Высшая русская школа общественных наук в Париже: роль отечественных социологов.
История школы.В Париже в 1898 году был создан Свободный колледж социальных наук (в 1900 году он будет преобразован в Свободную Высшую школу общественных наук). Ковалевский и Гамбаров решили организовать Русскую Высшую школу общественных наук. Ковалевский и Гамборов вложили туда свои деньги,а так же получили деньги от анонима и 19 ноября 1901 года состоялось торжественное открытие Русской Высшей школы общественных наук. Курировал школу комитет усовершенствования и патроната. руководил школой совет профессоров.
Установочная цель – содействие развитию международных вузов и народных институтов и организация международного информационного обмена.
общая позиция – терпимое отношение к оппонентам. русская школа исходит из условий существования своей Родины и ее исторического прошлого.
Деятельность школы освещаласьв российских газетах и журналах «Русские ведомости», «Русское слово», «Право», «Вестник воспитания.
читали лекции: де Роберт (общ социология), Волков (Гражданское право), Аничков (история религии), Гомбаров (гражданское право), Кореев (введ в социологию).
Закрытие школыВ 1904-1905 годах выступления в школе лидеров политических группировок стали постоянным явлением. Слушатели раскололись на противостоящие друг другу политические кланы. Интересы учёбы для слушателей, втянутых в политическую борьбу, отходили на второй В январе 1906 года Русская Высшая школа общественных наук прекратила свою деятельность.
Структура школыОдним из председателей был М. М. Ковалевский, председателем русской секции являлся И. И. Мечников, вице-председателями - М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти.Связь организаторов школы с ведущей профессурой России способствовала стабильности, систематичности и высокому уровню образования. Преподавательский состав насчитывал 50 человек А. И. Чупров и Н. А. Каблуков, профессор П. Г. Виноградов. Кроме того, для чтения лекций приглашались М. И. Туган-Барановский, С. И. Венгеров, Е. В. Аничков, П. Б. Струве и т.д. Слушатели делились на две группы: постоянные учащиеся (360 человек) и слушатели отдельных лекций (400-500 человек). Лекции в основном читались на русском языке и иногда на французском. По свидетельству Ю. С. Гамбарова, практические занятия и спецкурсы проводились в школе днем, а лекции читались обыкновенно по вечерам.
9. Генетическая школа в социологии:
генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросов о происхождении общественной жизни и общественных институтов. каковы: семья, собственность, религия, гос-во, нравственность и право, входящие на первых парах в состав, входящие на первых парах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действием недозволенным.
Генетическая социология – наука о происхождении общественных институтов, открывает следы порядков и отношений.
По Ковалевскому: Рассматривая в рамках генетической социологии социальную эволюцию, исследовал ее этапы и фазы, начиная с древнейших. Ковалевский анализировал в рамках историко-сравнительного исследования основные организации и институты эволюции, где первым значился род, затем — семья и, наконец, община. Он выделял три вида общины: родовую, семейную, сельскую. В отличие от многих российских социологов, Ковалевский рассматривал общину как исторически обреченную социальную форму жизни. Но он не считал нужной ее насильственную ломку, тем более что в ней он видел образец социальной солидарности. На смену сельской общине приходит следующий этап социальной эволюции — феодальная организация общественной жизни, которая заменяется капитализмом. Рассматривая социальную эволюцию сквозь призму ее; основных этапов, социолог обращался к анализу изменений во всех основных подсистемах общественной жизни — экономической, политико-правовой, нравственно-духовной. Он доказывал, что каждой стадии экономической эволюции соответствует определенная политическая форма и связанное с ней нравственное регулирование. Например, родовой стадии экономической эволюции соответствует племенное княжество, феодальной — сословная монархия и характерные для них нормы морали.
Мурамцев, Тахтарев и др были сторонниками полиприч объяснения соц явлений. в определенное время и в опред соц пространстве то один, то другой элемент общества может стать временным лидером.
10. Географическая школа:
Географическая школа в социологии - направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды. Флора, фауна, климат, реки, ландшафт – элементы среды обитания – трактовались данной школой как факторы жизни. Длина береговой линии, наличие лесов, болот, пустынь и т.д. – все это важно для расселения и выживания людей, для организации их повседневного быта и обороноспособности сообщества. В 19 веке в России было создано Русское географическое общество. Здесь глубоко прорабатывались научные и практические проблемы, обсуждались результаты экспедиций и путешествий. Среди первых известных социогеографов были семенов-Тянь-Шанский, Щапов, Лев Ильич Мечников - русский мыслитель, географ, социолог, общественный деятель, родисля в Петербурге. Учился медицине, образование не закончил из-за участия в студенческом движении Академии художеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки. Основная работа М. – “Цивилизация и великие исторические реки” (опубликована посмертно на французском языке в 1889). Для превращения социологии в точную науку необходимо, считает М., установление специфических законов общества и достоверного критерия его прогресса. Закономерная эволюция общества и есть социальный прогресс. В центре концепции М. два явления – кооперация и солидарность, в трактовке которых он был близок к взглядам Кропоткина и Михайловского. Кооперация, по М., есть самая общая форма социальной жизни, способ ее организации. Принципом же социальной динамики и критерием прогресса является нарастание общечеловеческой солидарности. Социология есть наука, которая изучает все явления солидарности.