Основные концепции экономической социологии

Термин «ЭС» впервые появился в 1879 в работе британского экономиста У.Джевонса «Теория политической экономии» (один из авторов теории полезности).

ЭС- междисциплинарное научное направление, исследования социальных механизмов функционирования и развития экономики.

ЭС рассматривает экономическую жизнь как взаимодействие общественных групп, которые занимают разное место в исторически определенной системе общ производства, выполняют специфические производственные и социальные функции, наделены неодинаковыми правами и обязанностями

В истории становления и развития ЭС выделяют четыре этапа: Доклассический, Классический, Неоклассический и Современный.

Доклассический этап: основа - труды Смита, Риккардо и Миля. Смит: благосостояние государства определяет не наличие денежных запасов, а труд людей и создаваемые им продукты. Труд – в основе теоретического анализа эк-ки Смита. Идея «экономического человека»: действует рационально, врожденная склонность к обмену. Идея свободы в экономической сфере и свободной конкуренции.

Классический этап:

1) Исторический материализм (К. Маркс) как метод анализа общественных явлений с т.з. классового подхода. Взаимодействие эк-ки с другими областями общественной жизни: базис и надстройка. Эк-ка – базис общественного развития. Рассмотрение экономических явлений как социальных. Труд – родовая сущность человека, труд и экономическая деятельность формируют основу социальной жизни.

2) Французская школа (Э. Дюркгейм) анализ разделения труда с т.з. социологии, механическая солидарность меняется на органическую.

3) Немецкая школа (М. Вебер): религия создает капитализм. Действия человека: 4 типа (целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное). При капиталистической системе хозяйства преобладает целерациональное поведение (мотив - стремление к получению дохода).

В. Зомбарт «Буржуа». Капитализм создает новую религию. Ввел понятие капитализма как сферы социальной деятельности, как особый социокультурный строй, основанный на рациональности мышления и поведения людей.

Г. Зиммель «Философия денег». Понятие обмена: шире, чем просто экономическое, все общ явления – обмен. Главные хар-ки экономического обмена – ценность, выгода. Деньги - социальный феномен, универсальная ценность, эталон экономической и социальной жизни.

Неоклассический этап (Парсонс, Смелсер): экономика как система и как подсистема. Экономика (функция адаптации ресурсов к потребностям общества) - одна из подсистем общества, обесп. ф-цию адаптации общества к окр. среде. Сама экономика также имеет рацион. структуру. 4 подсис-мы: Производство (адаптация); Капитализация и инвестиции (целеполагание); Предпринимательство (интеграция); Экономическая культура (поддержание образца). Институциональное строение эк-ки: институт договора, структуры рынков труда, капитала, товаров, контроля за производительностью. На этом этапе ЭС признали как часть социологии: ЭС – изучает совокупность взаимодействия эк-ки с другими сферами общ жизни и исследует эк-ку как одну из подсистем общества.

Современный этап. Термин “Новая ЭС” появился в 1985 г.; статья Грановеттера “Экономическое действие и социальная структура: проблема включенности”. Осн. идея: экон. дей-я включены в конкретные системы социальных отношений, экон. поведение включено в сети межличностных отношений. Между агентами существует связь, они не изолированы.

Культурноенаправление в новой ЭС – Вивьян Селизер (“Мораль и рынок”) и Шерон Цукин: кроме структурной включенности (Грановеттер) существует и культурная включенность. Культура воздейств. на экономику посредством верований и идей или с помощью формальных правил, культура устанавливает границы экономической рациональности.

Теории потребления: Т.Веблен “Теория праздного класса”: функция потребления - выражение социального статуса. Ж. Бодрийяр “Система вещей” 1995: человек потребляет не вещи, а культурные знаки, символы вещей; потребление - не материальная практика. Дж.Гелбрейт “Общество изобилия”: нарушается основной принцип стоимостной экономики - принцип эквивалентности затрат результатам. Теперь меньшие затраты ведут к большим результатам.

Нил Флигстин???

ЭС в России: Грееф, М. М. Ковалевский, В конце 1950-х и начале 1960-х гг В. Осипов, А. А. Заворыкин, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов в то время начинают исследование молодых рабочих и их отношения к труду - "Человек и его работа". В. Я. Ельмеев: обосновывается концепция сочетания экономического и социального развития. Исследование Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной.


Наши рекомендации