Вопрос 39. Влияние на выбор методов изучения общественного мнения исследуемого субъекта и объекта.
Специфика субъекта, т.е. социальной группы, ее форма, степень открытости, компетентности Объект общественного мнения то, по поводу чего оно складывается. Например, явление может носить настолько специальный характер, что массовый опрос не решит задач исследования, здесь необходим экспертный опрос. Существую проблемы, общественное мнение по поводу которых еще не вполне сформировано, поэтому подойдут оперативные способы изучения. Направленность-это преобладающее установившееся мнение "за" или "против" по отношению к определённому событию, решению, или другому общеизвестному социальному явлению. Интенсивность характеризует силу и твёрдость выражения общественного мнения. При высокой степени направленности вопрос в анкете можно «закрыть», в обратном случае – предпочтительнее открытые, полузакрытые вопросы. Организация “раздаточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий. Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.
Вопрос 40. Зависимость типа и объема выборки от предмета исследования. Специфика организационных аспектов изучения общественного мнения. основные характеристики правильно составленной по численности выборки (представленной по всем группам) будут соответствовать характеристикам исследуемого общества. Если выборка была сформулирована правильно, то отклонения общественного мнения по исследованиям выборки от общественного мнения всего общества должна быть не более 3-4%Объем, выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность — целевой установкой программы. Именно программа задает образ необходимой генеральной совокупности для проведения выборки. Будет ли это все население или особые его структурные образования, все элементы изучаемого объекта или только выделяемые по заданным программой критериям. Специфика предмета исследования влияет на число респондентов, которых можно считать компетентными. Предмет определяет географические рамки выборки. При небольших по численности генеральных совокупностях (например, одно предприятие) применяют случайную бесповторную выборку. При больших генеральных совокупностях - многоступенчатый отбор по районам, т. е. крупным структурным составляющим генеральной совокупности: регионы, типы поселений, кварталы города. Организационный аспект – организация опроса требует быстрой реакции на актуальные события, больших материальных затрат, специалисты сталкиваются с трудностями, связанными с некомпетентностью респондентов относительно конкретного объекта исследования.
Вопрос 41. Один из критериев выделения видов социологического исследования общественного мнения – его масштабность. Здесь нужно назвать международное, общенациональное, региональное, отраслевое, локальное исследования.
Международные исследования охватывают как минимум две страны и проводятся по тематике, представляющий общий интерес (например, исследование бюджетов времени 13 стран Европы и Америки).
Общенациональноеисследование проводится в масштабах страны и обычно связаны с изучением общественного мнения по наиболее злободневным проблемам (например, предвыборная президентская кампания).
Региональные исследования осуществляются в масштабах области, края республики (например, исследование профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда Уральского региона).
Отраслевыеисследования представляют интерес с точки зрения изучения проблем, имевших существенное значение для отдельной отрасли (например, исследование зрительских интересов).
Локальные исследования предполагают изучение и анализ проблем, важных для отдельного предприятия, фирмы, учреждения, организации (например, исследование социально-профессиональной адаптации в производственном коллективе).