Вопрос 46. Отечественный опыт использования результатов общественного мнения в регулировании различных социальных процессов.

Правительственные и частные фонды постоянно проводят опросы общественного мнения, чтобы получать информацию для ориентирования в обществе, для грамотного проведения пропагандистской работы и формирования направления политической деятельности.

На портале государственных закупок Москвы появились материалы о том, что объявлен открытый конкурс на разработку «Электронного офиса московского мэра» – системы, которая будет производить мониторинг сообщений средств массовой информации и общественного мнения в интернет-блогах граждан. Проект призван узнать больше о том, что люди думают о новом московском мэре и его политике. На основе анализа как позитивных, так и негативных отзывов о работе Сергея Собянина будет составляться отчет, по которому будет видно, как народные массы воспринимают решения нового столичного градоначальника. Кроме того система должна будет производить анализ данных и определять рейтинг Собянина и его позицию в рейтинге глав субъектов Федерации, а также уровень напряженности в городском обществе и несколько других параметров. На первом этапе, планируется мониторинг около сотни печатных средств массовой информации, 40 телевизионных программ и более тысячи блогов. В том числе новая система будет отслеживать сообщения на 50 тысячах интеренет-форумов и персовных блогов. Так что теперь, прежде чем писать в блоге о политике нового мэра следует помнить, что это, в перспективе, может повлиять на политику городских властей.

Всерооссийская перепись населения проводится в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений (статья 1 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»).

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.

Данные Всероссийской переписи населения необходимы для выполнения функций органов государственной власти, разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и информационного обеспечения общества.

Вопрос 47. Зарубежный опыт использования общественного мнения при проведении референдумов, онлайновые опросы общественного мнения.

Идея использования web-сети в качестве инструмента сбора социологической информации, обсуждалась в 1980-е, но она была реализована лишь в начале 90-х. В январе 1994 года был проведен первый опрос пользователей электронной паутины.

К концу 20 века в Америке возникло множество приемов, способов, схем проведения онлайновых опросов населения.

Первая серьезная попытка обобщения методического опыта использования онлайновых опросных методов в Америке была предпринята М.Купером.

Он выделил две группы, объединившие восемь типов онлайновых опросов.

Таблица 3. Типология онлайновых опросов, предложенная М. Купером

Методы, основанные на не- вероятностной выборке Методы, основанные на вероятностной выборке
1. Опросы для интереса 4. Опрос посетителей сайта, отбранных по принципу случайной выборки
2. Опросы для независимых посетителей (без регистрации) 5. Выборка комплектуется из специально созданнной базы данных о респондентах
3. Панели, образованные из зарегистрировавшихся добровольцев 6. Участники панелей, созданных на основе случайных выборок из социально-профессиональных групп
  7. Случайная выборка владельцев Интернета
8. Случайная выборка из населения
Подобно ряду других компаний, специализирующихся на проведении онлайновых опросов, Knowledge Networks создает респондентскую панель путем случайного отбора телефонных номеров. До середины 2002 года в выборку включались не только семьи, имевшие доступ к Интернету из дома, но и семьи, не имевшие компьютора или Интернета. Они бесплатно получали соответствующее «железо» и доступ к Интернету; таким образом, охватывалось 96% всего населения Америки. При необходимости из этой панели с помощью простой случайной выборки извлекается 1000 респондентов для опросов, репрезентирующих население страны в целом, но могут строится и выборки для проведения целевых исследований. В августе 2002 года процедура комплектования панели несколько изменилась. На рубеже 2002 - 2003 годов произошло, можно утверждать, ключевое событие в истории развития опросов: Knowledge Networks в кооперации с Фишкиным провели первый онлайновый опрос обогащенного общественного мнения. В течение четырех недель 280 участников панели Knowledge Networks, объединенных в 15 групп по 10-20 человек, дважды в неделю «встречались» в сети и при участии опытного модератора обсуждали тему исследования – роль Америки в мире. Специальная техника позволила респондентам в прямом смысле говорить (не обмениваться электронными сообщениями) друг с другом, и это приблизило онлайновую дискуссию городскому собранию Новой Англии. Перед каждой сессией дискутанты читали специально подготовленные материалы «Роль Америки в мире». Кроме того они могли отправить свои вопросы экспертам: ответы размещалась на web-сайте. Взгляд в целом на опросную технологию Джеймса Фишкина Не имея возможности для тщательного рассмотрения особеннстей методов, приемов проведения опросов обогащенного общественного мнения и анализа результатов, полученных при применении этой новой исследовательской технологии, рассмотрим экспертные мнения о ней. Новая революционная технология В ряде публикаций Фишкин приводит серию высказываений известных ученых и крупных политиков о значении его опросной технологии. В них нет анализа свойств метода, но присутствует некая обобщенная рационально-эмоциональная оценка, признающая революционность нововведения и подчеркивающая его важность для развития демократии. Приведем некоторые из экспертных мнений: Профессор Роберт Дал: ... метод опроса «является самой многообещающей инновацией в демократической практике, которая мне известна. Я надеюсь, что в наступающем столетии, он будет широко использоваться в Соединенных Штатах и в других демократических странах». Профессор Норман Бредбэрн: схема опроса «комбинирует две знакомые технологии – выборочные опросы и фокус группы - в мощную новую технику измерения информированного общественного мнения. Я думаю, что это наиболее инновационный подход к изучению общественного мнения, начиная с развития научного опроса в 1930-ых».
Профессор Филип Конверс: «С позиции гражданских и демократических ценностей, опрос обогащенного общественного мнения – это восхитительно свежая точка роста. С научной точки зрения, он обещает нам приблизиться к чему-то, находящемуся вне того, что мы узнаем при использовании стандартного опроса общественного мнения о том, как избиратели постигают новую информацию, опираясь на политические представления. Это – фантастическое изобретение».
Вице-президент США Альбер Гор, отвечая на вопросы делегатов the National Issues Convention broadcast, January 16, 1996) «Думаю, что это удивительное изобретение. И если в этой группе есть кто-либо, задумывающийся о том, ведет ли это изобретение куда-дибо или уже привело, вы должны остановиться в этих размышлениях. Я думаю, что мы достигли огромного успеха…».

Является ли опросом опрос обогащенного общественного мнения? Итоги первого общенационального опроса обогащенного общественного мнения, проведенного в 1996 году, через несколько месяцев были детально проанализированы на пленарном заседании Американской Ассоциации исследователей общественного мнения, озаглавленном: «Делиберативные опросы: что они привносят в наше понимание общественного мнения?» Помимо позитивных оценок нововведения были высказаны сомения по поводу природы использованного метода изучения общественного мнения и значения получаемых результатов. Прежде всего не было единства в признании предложенного исследовательского метода опросом; в нем увидели своего рода эксперимент с интенсивным использованием опросных технологий измерения общественного мнения. Второе, отмечалось, что изменение мнений респондентов могло быть не следствием более глубокого понимания ими обсуждавших социальных проблем, но эффектом давления групп, в которых они анализировали эти проблемы. Кроме того, говорилось о возможности манипуляции мнением при осуществлении процедуры обогащения мнений. Наконец, указывалось на трудоемкость и высокую стоимость новой процедуры опроса. Прошло восемь лет с момента той дискуссии, но неоднозначность в оценке природы нового метода сохраняется. Так, М. Купер, один из признанных специалистов в области методологии опросов, в письме автору этого текста отметил, что не рассматривает deliberative poll как poll, но скорее как крупномасштабный эксперимент, как особый тип фокус группы или вообще как некий принципиально новый метод. Пост-гэллаповские опросные технологии Дискуссии о том, явлется ли опрос обогащенного общественного мнения опросом или это новый синтетический прием изучения общественного мнения, может быть придан новый поворот, если попытаться рассматривать его в рамках более общей темы – развитие опросных технологий. Зондирование электоральных установок в Америке началось в первой трети 19 века, и за прошедшие почти два века многое изменилось в методике опросов. Наши исследования показывают правомерность классификации всего множества использовавшихся, используемых и нарождающихся опросных приемов на три группы. Первая группа, догэллаповские опросы, или ненаучные. Вторая группа – научные опросы, включаюшие в себя репрезентативную выборку и личное или телефонное интервью. Третья – становящиеся новые научные технологии опроса, включающие в себя негэллаповский тип коммуникации между респондентом и исследователем на фазе сбора первичной информации. Сегодня в практике изучения общественного мнения сосуществуют методы, принадлежащие к разным группам, но их жизнь проистекает в разных нишах. На наш взгляд, метод, предложенный Фишкиным – это одна из разновидностей пост-гэллаповских приемов изучения мнений. Новый метод не вытесняет гэллаповскую традицию, но развивает ее и надстраивается над нею, стремясь уловить новые токи в общем направлении развития американской демократии и пытаясь максимально учесть достижения компьюторных технологий наступившего века. Дискуссионный День Научным и практическим продолжением многолетнего анализа деятельности различных дискуссионных форумов и опыта проведения серии опросов обогащенного общественного мнения стало предложение Джеймса Фишкина и политолога-экономиста Брюса Акермана о проведении общеамериканского Дискуссионного Дня. По американской традиции его уже нередко обозначают «ДД». Суть ДД сводится к установлению в стране раз в четыре года двух выходных дней за две недели до выборов президента. В эти дни, по замыслу социальных изобретателей, избиратели должны собираться в библиотеках, в зданиях школ и в других подготовленных помещениях, чтобы в малых и больших группах (от 15 до 500 человек) обсуждать центральные проблемы избирательной кампании. В случае успеха ДД в стране должно многое измениться: кандидаты, СМИ, партийные активисты, группы интересов, реклама, поллстеры, лоббисты, политические партии. Избиратели будут лучше знать программы кандидатов, и выборы станут более осознанными. Кроме того ДД будет иметь важное социально–психологическое и воспитательное значение. Он освежит повседневность. В социальной атмосфере возникнет ожидание ДД. Не желая выглядеть перед соседями совсем несведующими, люди будут готовиться к осбуждениям, миллионы граждан станут внимательнее следить за новостями и пробывать дискутировать происходящее. Безусловно, сами авторы ДД понимают необычность своего социального проекта и не склонны недооценивать «серьезных политических обстоятельств, которые могли бы блокировать принятие чего-либо подобного ДД». Однако в политической жизни Америки есть симптомы того, что идея проведения ДД все же не будет полностью отторгнута, и обществом будет вырабатывать механизмы претворения этой идеи в жизнь.
[1] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 62.

Наши рекомендации