Объяснение в социальных науках. Специфика причинно-следственных связей в социальном мире и методы их изучения.
Логика (взаимосвязь и последовательность различных познавательных процедур) социального исследования состоит из следующих этапов (они же функции научного познания): описание, объяснение, понимание, прогнозирование.
Объяснение – это раскрытие на основе теории и эмпирических данных сущности объекта путем демонстрации того, что объект подчиняется определенным закономерностям или их совокупности.
Объяснение – основная функция социологических исследований. Объ. формулирует знание, раскрывающее объективные, необходимые связи, присущие отдельно взятому явлению или совокупности взаимодействующих друг с другом явлений. Социологическое объяснение – сложное и комбинированное объяснение, так как для объяснения социального явления нужно использовать различные виды объяснений.
Логическая структура объяснения:
· эксплананс – совокупность положений, суждений, объясняющих изучаемый объект; это высказывание, на основе которого даётся объяснение.
Объясняющие высказывания могут основываться на 3 видах информации:
- факты (объяснения на основе соц. фактов, индуктивн. ф-ма объясн.);
- законы, закономерности - явления подводятся под закономерности;
- теория - явления или факты объясняются на основе базов. положений теорий.
· экспланандум – совокупн. положений, суждений, отображающих объясняемое явление; т.е. это высказывания о явлении, подлежащ. объяснению.
В зависимости от того, как ведётся объяснение, выделяют следующие виды Ехм:
- причинное (генетическое) объяснение - объяснение числа самоубийств протестантизмом.
- следственное (функциональное) о. - исп-ся суждения, характеризующ. функции или следствия взаимод-я одного явл-я с другим.
- структурное (диалектич.) о. - исп-ют суждения об устойчив. связях, присущих тому или иному явлению, например, марксизм (отношения м/у противоборствующ. соц. классами)
- телеологическое - объясн. с т.зр. целей и смысловых поступков людей.
· отношения между экспланансом и экспланандумом (дедуктивн./индуктивн.). Это т.н. модельные объяснения, в котор. в кач-ве основы объясн. исп-ся положения, выск-я об опред. классе явлений, находящихся за пределами социального мира. В данном случае для объяснений социальных явлений используются суждения, заимствованные их других наук.
В разных школах в разное время превалировали разн. типы объясн.
В западной социологии XIX в.– причинные объяснения. В XX в. – функциональное объяснение (представители структурализма). Во второй половине XX в. были определены границы каждого типа и вида объяснения и была установлена иерархия между ними.
Идеал – объединение различных процедур объяснения их сочетание.
Примеры построения объяснения:
1. Формулируем общий закон: "как правило, в любом общ-ве ослабление соц. контроля ведёт к увеличению проявлений девиантных форм поведения".
2. Вводим конкретику, т.е. начальн. усл-я объясн.: "В России в 1990-е был резко ослаблен соц. котнроль во всех его формах".
3. Вывод: "В России в 90-е гг получили массовое распространение девиантные формы поведения".
Сущ-ют также скетч-объяснения (единичн. объяснения). Логика движ.-я науки: скетч-объ. => cистема объясн. => полное комплексное объясн.
Перед исследователями традиционно стоят 2 вопроса:
· можно ли изучать социальный мир с точки зрения присущих ему объективных закономерностей?
· можно ли изучать социальный мир с точки зрения присущих ему причинно-следственных закономерностей?
Здесь возникает противостояние принципа детерминизма и принципа индетерминизма.
Детерминизм предполагает наличие причинно-следственных связей в социальном мире.
Этот принцип имеет 2 аспекта: онтологический и гносеологический.
В онтологическом плане объективность существования связей между двумя явлениями — между причиной и следствием. В гносеологическом плане: мы должны, используя научные методы, изучить причинно-следственные связи между явлениями, и установить причинные законы.
Изменения социально-экономических обстоятельств могут изменить известную нам ПСС, но, одновременно изменяя условия появления ПСС, мы можем контролировать их проявление и предавать им желательное нам направление проявления.
Изменяя кроме условий саму причину, мы можем препятствовать появлению определенных следствий.
Мы должны отличать от тех свойств, которые носят фаталистический и телеологический характер. Научное понимание ПСС исключает фатализм, телеологизм (люди бессильны отменить объективно существующую ПСС) и пробабилизм (вероятностный характер проявления ПСС; некоторые носят характер причинного закона, который действует с необходимостью, а другие ПСС носят вероятностный характер, в основе которых лежат не динамические, а статистические закономерности).
Причинно-следственные связи бывают:
· прямого действия (А порождает В)
· причинных цепей (А пор.В, В пор.С, С пор.Д...)
· множественность причин (А пор.В, С пор.Д, В и Д вместе пор.Е)
множественность следствий.