуг.
История социологии изучает как внутринаучные, так и вненаучные факторы развития социологического знания. История социологии – коллективная память науки об обществе, исследует формы изменения научного знания: эволюционные, происходящие в рамках одной и той же парадигмы и революционные , связанные со сменой парадигм в социологии (А.Б. Гофман). Определение границ социологического знания:
Онтологическим (как объясняют социальную реальность, т.е. общество как многообразие форм взаимодействия людей ), эпистимиологическим (теоретико- познавательным, по которым отслеживается научное знание об обществе, устанавливаются научные факты), этичиским, институционально-организационным (факультеты, кафедры, вузы, конгрессы и т.д.)
Задачи истории социологии: Дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом думали. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течении определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Предмет истории социологии включает три основных момента
1) Социально – исторические условия развития социологии, ее место и роль в культуре и общественной жизни соответствующей эпохи; 2) Эволюцию предметной области (т.е. круга изучаемых проблем), теоретических моделей и эмпирических методик; 3) Эволюцию организационных форм исследовательской деятельности и структуры сообщества социологов. Эволюция социологии – последовательность этапов ее развития, в которой проявляется общая тенденция, связывающая прошлые и современные научные идеи и исследовательские работы в единое целое.
39. Предшественники отечественной социологии. Социографические исследования:
Основными представителями западников являлись: Т.Н. ГРАНОВСКИЙ (1813—1855), В.Г. БЕЛИНСКИЙ (1811—1848), А.И. ГЕРЦЕН (1812—1870), Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828—1889) и др. Они признавали необходимым развитие России по западноевропейскому пути; выступали за ликвидацию крепостничества; считали, что крестьянская революция — единственное средство достижения справедливых идеалов, а крестьянская община — основа будущего социалистического общества в России; говорили о том, что в России возможен переход к социализму, минуя капитализм; подчеркивали единство мировой истории и ее закономерный характер и др.
Для Чернышевского община — патриархальный институт русской жизни, в общине существует "товарищеская форма производства" параллельно с капиталистическим производством, которое со временем будет упразднено. Тогда будет окончательно утверждено коллективное производство и потребление, после чего община как форма производственного объединения исчезнет. Срок перехода от обработки земли частными силами отдельного хозяина к общинной обработке целой мирской дачи он оценивал в 20-30 лет. Использовал идеи Фурье и его главного ученика Консидерана. В "Очерках из политической экономики" с некоторыми оговорками передает учение утописта о труде, указывая на необходимость крупного производства, и разъясняет невыгодность труда наемного. Чернышевский считал, что "потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем". Согласно воззрениям Фурье, Чернышевский указывал на преувеличенное значение торговли в современном обществе и недостатках ее организации. В романе "Что делать?" прямо изобразил фаланстер (Четвертый сон Веры Павловны).
Белинский, переговоры с А. А. Краевским, и принял его предложение взять на себя критический отдел в «Отечественных Записках». его первые статьи в «Отечественных Записках» (о «Бородинской годовщине», о Менцеле, о «Горе от ума») ещё носят на себе «московский» отпечаток, даже усиленный, как будто критик хотел во что бы то ни стало довести свои выводы о разумной действительности до самого крайнего предела. Но действительность, при более близком знакомстве с нею, ужаснула его, — и старые вопросы, занимавшие его мысль, мало-помалу стали являться перед ним в другом свете. Весь запас нравственных стремлений к высокому, пламенной любви к правде, направлявшийся прежде на идеализм личной жизни и на искусство, обратился теперь на скорбь об этой действительности, на борьбу с её злом, на защиту беспощадно попираемого ею достоинства человеческой личности. С этого времени критика Белинского приобретает значение общественное; она всё больше и больше проникается живыми интересами русской жизни и вследствие этого становится всё более и более положительной. С каждым годом в статьях Белинского мы находим всё меньше и меньше рассуждений о предметах отвлечённых; всё решительнее становится преобладание элементов данных жизнью, всё яснее признание жизненности — главной задачей литературы.
Позиция Писарев!!! в политической и лит-ой борьбе 60-х гг. была исключительно своеобразной. Вместе с идеологами крестьянской революции П. боролся с различными течениями дворянской и буржуазной мысли той поры — с реакционным дворянством, группировавшимся вокруг "Русского вестника", с либерально-дворянскими "Отечественными записками" Краевского, с почвенническим направлением "Времени" и "Эпохи" и т. д. Во всей этой борьбе фактически руководимое П. "Русское слово" деятельно сотрудничало с органом революционной демократии той эпохи — журн. "Современник". Но, несмотря на свою близость к революционным демократам,
???????Д.С. Аничников (1733—1788), Я.П. Козельский (1728—1794), С.Е. Десницкий (ок. 1740—1789), А.Н. Радищев(1749—1802). Именно они впервые наиболее полно и критически рассмотрели петровские реформы, вычленили структурные элементы общества и показали их роль в социальном процессе. Следует отметить выдвинутую ими проблему общины (Аничков), которая впоследствии стала ведущей темой русской социальной мысли, рассмотрение революции как средства уничтожения самодержавия и крепостничества (Радищев), обращение внимания на роль труда в человеческой истории (Десницкий) и др. Они подвергли уничтожающей критике феодально-крепостной порядок. Благодаря им в России был поднят вопрос о судьбе крепостного крестьянства, именно они подтолкнули общество к установлению новых прогрессивных общественных порядков.
Надеждин (1804—1856) являлся одним из основоположников теоретической социологии в России, им введена в социальную мысль России идея историзма. П.И. Пестелю (1793—1826) принадлежит идея революционного преобразования общества как способа его прогресса. Следует отметить и В.Н. Майков (1823—1847), который первым четко заговорил о социологии и познакомил Россию с идеями О. Конта
Наиболее яркой фигурой начала XIX в. являлся Петр Яковлевич Чаадаев(1794—1856). Чаадаев, отрицая упрощенные идеи просветительского прогрессизма, пытался найти новые способы осмысления социальных фактов, опираясь при этом на единство истории человечества и ее законосообразный характер.«Философские письма» (1829—1831) в течение многих лет ходили по России в рукописи на французском языке и были известны немногим. В своем «Письме» Чаадаев обратил внимание на роль русского народа в истории человечества. По его словам, «одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. В дальнейшем взгляды Чаадаева более оптимистичны. В своих последних работах он уже неоднократно говорил, что России предстоит великое будущее, а для этого необходимо только сделать правильный социальный выбор, поняв особенности России.
Грановский (1813—1855), В.Г. Белинский (1811—1848), А.И. Герцен (1812—1870), Н.Г. Чернышевский (1828—1889) и др. Они признавали необходимым развитие России по западноевропейскому пути; выступали за ликвидацию крепостничества; считали, что крестьянская революция — единственное средство достижения справедливых идеалов, а крестьянская община — основа будущего социалистического общества в России; говорили о том, что в России возможен переход к социализму, минуя капитализм; подчеркивали единство мировой истории и ее закономерный характер и др.
Славянофилами являлись И.В. Киреевский (1806—1856), А.С. Хомяков (1804—1860), К.С. Аксаков (1817—1860) и др. Основными их идеями были: отрицательное отношение к петровским реформам; идеализация патриархального быта; отрицательное отношение к революции; отрицание государственности и элементы анархизма; выдвижение религиозно-философских концепций; подчеркивание особой роли духовной, религиозной детерминации социального поведения людей.
Славянофилы выступали за самобытной путь исторического развития России, который принципиально отличается от западноевропейского пути.
Идеи Константина Дмитриевича Кавелин (1818—1885) стали как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России. К.Д. Кавелин — выходец из старого дворянского рода, историк, юрист, философ, публицист.Для него было характерно желание преодолеть недостатки, имеющиеся в течениях западничества и славянофильства, и заложить основы новой социальной науки
40. Российская социология в 1890-1900-е годы:
В эти годы утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В таком понимании социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в академическую среду, ее методы начинают широко использоваться в других социальных дисциплинах. В связи с этим следует подчеркнуть, что создание различного рода прикладных социологии было начато именно в российской социологии.
Рубеж веков характеризуется осознанием кризиса социологии, причины которого усматривались в неадекватности методологии классического позитивизма потребностям научного познания общества. На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий и др.), интенции которого обнаруживались уже у ранних субъективистов. Представители "старых" школ (Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский и др., ставшие систематизаторами двух течений - субъективизма и объективизма) во многом уточняют свои позиции. Утверждается экономический материализм (или марксистская социология), причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Г. В. Плеханов, В., И-Ульянов-Ленин) и неортодоксальный, "легальный" марксизм (Я. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М` И. Туган-Барановский), весьма близкий с точки зрения методологии к неокантианству. В этот же период начинается, хотя и эпизодическое, преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты социологии наталкиваются на отказ правящих, кругов. Нет и специальных изданий. Тем не менее количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов.
41. Южаков (Сергей Николаевич) (1849 —1910)- публицист, родился в 1849 г. в семье генерала от кавалерии, учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, который по болезни оставил до окончания курса; на литературное поприще выступил в 1868 г. в "Одесском Вестнике"; сотрудничал в "Знании", в находился в ссылке в Сибири, откуда посылал статьи в "Русские ведомости" и "Отечественные Записки"; после стал сотрудником "Отечественных Записок"; стал членом редакции "Русского Богатства", в котором поныне ведет отдел иностранной политики. Отдельно изданы следующие сочинения Южакова: Англо-русская распря" ; "Афганистан"; "М.М. Сперанский"; "Ж.-Ж. Руссо"; "Любовь и счастье в произведениях Пушкина". Основы своего широко гуманного миросозерцания Южаков изложил в ""Социологических этюдах"". Примыкая к субъективной школе социологии, которую он считает специфически "русской социологической школой", Южаков указывает, что в социальном процессе, действуют факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут перевес над биологическими факторами и подчиняют их себе. "Социальный прогресс, - говорит Южаков, - представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды: в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспосабливает среду к своим потребностям, создавая особую среду - социальную культуру". Благодаря этому новому фактору борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая человеком сколько-нибудь развитым, признается явлением безнравственным. Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединенных солидарностью, с природой, что ведет к тенденции "уравновесить размножение населения умножением средств".
«Социологические этюды» – главная теоретико-социологическая работа С.Н. Южакова (1849–1910). На создание корпуса текстов, вошедших впоследствии в одноименный двухтомник, он потратил более двадцати лет жизни. Первые статьи цикла появились в 1872–1873 гг. в журнале «Знание». По оценке Н.И. Кареева, они «представляли собой первый в России систематический трактат социологии, начинающийся словами о задачах социологии, о строении общества и его отправлениях, об общественном развитии и прогрессе, об определении общества»1 [2, с. 72–73] и завершающийся разделом о методе социологии. Потом были публикации 1888 г. в «Северном вестнике» и, наконец, работы 1890-го и 1895 гг., печатавшиеся на страницах «Русского богатства». Несмотря на столь значительный срок реализации проекта и длительные перерывы в работе над ним, «Социологические этюды» представляют собой целостное в идейном, логическом и содержательном плане произведение.
Вслед за Ш. Фурье, А. де Сен-Симоном и О. Контом, отстаивавшими идею «Единого закона», он постулирует наличие общей связи «мира явлений социальных с миром явлений органических и физических». Вместе с тем, общество – это не просто агрегат, а агрегат живой. Во-вторых, как любое живое тело общество растет и размножается, а также совершает определенную работу. В-четвертых, отмеченная выше зависимость живых тел от внешней среды предполагает необходимость приспосабливаться к ней. Будучи живым агрегатом, общество обладает способностью к изменению под действием среды. Коренное различие между обществом и организмом, одинаково являющихся живыми многоуровневыми (сложными) агрегатами, заключается в их строении
и в способе проявления активности. Суть этого различия С.Н. Южаков выражает с помощью таких понятий, как степень интеграции и дифференциации, а также индивидуальность и неделимое, заимствованных им отчасти у Г. Спенсера, отчасти у Н.К. Михайловского. Пассивное приспособление заключается в изменении организма под воздействием среды. Напротив, активное приспособление предполагает изменение среды живыми организмами. Культура «представляет самый могучий цемент, соединяющий отдельные индивиды в неразрывное общественное тело… Культура объединяет общественное тело в пространстве, делает из него связный, интегрированный агрегат в данный момент и в данных пределах, но она объединяет общество и во времени, делает из него агрегат, существование которого длится вне зависимости от продолжительности жизни индивидов, его составляющих… Она наследуется одним поколением от другого, и без этого наследства никакое поколение не могло бы существовать и развиваться.