Социология культуры: основные направления исследований
Понятие СК было введ. Альфредом Вебером (братом Макса Вебера) в нач 20 века, он же основал "кружок культурологов". Культурные процессы необх-мо изучать на стыке с общественными.
Изнач-но К (лат.) = возделывание земли, культивирование растений. Затем терм. перешел в сферу человеческих отношений. 18, 19 вв. - приобрел соврем. значение, стал наряду с термином "цивилизац."
В соврем. европ. языках К поним. по-разному: 1) Состоян. общ-ва, основ. на праве, порядке, гражданственности (К=цивилизац.) 2) Абстрактн. обознач. процесса интеллект. и духовн. развития (творч-во) 3) Абстрактн. обознач. форм и продуктов интеллект. и худ. деятельности. 4) Указание на особенности жизни народа/группы. Научных определений К более 500.
Интегративное определение К: это система общих верований, ценностей, обычаев, способов поведения и артефактов, которыми пользуются члены данного общества для того, чтобы освоить и понять окружающий мир, и которые передаются от одного покол. к другому.
Функции Кпо Парсонсу: 1)трансляция соц. опыта 2)обучение- социализация 3) объединение в сообщество.
СК -наука, рассматривающ. строение и функционирование К в связи с социальной структ. и институтами, применительно к конкретно-историч. ситуац. В широк. смысле СК -изучение способа жизни того/иного народа, в узком - изучение процесса творчества в 2-х институтах - инст. искусства и науки. СК иногда противопост-ся соц. антроп., котор. изуч. традиц./архаичн. общества.
Считается, что СК заним-ся изучением духовной К, котор. включ. в себя 3 компон.: когнитивный (знания и технологии), символический (язык, жесты), нормативно-ценностный (нормы и ценности).
Предмет СК (как результат теоретического абстрагирования, обобщения) – 1) культура во всей совокупности ее свойств и явлений 2) человек в социальном взаимодействии 3) социальные взаимодействия в культурном пространстве.
Объект СК - собственно культура / все, что сделано человеком.
Основные парадигмы(парад. = модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе) в СК:
1. П. культурного релятивизма и этноцентризма. Этноцентризм - предрасположенность судить о других К с позиции своей собственной. К релятивизм - (лат. relativus - относительный) позиция, когда К понимают только исходя из анализа ее ценностей в ее собственном контексте. Члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, т.к. судят с позиций собственной К. Каждый элемент культуры соотносится с особенностями той культурной системы, частью которой он является. Все исследования проводились с точки зрения Европы.
2. П. эволюционистская- человеческий род един и все культуры движутся по линии прогресса (от простого к сложному). Представитель – Спенсер, вывел 2 закона развития: общий уровень развития К определяется развитием К среднего из его членов; выживает только сильнейший и умнейший индивид. + Тойнби, Данилевский, Шпенглер.
3. Плюралистическая П.(Малиновский, Рэдклифф Браун) – К = целостная система, выполняющая свою функцию. Отказ от идеи всеобщего прогресса. Основной принцип мультикультурализма – каждая культура ценна сама по себе.
4. Концепции модернизма - сравнение традиционных и современных обществ. Парсонс: сравнение на основе след. переменных:
1. аффективность/аффективная нейтральность.
2. диффузность/специфичность: в традиц. общ-вах люди знают друг друга со всех сторон, в соврем. – воспринимают друг друга на основе функциональной значимости.
3. партикуляризм/универсализм – в традиц. общ-ве проведение четкой границы «свой-чужой», в совр. – обезличенно-схематическое отношение.
4. аскрипция/достижение - в трад. – предписанность статуса, в соврем. – на первом месте личные достижения.
5. ориентация на коллектив/на себя – в трад. важны достижения всех, в соврем. – личные.
Культура в социологической традиции:
1. Конт и его закон 3-х стадий (теологич., метафизич., позитивн.). На кажд. стадии есть свои К агенты/эксперты, воспроизв. К элем./продукты (колдуны, маги, шаманы, священники; философы; ученые)
2. Вебер: соц. дей-е - поступок, ориент. на других людей, он всегда несет субъективно подразумеваемый смысл. "Протестантск. этика и дух капитализма": взаимосвязь м/у капитализмом и религией.
3. Символич. интеракционизм: Томас и Знанецкий ("Польский крестьянин в Европе и Америке"), Дж. Герберт Мид (понятие жеста: м.б. физические и речевые; социализация), Гофман (драматургический подход). Исследовались смысли, которые акторы вкладывают в свои действия и т.п., основа – понимающая социология.
4. Социальная феноменология: Щюц (повседневность, "конечные области значения"), Гарфинкель.
5. Социология Франкфуртской школы (Хабермас, Маркузе, Одорно, Хоркхаймер, Фромм).
Другая классиф. парадигм исследований культуры:
1.Эмпирическая – сбор информации и жизни разных народов и систематизация знаний.
2. Эволюционистская – возникла как рез-т развития естественнонаучных дисциплин. Осн. идеи: единство человеческого рода => существует единообразие развития культур. Прямая однолинейность развития от простого к сложному.
3. Плюралистическая – переход от изучения культуры в единственном числе к культуре во множественном числе. Начало парадигмы положили антропологи в 19 веке.