Вопрос 45. Возможности использования данных общественного мнения в рамках социальной технологии управления.
Любое новое управленческое (политическое) решение. затрагивающее социально-экономические или политические интересы массового субъекта, для института власти представляет собой определенное преобразование уже сложившейся системы связей и отношений. По существу оно выступает в качестве некоторой инновации, прелагаемой властвующим субъектом объекту управления. Рассмотрим роль и функции общественного мнения как одного из важных элементов системы принятия политических решений и, соответственно. внедрения социально -экономических инноваций.
Схема претворения в жизнь проекта социально -экономических инноваций может быть представлена в виде двух этапов. Первый этап- подготовительный, который заканчивается принятием властной структурой решения о начале внедрения инновации и реальным запуском механизма ее реализации. Второй этап -собственно внедрение, осуществление системы мер, заложенных в проекте преобразований. В обеспечении этих этапов общественному мнению принадлежит существенная роль. Оно способно выступать в информационной, целеполагающей, регулятивной, на втором этапе -в контрольной, консультативной и директивной функциях, выражать поддержку, занимать позицию,мобилизовывать деятельность субъектов.
Во-первых, это критическая значимость подготовительной фазы для судьбы проекта инноваций. Какими бы достоинствами он ни обладал, как бы четко и органично ни проходило бы впоследствии его внедрение, если на подготовительном этапе его не поддержит общественное мнение и отвергнут органы, принимающие решение, нововведение умрет, не родившись, так и не перейдя во вторую фазу. Следовательно, разработчики соответствующих проектов должны владеть элементами социальной технологии оптимального прохождения предварительных этапов, обеспечения общественной поддержки и поддержки в коридорах власти.
Второе обстоятельство -это неразработанность в научном плане всего, что связано с включением общественного мнения в процессы подготовки, прохождения и принятия решений. Научной литературы на этот счет крайне мало, важнейшие практические вопросы затрагиваются в ней мимоходом. В тоже время опытные работники аппарата властных структур утверждают, что подготовка документа, проведения его через аппарат и вынесение его на голосование органа представительной власти или на обсуждение лиц, принимающих решение, это целая наука. Другие говорят, что это еще и "искусство аппаратных игр", недоступное непосвященным. Мы не будем вдаваться в эту дискуссию. Отметим лишь, что убеждены в том, что продвижение какой-либо социально -экономической инновации от идеи, концепции к принятому органами власти решению может быть представлено в видеопределенной социальной технологии. И технология эта может выступать и как предмет научного познания и как объект совершенствования посредством научных методов. И опросы общественного мнения должны занимать в соответствующей технологии заметное место.
Возможность внедрения любой социально -экономической инновации определяется не только ее внутренним потенциалом, масштабностью, ожидаемым социальным и экономическим эффектом. Важнейшую роль играют в этом процессе и характеристики среды, в которой будут осуществляться инновативные процедуры. Она может быть благоприятной, максимально способствующей восприятию нововведений, упрощающей его встраивание в механизмы функционирования социума и неблагоприятной, даже агрессивной, отторгающей его. В качестве необходимого элемента такой среды выступает общественное сознание, состояниекоторого по отношению к содержанию инновации потенциально способно изменяться в широком диапазоне -от максимальной до минимальной восприимчивости. Другой не менее важный элемент рассматриваемой среды составляют характеристики сферы принятия политических и, шире, властных решений, определяющих судьбу нововведения. В данную сферу входит как сама организация (конструкция) власти как системы принятия решения, так и собственно лица, их принимающие и влияющие на этот процесс. Не так важно, кто по должности эти люди и по какому принципу они подобраны. Важно другое -в силу их статуса состояние их сознания, восприимчивость или невосприимчивость к инновациям способна определить судьбу последних. Решение о внедрении инновации будет либо принято, либо нет. Таким образом, в социальную технологию внедрения социально-экономических и, добавим, социально - политических нововведений (таких, например, как замена смертной казни пожизненным заключением, введение суда присяжных, введение долговых тюрем и т.д. и т.п.) должны входить блоки подготовки к их позитивному восприятию как массового сознания, так и специализированного сознания субъектов принятия решений. В обеспечении той и другой задач анализу общественного мнения как процессу выявления массовых заинтересованных оценочно -ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений принадлежит важное место.
Разрабатывая данную проблематику, будем исходить из двух априорных базовых соображений.
Во-первых, это соображение о том, что в дальнейшем будут обсуждаться прежде всего инновации, обладающие позитивным потенциалом, т.е. такие, которые способны в случае внедрения обеспечить позитивный социально -экономический эффект (улучшение социальной ситуации, снижение социальной напряженности, предотвращение конфликтов, оздоровление социально -психологического климата, согласование интересов и т.п.).
Во-вторых, мы исходим из того,что проект инновации готов, разработан, его авторы ужепрошли путь от идеи, концепции до конкретного перечня решений, действий, мероприятий и вопрос стоит о его реализации. Таким образом, речь идет о внедрении подготовленного проекта социально- экономического нововведения, обладающего позитивным потенциалом.
Любая крупная инновация, даже обладающая всеми показателями социально -экономической эффективности, влечет на пути реализации ряд препятствий, проблем и трудностей. Их можно классифицировать на основании различных критериев. Применительно к проблемам, обсуждаемым в настоящем докладе, разделим эти препятствия на три группы.
Группа первая -это неготовность массового сознания к восприятию инновации.
Группа вторая -это неготовность структур власти и управления, лиц, принимающих решения к осознанию необходимости инновации и запуску механизма ее внедрения. Группа третья-это недостаток ресурсов. Социальная технология продвижения инновации на подготовительном этапе, опирающаяся на опросы общественного мнения, позволяет найти способы решенияпроблем, связанных с преодолением первых двух групп препятствий. Эта задача редуцируется к двум частным задачам: 1) подготовке массового сознания к позитивному восприятию инновации; 2)убеждение властных структур в целесообразности и необходимости внедрения инновации. Мы рассмотрим лишь тот элемент социальной технологии подготовки нововведения к внедрению, который связан с использованием результатов опросов общественного мнения.
Организационно -содержательная структура процесса продвижения социально-экономической инновации на базе опросов общественного мнения на предварительной фазе может быть представлена в виде последовательности следующих этапов.
1. Широкий диагностический опрос общественного мнения
Цель опроса -выявление инновационной восприимчивости социума к данному нововведению, диагностика структуры поддержки и противостояния проекту.
2. Анализ результатов диагностического опроса и выбор стратегии их использования
В самом общем виде возможны три идеально -типических варианта результатов диагностического этапа.
а) Большинство населения готово к восприятию инновации и поддерживает заложенные в ней идеи. б) Большинство населения отвергает инновацию. в) Ситуация является неопределенной, большинство затрудняется дать оценку предлагаемому нововведению.
В зависимости от типа полученных результатов выбирается и стратегия их использования.
В ситуации неготовности общественного сознания к позитивному восприятию предлагаемой инновации и отказа от поддержки заложенных в ней идей для авторов проекта наступаетмомент выбора. Есть четыре альтернативы. Авторы инновации могут отказаться от выдвинутой концепции и на этом инновационный процесс закончится. Они могут серьезно изменить содержание проекта (или его пропагандистскую оболочку) и еще раз обратиться к общественному мнению. По существу это также означает отказ от первоначальной инновации и переход к новой с новым циклом внедрения. Третий вариант -отложить начало внедрения проекта и приступить к обработке общественного мнения с целью переубеждения общественности. В этом случае результаты опроса имеют высокую значимость. Они позволяют определить целевые группы сторонников и противников нововведения, причины их соответствующих оценок и даже разработать программы адресного воздействия на каждую группу. Наконец, четвертый вариант, возможный только в случае соответствующего режима взаимодействия власти и общественного мнения и нахождения авторов инновации у власти. Это вариант игнорирования негативных общесцепных реакции, подавления, возможно репрессивного, групп наиболее активных противников и т.п.
Есть и еще один вариант, пятый, который вполне возможен и даже часто встречается на практике, но который мы не будем здесь рассматривать, как выходящий за рамки научной и социологической этики. Это вариант фальсификации результатов опросов.
Какой бы из обозначенных альтернатив не отдали предпочтение в этой ситуации субъекты инновации, результаты опроса в случае негативной реакции социума есть предмет их внутреннего использования. Их нецелесообразно придавать гласности. Не могут они применяться и как инструмент воздействия на субъектов принятия решений. давления на общественность.
В случае поддержки большинством инновационной концепции ситуация кардинально меняется. Результаты опроса становятся мощным средством давления на власть и общественное мнение. Их следует придать гласности через самые различные каналы. Это могут быть и публикации в средствах массовой информации и выступления на открытых слушаниях и публичные лекции и закрытые доклады и записки и т.д. и т.п. Более подробно механизм использования благоприятных для проекта нововведения социальных оценок мы рассмотрим ниже.
В неопределенной ситуации субъекты, заинтересованные во внедрении инновации, могут применять результаты опроса двояким образом. Во-первых, она необходима дляпланирования структуры кампании по убеждению неопределившихся, неинформированных и сомневающихся. Полученные данные дают информацию об их координатах в структуресоциального пространства, социальных и демографических параметрах, мотивациях. Во-вторых, соответствующие результаты можно использовать как пропагандистский аргумент и средство давления, опирающиеся на тезис о том, что "общественность не отказала проекту инновации в доверии", что массовое сознание, хотя и не полностью, но все же уже отчасти готово к его восприятию в позитивном ключе
Технология воздействия полученных результатов на формирование позитивных массовых оценок достаточно традиционна. Важнейший канал здесь -средства массовой информации-пресса, радио, телевидение. Кроме того могут применяться прямые апелляции к общественности -через выступления на митингах, собраниях, конференциях, лекции, сообщения и т.п. К числу опосредованных каналов воздействия полученных результатов на массовое сознания относится задействование субъектов -ретрансляторов. В таком качестве могут выступать, с одной стороны, специалисты в сферах деятельности, связанных с внедряемой инновацией, авторитет которых у населения определяется их профессиональным статусом, и, с другой стороны, лидеры общественного мнения, наиболее популярные фигуры из мира искусства, моды, спорта и т.п. Прямыми каналами использования результатов опросов для воздействия на лиц, принимающих решения, могут быть, с нашей точки зрения, следующие:
1)пресс -конференция в стенах парламентов, других органов представительной и исполнительной власти;
2)пресс - релизы, специально распространяемые среди депутатов;
3)эксклюзивная информация о реакции массового сознания, специально предоставляемая тем или иным депутатским группам (отдельным депутатам),
4)различного рода специально организованные "утечки информации",
5)специальные консультации социологов для отдельных групп депутатского корпуса